Когнитивные и социальные предикторы адаптивного функционирования у детей с расстройствами аутистического спектра: современное состояние проблемы

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 9 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Изучение адаптивного функционирования у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) является крайне важным для выявления факторов, влияющих на их успешную долгосрочную адаптацию в обществе. Теоретической основой исследования выступили ключевые когнитивные конструкты, включая метакогнитивные знания о собственных психических состояниях (модель психического) и процессы метакогнитивного контроля (исполнительные функции). Цель. Проанализировать и синтезировать современные исследования ключевых когнитивных (интеллект, модель психического, исполнительные функции) и социальных (социально-экономический статус семьи) предикторов адаптивного функционирования у детей с РАС. Гипотеза. Дефициты модели психического и исполнительных функций могут выступать более значимыми предикторами адаптивного поведения, чем IQ, в то время как социально-экономический статус семьи (SES) служит важным контекстуальным фактором, влияющим на результаты адаптации. Методы и материалы. В статье использована методология систематического нарративного обзора. Был проведен комплексный поиск и анализ научной литературы в международных рецензируемых базах данных за период с 2014 по 2025 год. Результаты. Результаты демонстрируют, что IQ является ненадежным индикатором успешности адаптивного функционирования в будущем у детей с РАС. Напротив, дефициты модели психического и исполнительных функций выступают более значимыми предикторами, опосредуя трудности в социальной коммуникации, самообслуживании и повседневных навыках, даже при сохранном интеллекте. Роль SES является преимущественно опосредованной, влияя на доступ к ранней диагностике и интервенциям. Выводы. Адаптивное функционирование при РАС представляет собой многомерный конструкт, определяемый многоуровневыми и взаимосвязанными предикторами. Полученные данные подчеркивают необходимость комплексного подхода к изучению адаптации, предполагающего переход от прогнозов на основе IQ к целенаправленному развитию социального познания и саморегуляции с учетом социально-экономического статуса семьи.

Общая информация

Ключевые слова: адаптивное функционирование, дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), когнитивное развитие, модель психического, исполнительные функции, социально-экономический статус

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140301

Поступила в редакцию 26.06.2025

Поступила после рецензирования 22.08.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Кириллова, Ю.В., Лебедева, Е.И. (2025). Когнитивные и социальные предикторы адаптивного функционирования у детей с расстройствами аутистического спектра: современное состояние проблемы. Современная зарубежная психология, 14(3), 8–19. https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140301

© Кириллова Ю.В., Лебедева Е.И., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Подкаст

Полный текст

Введение

Адаптивное функционирование обычно определяется как способность индивида эффективно удовлетворять повседневные требования среды посредством выполнения социально значимых, культурно ожидаемых и соответствующих возрасту действий, необходимых для самостоятельной жизни (American Psychiatric Association, 2024; Schalock et al., 2021). Оно охватывает несколько областей, включая социальные навыки, способности к самообслуживанию и применение функциональных навыков, обеспечивающих успешную адаптацию к образовательной, профессиональной и социальной среде (Sparrow, Cicchetti, & Balla, 2005).
Изучение адаптивного функционирования у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) крайне важно для раннего выявления дефицитов, препятствующих социализации. Несмотря на то, что у многих детей с РАС показатели интеллекта в пределах нормы, их адаптивное поведение часто значительно отстает от возрастных норм, что обуславливает необходимость анализа ключевых факторов, влияющих на успешную адаптацию.
Целью данного исследования является анализ ключевых факторов, влияющих на адаптивное функционирование у детей с РАС, включая когнитивные способности, модель психического, исполнительные функции и социально-экономические факторы.

Методы

В данной статье используется методология систематического обзора для синтеза и анализа современной базы исследований об адаптивном функционировании. Комплексный поиск соответствующей научной литературы проводился в международных рецензируемых базах данных: Scopus, Web of Science, PubMed и PsycINFO. Поиск был сфокусирован на публикациях за последнее десятилетие. Отбор материалов осуществлялся с использованием следующих ключевых поисковых терминов и их комбинаций: «адаптивное функционирование», «адаптивное поведение», «расстройства аутистического спектра», «РАС».
Особое внимание уделялось статьям, опубликованным в ведущих международных журналах в области психологии, психиатрии и нейроразвития. Конечный отбор для углубленного анализа основывался на критериях релевантности проблеме исследования, методологической строгости и публикации в высокорейтинговом рецензируемом журнале.

Когнитивные факторы и их влияние на адаптивное функционирование у детей с РАС

Адаптивное функционирование у детей с РАС представляет собой сложный феномен, который не всегда коррелирует с когнитивными способностями. Современные исследования показывают, что даже дети с РАС и IQ выше среднего (> 70) часто демонстрируют адаптивные навыки значительно ниже ожидаемого уровня (Lupi et al., 2023). Этот разрыв подчеркивает необходимость изучения дополнительных предикторов адаптивного функционирования.
Механизмы, лежащие в основе этого несоответствия, многогранны и отражают сложный нейропсихологический профиль РАС. Для РАС характерна значительная гетерогенность когнитивного функционирования, где сохранные способности в определенных областях (например, механическая память) часто сосуществуют с выраженными дефицитами абстрактного мышления и социального познания (Demetriou et al., 2018). Дети с РАС и высоким IQ могут развивать сложные компенсаторные стратегии («маскировка»), которые позволяют им адекватно функционировать в структурированных условиях тестирования, но не в непредсказуемых реальных социальных взаимодействиях (Livingston et al., 2019). Также критическую роль играют мотивационные факторы: многие дети с РАС демонстрируют сниженную внутреннюю мотивацию к социальному поведению (Jahromi, 2017).

Модель психического при аутизме и адаптивное функционирование: значение и влияние

Модель психического — это когнитивная способность приписывать ментальные состояния (убеждения, намерения, желания, эмоции) другим людям и использовать это для прогнозирования и объяснения их поведения (Sergienko, 2014). У детей с РАС развитие модели психического часто нарушено, что идентифицируется как ключевой патогенный фактор, лежащий в основе дефицитов социальной коммуникации и адаптивного поведения (Polónyiová et al., 2024).
Исследования подтверждают положительную корреляцию между пониманием ложных убеждений первого порядка и высокими показателями по Шкалам адаптивного поведения Вайнленд (Frith et al., 1994), а также связь с коммуникативной компетентностью и позитивным социальным поведением (Berenguer et al., 2018). Даже успешно выполняя классические задачи, многие дети не могут применить эти знания в реальных социальных ситуациях.
С другой стороны, результаты некоторых исследований показывают, что низкий уровень модели психического не всегда приводит к нарушениям в социальном взаимодействии. Некоторые дети с РАС используют компенсаторные механизмы («камуфляж»), чтобы демонстрировать адекватное социальное поведение, копируя поведение других по заранее сформулированным правилам (Livingston et al., 2018; Fombonne, 2020). Эта способность связывается с развитием исполнительных функций.

Исполнительные функции и адаптивное функционирование у детей с РАС

Исполнительные функции (EF) являются другим предиктором адаптивного функционирования у детей с РАС (Fossum et al., 2025). Они играют критическую роль в когнитивной регуляции поведения, включая планирование, контроль действий, адаптацию к меняющимся условиям и управление эмоциональными реакциями. Дефициты в этой области наблюдаются с раннего возраста и значительно влияют на адаптивное функционирование, включая социализацию, приобретение навыков самообслуживания и способность к независимой жизни (Terroux et al., 2024).
Эмпирические данные показывают, что уровень развития исполнительных функций может быть более значимым предиктором адаптивного поведения, чем общие интеллектуальные способности (Terroux et al., 2024). У детей дошкольного возраста с РАС особенно выражены нарушения когнитивной гибкости и рабочей памяти, которые напрямую связаны с трудностями социализации (Igliozzi et al., 2024; Lupi et al., 2023).
Связь между тяжестью симптомов РАС и уровнем исполнительных функций подтверждается множеством исследований: дети с более выраженными трудностями в социальной коммуникации и ограниченным повторяющимся поведением показывают более низкие уровни исполнительных функций (Lupi et al., 2023).

Адаптивное функционирование у детей с РАС и социально-экономический статус семьи

Отдельная область исследований фокусируется на оценке влияния социально-экономического статуса семьи (SES), на адаптивное функционирование детей с РАС. Более высокий уровень образования родителей и доступ к различным ресурсам, включая программы раннего вмешательства, коррелирует с уровнями адаптивного функционирования и повышает его развитие (Ibrahim et al., 2020).
Исследования показывают статистически значимое влияние SES на адаптивное функционирование, особенно в сфере коммуникативных навыков. Однако после включения в модель когнитивных переменных (в частности, вербального IQ) эффект SES уменьшается до незначительного уровня (Hodge et al., 2021). Это показывает, что SES действует опосредованно, открывая доступ к ранней диагностике и интервенциям, а также уровень вовлеченности родителей, которые в дальнейшем определяют развитие когнитивных и адаптивных навыков.
Многочисленные исследования подтверждают значительное влияние социально-экономических факторов (доход и образование родителей, условия жизни), на развитие навыков повседневной жизни, социальных и моторных навыков у детей с РАС (Ibrahim et al., 2020; St. John, Ausderau, 2021). Однако также есть и обратная связь: наличие ребенка с РАС само по себе может быть фактором снижения дохода семьи из-за необходимости одного из родителей (чаще матери) сокращать трудовую деятельность для ухода за ребенком (Montes, Halterman, 2008).

Ограничения и перспективы будущих исследований

Современные исследования адаптивного функционирования при расстройствах аутистического спектра (РАС) сталкиваются с рядом серьезных ограничений. К ним относятся методологическая неоднородность (разные подходы в исследованиях), преобладание разовых срезов и низкая экологическая валидность (данные получены в искусственных условиях, а не в реальной жизни). Эти проблемы существенно снижают предсказательную силу существующих оценок.
Именно эти методологические сложности лежат в основе ключевых противоречий, обнаруживаемых в научной литературе: «IQ — Адаптация»: показатель IQ оказывается слабым предиктором того, насколько хорошо человек с РАС справляется с повседневными задачами в реальной жизни. Несоответствие «Модель психического — Поведение»: низкие результаты в тестах на модель психического не всегда проявляются в плохом наблюдаемом социальном поведении. Верно и обратное: относительно успешное поведение может маскировать внутренние трудности. Неоднозначная роль социально-экономического статуса: Одни исследования показывают прямую связь между социально-экономическим статусом семьи и развитием адаптивных навыков у ребенка с РАС, в то время как в других показано, что этот эффект исчезает при учете когнитивных факторов.
Для преодоления этих ограничений будущие исследования должны: внедрять лонгитюдные дизайны для изучения развития навыков во времени, повышать экологическую валидность, используя методы оценки в естественной для человека среде, изучать компенсаторные механизмы.

Заключение

Анализ современных исследований позволяет заключить, что адаптивное функционирование при РАС представляет собой многомерный конструкт, определяемый многоуровневыми и взаимосвязанными предикторами. Сниженное адаптивное функционирование не может быть объяснено единственным фактором и обусловлено не только когнитивным развитием, но и средовыми детерминантами, включая доступность диагностики и интервенций.
Уровень интеллектуального развития, ранее считавшийся основным предиктором, не является надежным индикатором успешной социализации и независимой жизни во взрослом возрасте, что подчеркивает необходимость комплексного подхода. Исследования связи модели психического, исполнительных функций и адаптивного функционирования актуализируют развитие целевых интервенций в рамках междисциплинарного подхода, учитывающего взаимосвязанные дефициты саморегуляции и социального познания.
 
 

Литература

  1. Лебедева, Е.И., Ильина, Е.А. (2024). Имплицитное понимание неверных мнений: Современное состояние исследований. Современная зарубежная психология, 13(2), 44—52. https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130204
    Lebedeva, E.I., Ilina, E.A. Implicit false beliefs: the state of art. Journal of Modern Foreign Psychology, 13(2), 44—52. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130204
  2. Сергиенко, Е.А. (2014). Модель психического как парадигма познания социального мира. Психологическое исследование, 7(36). URL: https://psystudy.ru/num/issue/view/46 (дата обращения: 10.09.2025).
    Sergienko, E.A. (2014). Theory of mind as a paradigm for understanding the social world. Psychological Studies, 7(36). (In Russ.). URL: https://psystudy.ru/num/issue/view/46 (viewed: 10.09.2025).
  3. Alvares, G.A., Bebbington, K., Cleary, D., Evans, K., Glasson, E.J., Maybery, M.T., Pillar, S., Uljarević, M., Varcin, K., Wray, J., Whitehouse, A.J.O. (2020). The misnomer of «high functioning autism»: Intelligence is an imprecise predictor of functional abilities at diagnosis. Autism, 24(1), 221—232. https://doi.org/10.1177/1362361319852831
  4. American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5. Washington: American Psychiatric Publishing. ttps://doi.org/10.1176/appi.books.9780890425596
  5. Bennett, T.A., Szatmari, P., Bryson, S., Duku, E., Vaccarella, L., Tuff, L. (2013). Theory of mind, language and adaptive functioning in ASD: A neuroconstructivist perspective. Journal of the Canadian Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 22(1), 13—19. https://doi.org/10.1007/s00787-012-0311-8
  6. Berenguer, C., Miranda, A., Colomer, C., Baixauli, I., Roselló, B. (2018). Contribution of theory of mind, executive functioning, and pragmatics to socialization behaviors of children with high-functioning autism. Journal of autism and developmental disorders, 48(2), 430—441. https://doi.org/10.1007/s10803-017-3349-0
  7. Chatham, C.H., Taylor, K.I., Charman, T., Liogier D’ardhuy, X., Eule, E., Fedele, A., Hardan, A.Y., Loth, E., Murtagh, L., del Valle Rubido, M., San Jose Caceres, A., Sevigny, J., Sikich, L., Snyder, L., Tillmann, J.E., Ventola, P.E., Walton-Bowen, K.L., Wang, P.P., Willgoss, T., Bolognani, F. (2018). Adaptive behavior in autism: Minimal clinically important differences on the Vineland-II. Autism Research, 11(2), 270—283. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28941213/
  8. Chiu, H.M., Chen, C.T., Tsai, C.H., Li, H.J., Wu, C.C., Huang, C.Y., Chen, K.L. (2023). Theory of mind predicts social interaction in children with autism spectrum disorder: A two-year follow-up study. Journal of Autism and Developmental Disorders, 53(9), 3659—3669. https://doi.org/10.1007/s10803-022-05662-4
  9. Demetriou, E.A., Lampit, A., Quintana, D.S., Naismith, S.L., Song, Y.J.C., Pye, J.E., Hickie, I.B., Guastella, A.J. (2018). Autism spectrum disorders: A meta-analysis of executive function. Molecular Psychiatry, 23(5), 1198—1204. https://doi.org/10.1038/mp.2017.75
  10. Eisenhower, A., Martinez Pedraza, F., Sheldrick, R.C., Frenette, E., Hoch, N., Brunt, S., Carter, A.S. (2021). Multi-stage screening in early intervention: A critical strategy for improving ASD identification and addressing disparities. Journal of autism and developmental disorders, 51(3), 868—883. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04429-z
  11. Fombonne, E. (2020). Camouflage and autism. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 61(7), 735—738. https://doi.org/10.1111/jcpp.13296
  12. Fossum, I.N., Øie, M.G., Orm, S., Andersen, P.N., Skogli, E.W. (2025). Longitudinal Predictors of Adaptive Functioning in Emerging Adults with and without Autism Spectrum Disorder. Research on Child and Adolescent Psychopathology, 53(2), 137—149. https://doi.org/10.1007/s10802-024-01265-y
  13. Franchini, M., Smith, I.M., Sacrey, L., Duku, E., Brian, J., Bryson, S.E., Vaillancourt, T., Armstrong, V., Szatmari, P., Roberts, W., Roncadin, C., Zwaigenbaum, L. (2023). Continuity of trajectories of autism symptom severity from infancy to childhood. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 64(6), 895—906. https://doi.org/10.1111/jcpp.13744
  14. Frith, U. (1994). Autism and theory of mind in everyday life. Social Development, 3(2), 108—124. https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.1994.tb00031.x
  15. Hemmers, J., Baethge, C., Vogeley, K., Falter-Wagner, C.M. (2022). Are executive dysfunctions relevant for the autism-specific cognitive profile? Frontiers in Psychiatry, 13, Article 886588. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.886588
  16. Hodge, M.A., Boulton, K.A., Sutherland, R., Barnett, D., Bennett, B., Chan, E., Cramsie, J., Drevensek, S., Eapen, V., Ganesalingam, K., Masi, A., Ong, N., Williamsz, M., Guastella, A. J., Silove, N. (2021). Predictors of adaptive functioning in preschool aged children with autism spectrum disorder. Autism research: Official journal of the International Society for Autism Research, 14(7), 1444—1455. https://doi.org/10.1002/aur.2501
  17. Ibrahim, N., El-abdeen, A.M.Z., Ng, F., Zoromba, M., Haikal, A. (2020). Socioeconomic and demographic factors associated with adaptive behaviour among children diagnosed with autism spectrum disorder in Egypt. Middle East Current Psychiatry, 27, Article 38. https://doi.org/10.1186/s43045-020-00047-8
  18. Igliozzi, R., Cagiano, R., Berni, M., Pecini, C., Viglione, V., Masi, G., Muratori, F., Calderoni, S., Tancredi, R. (2024). Effects of difficulties in executive functions on behavioral and adaptive problems in Italian autistic preschoolers. Clinical Neuropsychiatry, 21(6), 509—523. https://doi.org/10.36131/cnfioritieditore20240604
  19. Jahromi, L.B. (2017). Self-regulation in young children with autism spectrum disorder: An interdisciplinary perspective on emotion regulation, executive function, and effortful control. International Review of Research in Developmental Disabilities, 52, 45—89. https://doi.org/10.1016/bs.irrdd.2017.07.007
  20. Kanne, S.M., Gerber, A.J., Quirmbach, L.M., Sparrow, S.S., Cicchetti, D.V., Saulnier, C.A. (2011). The role of adaptive behavior in autism spectrum disorders: Implications for functional outcome. Journal of Autism and Developmental Disorders, 41(8), 1007—1018. https://doi.org/10.1007/s10803-010-1126-4
  21. Leung, R.C., Vogan, V.M., Powell, T.L., Anagnostou, E., Taylor, M.J. (2016). The role of executive functions in social impairment in autism spectrum disorder. Child Neuropsychology, 22(3), 336—344. https://doi.org/10.1080/09297049.2015.1005066
  22. Livingston, L.A., Colvert, E., Social Relationships Study Team, Bolton, P., Happé, F. (2019). Good social skills despite poor theory of mind: Exploring compensation in autism spectrum disorder. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 60(1), 102—110. https://doi.org/10.1111/jcpp.12886
  23. Lupi, E., Tucci, F., Casula, L., Novello, R.L., Guerrera, S., Vicari, S., Valeri, G. (2023). Early and stable difficulties of everyday executive functions predict autism symptoms and emotional/behavioral problems in preschool age children with autism: A 2-year longitudinal study. Frontiers in Psychology, 14, Article 1092164. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1092164
  24. Montes, G., Halterman, J.S. (2008). Association of childhood autism spectrum disorders and loss of family income. Pediatrics, 121(4), e821—e826. https://doi.org/10.1542/peds.2007-1594
  25. Napolitano, A., Schiavi, S., La Rosa, P., Rossi-Espagnet, M.C., Petrillo, S., Bottino, F., Tagliente, E., Longo, D., Lupi, E., Casula, L., Valeri, G., Piemonte, F., Trezza, V., Vicari, S. (2022). Sex differences in autism spectrum disorder: Diagnostic, neurobiological, and behavioral features. Frontiers in Psychiatry, 13, Article 889636. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.889636
  26. Pickles, A., Le Couteur, A., Leadbitter, K., Salomone, E., Cole-Fletcher, R., Tobin, H., Gammer, I., Lowry, J., Vamvakas, G., Byford, S., Aldred, C., Slonims, V., McConachie, H., Howlin, P., Parr, J.R., Charman, T., Green, J. (2016). Parent-mediated social communication therapy for young children with autism (PACT): Long-term follow-up of a randomised controlled trial. The Lancet, 388(10059), 2501—2509. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(16)31229-6
  27. Polónyiová, K., Kruyt, J., Ostatníková, D. (2024). To the roots of theory of mind deficits in autism spectrum disorder: A narrative review. Review Journal of Autism and Developmental Disorders, 1—5. https://doi.org/10.1007/s40489-024-00457-y
  28. Restoy, D., Oriol-Escudé, M., Alonzo-Castillo, T., Magán-Maganto, M., Canal-Bedia, R., Díez-Villoria, E., Gisbert-Gustemps, L., Setién-Ramos, I., Martínez-Ramírez, M., Ramos-Quiroga, J.A., Lugo-Marín, J. (2024). Emotion regulation and emotion dysregulation in children and adolescents with Autism Spectrum Disorder: A meta-analysis of evaluation and intervention studies. Clinical psychology review, 109, Article 102410. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2024.102410
  29. Roselló, B., Berenguer, C., Baixauli, I., García, R., Miranda, A. (2020). Theory of mind profiles in children with autism spectrum disorder: Adaptive/social skills and pragmatic competence. Frontiers in Psychology, 11, Article 567401. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.567401
  30. Schalock, R.L., Luckasson, R., Tassé, M.J. (2021). Intellectual disability: Definition, diagnosis, classification, and systems of supports (12th ed.). Washington: American Association on Intellectual and Developmental Disabilities. URL: https://www.researchgate.net/publication/349409269 (viewed: 12.09.2025).
  31. Sparrow, S.S., Cicchetti, D.V., Balla, D.A. (2005). Vineland adaptive behavior scales: Survey Forms Manual Survey Interview Form and Parent/Caregiver Rating Form (2nd ed.). Circle Pines: American Guidance Service. URL: https://archive.org/details/vineland-2-manual/page/n23/mode/2up (viewed: 12.09.2025).
  32. St. John, B., Ausderau, K. (2021). Relationships between household income and functional independent behavior for children with autism. OTJR: Occupation, Participation and Health, 41(4), 243—250. https://doi.org/10.1177/15394492211012654
  33. Terroux, A., Mello, C., Morin, D., Rivard, M. (2024). Everyday executive function in preschoolers with autism and links with intellectual functioning, adaptive behavior, and autism symptoms. Journal of Autism and Developmental Disorders, Preprint. https://doi.org/10.1007/s10803-024-06463-7
  34. Wang, Q., Jia, S., Cai, Z., Jiang, W., Wang, X., Wang, J. (2025). The canonical correlation between executive function and social skills in children with autism spectrum disorder and potential pathways to physical fitness. Scientific Reports, 15(1), Article 10367. https://doi.org/10.1038/s41598-025-94334-1
  35. Yon-Hernández, J.A., Canal-Bedia, R., Wojcik, D.Z., García-García, L., Fernández-Álvarez, C., Palacio-Duque, S., Franco-Martín, M.A. (2023). Executive functions in daily living skills: A study in adults with autism spectrum disorder. Frontiers in Psychology, 14, Article 1109561. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1109561

Информация об авторах

Юлия Викторовна Кириллова, аспирант, младший научный сотрудник, Научный центр когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус», федеральная территория Сириус, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0003-0323-6035, e-mail: julia_k_8@mail.ru

Евгения Игоревна Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0888-8273, e-mail: evlebedeva@yandex.ru

Вклад авторов

Кириллова Ю.В. — сбор, анализ и обобщение данных литературы, написание основного текста рукописи статьи, оформление статьи.
Лебедева Е.И. — идея, разработка дизайна рукописи статьи, редактирование текста рукописи, формулирование аннотации и заключения.
Все авторы приняли участие в обсуждении результатов и согласовали окончательный текст рукописи.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 163
В прошлом месяце: 60
В текущем месяце: 10

 Скачиваний PDF

За все время: 56
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 3

 Всего

За все время: 219
В прошлом месяце: 87
В текущем месяце: 13