Современная зарубежная психология
2024. Том 13. № 3. С. 52–61
doi:10.17759/jmfp.2024130305
ISSN: 2304-4977 (online)
Возрастная динамика развития восприятия визуально-пространственной перспективы
Аннотация
В статье представлен обзор зарубежных исследований восприятия визуально-пространственной перспективы, как способности определять визуальные впечатления другого человека. Этот феномен впервые был описан Ж. Пиаже, но его изучение остается актуальным до сих пор. Как показал анализ современных научных источников, пониманию перспективы первого уровня может способствовать альтерцентрическая интерференция; развитие восприятия перспективы второго уровня тесно связано с формированием навыков навигации и ментального вращения, а также с оптимизацией использования пространственных систем отсчета. Долгий путь становления в течение всего дошкольного периода проходит аллоцентрическая система отсчета: от геометрии пространства и локальных ориентиров до конфигурации элементов массива. Геометрия массива, как форма пространственных связей между объектами, остается стабильной по отношению к цели даже при мысленном вращении. Соответственно, чем более совершенную аллоцентрическую систему отсчета применяет ребенок, тем эффективней он может воспринимать чужую точку зрения. Эту закономерность необходимо учитывать в дальнейших исследованиях восприятия перспективы.
Общая информация
Ключевые слова: развитие восприятия перспективы, аллоцентрические и эгоцентрические системы отсчета, альтерцентрический эффект
Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130305
Получена: 22.03.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Кричка М.Н. Возрастная динамика развития восприятия визуально-пространственной перспективы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 3. С. 52–61. DOI: 10.17759/jmfp.2024130305
Полный текст
Введение
Разные уровни понимания перспективы
Пространственные системы отсчета при восприятии перспективы
Формирование аллоцентрической системы отсчета в течение детства
Заключение
Литература
- A viewpoint-independent process for spatial reorientation / M. Nardini, R.L. Thomas, V. Knowland, O.J. Braddick, J. Atkinson // Cognition. 2009. Vol. 112. № 2. P. 241—248. DOI:10.1016/j.cognition.2009.05.003
- Aldrich L. Spontaneous visual perspective-taking: level 2 representations of another's perspective are not related to what they actually see [Электронный ресурс] // The Plymouth Student Scientist. 2021. Vol. 14. № 2. P. 497—512. URL: https://pearl-prod.plymouth.ac.uk/bitstream/handle/10026.1/18512/TPSS-Vol14n2_497-512Aldrich.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 09.09.2024).
- Anastasiou C., Baumann O., Yamamoto N. Does path integration contribute to human navigation in large-scale space? // Psychonomic Bulletin & Review. 2022. Vol. 30. P. 822—842. DOI:10.3758/s13423-022-02216-8
- Bayesian transfer in a complex spatial localization task / R. Kiryakova, S. Aston, U.R. Beierholm, М. Nardini // Journal of Vision. 2020. Vol. 20. № 6. 19 p. DOI:10.1167/jov.20.6.17
- Coding locations relative to one or many landmarks in childhood / J. Negen, L.B. Ali, B. Chere, H.E. Roome, Y. Park, M. Nardini // PLoS Computational Biology. 2019. Vol. 15. № 10. Article ID e1007380. 25 p. DOI:10.1371/journal.pcbi.1007380
- Dahm S.F., Muraki E.J., Pexman P.M. Hand and foot selection in mental body rotations involves motor-cognitive interactions // Brain Sciences. 2022. Vol. 12. № 11. Article ID 1500. 16 p. DOI:10.3390/brainsci12111500
- Development of Landmark Use for Navigation in Children: Effects of Age, Sex, Working Memory and Landmark Type / A.H. Van Hoogmoed, J. Wegman, D. van den Brink, G. Janzen // Brain Sciences. 2022. Vol. 12. № 6. Article ID 776. 18 p. DOI:10.3390/brainsci12060776
- Differential developmental trajectories for egocentric, environmental and intrinsic frames of reference in spatial memory / M. Nardini, N. Burgess, K. Breckenridge, J. Atkinson // Cognition. 2006. Vol. 101. № 1. P. 153—172. DOI:10.1016/j.cognition.2005.09.005
- Ferguson H.J., Apperly I., Cane J.E. Eye tracking reveals the cost of switching between self and other perspectives in a visual perspective-taking task // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2017. Vol. 70. № 8. P. 1646—1660. DOI:10.1080/17470218.2016.1199716
- Fernandez-Baizan С., Arias J.L., Mendez М. Egocentric and allocentric spatial memory in young children: A comparison with young adults // Infant and Child Development. 2021. Vol. 30. № 2. Article ID e2216. 15 p. DOI:10.1002/icd.2216
- Flavell J.H. Cognitive monitoring // Children’s oral communication skills / Ed. W.P. Dickson. New York: Academic Press, 1981. P. 35—60.
- Gunalp P., Moossaian T., Hegarty M. Spatial perspective taking: Effects of social, directional, and interactive cues // Memory & Cognition. 2019. Vol. 47. № 5. P. 1031—1043. DOI:10.3758/s13421-019-00910-y
- Hu Q., Fu Y., Shao Y. Young children’s representation of locations in a series: a front-back representation or an ordinal representation? // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Article ID 1327. 6 p. DOI:10.3389/fpsyg.2020.01327
- Huttenlocher J., Presson С.С. Mental rotation and the perspective problem // Cognitive Psychology. 1973. Vol. 4. № 2. P. 277—299. DOI:10.1016/0010-0285(73)90015-7
- Huttenlocher J., Vasilyeva М. How toddlers represent enclosed spaces // Cognitive Science. 2003. Vol. 27. № 5. P. 749—766. DOI:10.1016/S0364-0213(03)00062-4
- Landmark-based spatial navigation across the human lifespan / M. Becu, D. Sheynikhovich, S. Ramanoel, G. Tatur, A. Ozier-Lafontaine, C.N. Authie, J.-A. Sahel, A. Arleo // eLife. 2023. Vol. 12. Article ID e81318. 24 p. DOI:10.7554/eLife.81318
- Li W., Hu Q., Shao Y. Separation of geometric and featural information in children’s spatial representation: Evidence from a model selection task // Journal of Experimental Child Psychology. 2022. Vol. 213. Article ID 105272. DOI:10.1016/j.jecp.2021.105272
- Lourenco S.F., Addy D., Huttenlocher J. Location representation in enclosed spaces: What type of information afford young children an advantage? // Journal of Experimental Child Psychology. 2009. Vol. 104. № 3. P. 313—325. DOI:10.1016/j.jecp.2009.05.007
- Lourenco S.F., Frick A. Remembering where: The origins and early development of spatial memory // The handbook of children’s memory development / Eds. P.J. Bauer, R. Fivush. Oxford: Wiley-Blackwell, 2014. P. 367—393.
- Mastrogiuseppe M., Gianni E., Lee S.A. Does a row of objects comprise a boundary? How children miss the forest for the trees in spatial navigation // Developmental Psychology. 2023. Vol. 59. № 12. P. 2397—2407. DOI:10.1037/dev0001638
- May М. Imaginal perspective switches in remembered environments: Transformation versus interference accounts // Cognitive Psychology. 2004. Vol. 48. № 2. P. 163—206. DOI:10.1016/S0010-0285(03)00127-0
- May M., Klatzky R.L. Path integration while ignoring irrelevant movement // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 2000. Vol. 26. № 1. P. 169—186. DOI:10.1037/0278-7393.26.1.169
- Michelon P., Zacks J.M. Two kinds of visual perspective taking // Perception & Psychophysics. 2006. Vol. 68. P. 327—337. DOI:10.3758/BF03193680
- Nardini М. Merging familiar and new senses to perceive and act in space // Cognitive processing. 2021. Vol. 22. № 3. P. 69—75. DOI:10.1007/s10339-021-01052-3
- Negen J., Bird L.-A., Nardini M. An Adaptive Cue Selection Model of Allocentric Spatial Reorientation // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2021. Vol. 47. № 10. P. 1409—1429. DOI:10.1037/xhp0000950
- Newcombe N. Navigation and the developing brain // Journal of Experimental Biology. 2019. Vol. 222. № 1. Article ID 186460. 11 p. DOI:10.1242/jeb.186460
- Newcombe N., Huttenlocher J., Learmonth A. Infants’ coding of location in continuous space // Infant Behavior and Development. 1999. Vol. 22. № 4. P. 483—510. DOI:10.1016/S0163-6383(00)00011-4
- Newcombe N.S., Ratliff K.R. Explaining the development of spatial reorientation: Modularity-plus-language versus the emergence of adaptive combination // The Emerging Spatial Mind / Eds. J. Plumert, J. Spencer. New York: Oxford University Press, 2007. P. 53—76. DOI:10.1093/acprof:oso/9780195189223.003.0003
- Newman P.M., McNamara T. Integration of visual landmark cues in spatial memory // Psychological Research. 2022. Vol. 86. P. 1636—1654. DOI:10.1007/s00426-021-01581-8
- Parsons L.M. Imagined Spatial Transformation of One's Body // Journal of Experimental Psychology: General. 1987. Vol. 116. № 2. P. 172—191. DOI:10.1037//0096-3445.116.2.172
- Path integration in large-scale space and with novel geometries: Comparing vector addition and encoding-error models / S.K. Harootonian, R.C. Wilson, L. Hejtmanek, E.M. Ziskin, A.D. Ekstrom // PLoS Computational Biology. 2020. Vol. 16. № 5. Article ID e1007489. 28 p. DOI:10.1371/journal.pcbi.1007489
- Perspective taking as virtual navigation? Perceptual simulation of what others see reflects their location in space but not their gaze / E. Ward, G. Ganis, K.L. McDonough, P. Bach // Cognition. 2020. Vol. 199. № 3. Article ID 104241. DOI:10.1016/j.cognition.2020.104241
- Perspective-taking is spontaneous but not automatic / С. O'Grady, T. Scott-Phillips, S. Lavelle, K. Smith // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2020. Vol. 73. № 10. P. 1605—1628. DOI:10.1177/1747021820942479
- Piaget J., Inhelder B. The child's conception of space. London: Routledge & K. Paul, 1956. 490 p.
- Presson C.C., Montello D.R. Updating after Rotational and Translational Body Movements: Coordinate Structure of Perspective Space // Perception. 1994. Vol. 23. № 12. P. 1447—1455. DOI:10.1068/p231447
- Puls K., May M. Disentangling spatial conflicts in mental perspective taking // Acta Psychological. 2020. Vol. 207. Article ID 103078. DOI:10.1016/j.actpsy.2020.103078
- Rieser J. Access to knowledge of spatial structure at novel points of observation // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 1989. Vol. 15. № 6. P. 1157—1165. DOI:10.1037/0278-7393.15.6.1157
- Sette P.D., Bindemann M., Ferguson H.J. Visual perspective-taking in complex natural scenes // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2022. Vol. 75. № 8. P. 1541—1551. DOI:10.1177/17470218211054474
- Southgate V. Are infants altercentric? The other and the self in early social cognition // Psychological Review. 2019. Vol. 127. № 4. P. 505—523. DOI:10.1037/rev0000182
- Spontaneous visual perspective-taking with constant attention cue: A modified dot-perspective task paradigm / S. Zhou, H. Yang, Y. Wang, X. Zhou, S. Li // Attention, Perception & Psychophysics. 2023. Vol. 86. P. 1176—1185. DOI:10.3758/s13414-023-02772-8
- The development of spatial location coding: Place learning and dead reckoning in the second and third years / N. Newcombe, J. Huttenlocher, A.B. Drummey, J.G. Wiley // Cognitive Development. 1998. Vol. 13. № 2. P. 185—200. DOI:10.1016/S0885-2014(98)90038-7
- The Developmental trajectories of children’s reorientation to global and local properties of environmental geometry / M.G. Buckley, L.J. Holden, A.D. Smith, M. Haselgrove // Journal of Experimental Psychology: General. 2022. Vol. 153. № 4. P. 889—912. DOI:10.1037/xge0001265
- The Difficulty of Effectively Using Allocentric Prior Information in a Spatial Recall Task / J. Negen, L.-A. Bird, E. King, M. Nardini // Scientific Reports. 2020. Vol. 10. Article ID 7000. 10 p. DOI:10.1038/s41598-020-62775-5
- Vasilyeva M., Bowers E. Children’s use of geometric information in mapping tasks // Journal of Experimental Child Psychology. 2006. Vol. 95. № 4. P. 255—277. DOI:10.1016/j.jecp.2006.05.001
- Vestibular contribution to spatial encoding / S. Zanchi, L.F. Cuturi, G. Sandini, M. Gori, E.R. Ferre // European Journal of Neuroscience. 2023. Vol. 58. № 9. P. 4034—4042. DOI:10.1111/ejn.16146
- Ward E., Ganis G., Bach P. Spontaneous vicarious perception of the content of another’s visual perspective // Current Biology. 2019. Vol. 29. P. 874—880. DOI:10.1016/j.cub.2019.01.046
- Working memory capacity, mental rotation, and visual perspective taking: A study of the developmental cascade hypothesis / Q. Zhang, Z. Liang, T. Zhang, C. Wang, T. Wang // Memory & Cognition. 2022. Vol. 50. № 2. P. 1432—1442. DOI:10.3758/s13421-021-01272-0
- Yang Y., Li W., Wang Q. How well do 5- to 7- year-old children remember the spatial structure of a room? // Journal of Cognition and Development. 2022. Vol. 23. № 3. P. 385—410. DOI:10.1080/15248372.2022.2025809
- Young children's representation of geometric relationships between locations in location coding / Q. Hu, M. Zhang, Y. Shao, G. Feng // Journal of Experimental Child Psychology. 2019. Vol. 189. Article ID 104703. DOI:10.1016/j.jecp.2019.104703
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 86
В прошлом месяце: 71
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 19
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 2