Современная зарубежная психология
2025. Том 14. № 3. С. 8–19
doi:10.17759/jmfp.2025140301
ISSN: 2304-4977 (online)
Когнитивные и социальные предикторы адаптивного функционирования у детей с расстройствами аутистического спектра: современное состояние проблемы
Резюме
Контекст и актуальность. Изучение адаптивного функционирования у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) является крайне важным для выявления факторов, влияющих на их успешную долгосрочную адаптацию в обществе. Теоретической основой исследования выступили ключевые когнитивные конструкты, включая метакогнитивные знания о собственных психических состояниях (модель психического) и процессы метакогнитивного контроля (исполнительные функции). Цель. Проанализировать и синтезировать современные исследования ключевых когнитивных (интеллект, модель психического, исполнительные функции) и социальных (социально-экономический статус семьи) предикторов адаптивного функционирования у детей с РАС. Гипотеза. Дефициты модели психического и исполнительных функций могут выступать более значимыми предикторами адаптивного поведения, чем IQ, в то время как социально-экономический статус семьи (SES) служит важным контекстуальным фактором, влияющим на результаты адаптации. Методы и материалы. В статье использована методология систематического нарративного обзора. Был проведен комплексный поиск и анализ научной литературы в международных рецензируемых базах данных за период с 2014 по 2025 год. Результаты. Результаты демонстрируют, что IQ является ненадежным индикатором успешности адаптивного функционирования в будущем у детей с РАС. Напротив, дефициты модели психического и исполнительных функций выступают более значимыми предикторами, опосредуя трудности в социальной коммуникации, самообслуживании и повседневных навыках, даже при сохранном интеллекте. Роль SES является преимущественно опосредованной, влияя на доступ к ранней диагностике и интервенциям. Выводы. Адаптивное функционирование при РАС представляет собой многомерный конструкт, определяемый многоуровневыми и взаимосвязанными предикторами. Полученные данные подчеркивают необходимость комплексного подхода к изучению адаптации, предполагающего переход от прогнозов на основе IQ к целенаправленному развитию социального познания и саморегуляции с учетом социально-экономического статуса семьи.
Общая информация
Ключевые слова: адаптивное функционирование, дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), когнитивное развитие, модель психического, исполнительные функции, социально-экономический статус
Рубрика издания: Общая психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140301
Поступила в редакцию 26.06.2025
Поступила после рецензирования 22.08.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Кириллова, Ю.В., Лебедева, Е.И. (2025). Когнитивные и социальные предикторы адаптивного функционирования у детей с расстройствами аутистического спектра: современное состояние проблемы. Современная зарубежная психология, 14(3), 8–19. https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140301
© Кириллова Ю.В., Лебедева Е.И., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Подкаст
Полный текст
Литература
- Лебедева, Е.И., Ильина, Е.А. (2024). Имплицитное понимание неверных мнений: Современное состояние исследований. Современная зарубежная психология, 13(2), 44—52. https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130204
Lebedeva, E.I., Ilina, E.A. Implicit false beliefs: the state of art. Journal of Modern Foreign Psychology, 13(2), 44—52. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130204 - Сергиенко, Е.А. (2014). Модель психического как парадигма познания социального мира. Психологическое исследование, 7(36). URL: https://psystudy.ru/num/issue/view/46 (дата обращения: 10.09.2025).
Sergienko, E.A. (2014). Theory of mind as a paradigm for understanding the social world. Psychological Studies, 7(36). (In Russ.). URL: https://psystudy.ru/num/issue/view/46 (viewed: 10.09.2025). - Alvares, G.A., Bebbington, K., Cleary, D., Evans, K., Glasson, E.J., Maybery, M.T., Pillar, S., Uljarević, M., Varcin, K., Wray, J., Whitehouse, A.J.O. (2020). The misnomer of «high functioning autism»: Intelligence is an imprecise predictor of functional abilities at diagnosis. Autism, 24(1), 221—232. https://doi.org/10.1177/1362361319852831
- American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5. Washington: American Psychiatric Publishing. ttps://doi.org/10.1176/appi.books.9780890425596
- Bennett, T.A., Szatmari, P., Bryson, S., Duku, E., Vaccarella, L., Tuff, L. (2013). Theory of mind, language and adaptive functioning in ASD: A neuroconstructivist perspective. Journal of the Canadian Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 22(1), 13—19. https://doi.org/10.1007/s00787-012-0311-8
- Berenguer, C., Miranda, A., Colomer, C., Baixauli, I., Roselló, B. (2018). Contribution of theory of mind, executive functioning, and pragmatics to socialization behaviors of children with high-functioning autism. Journal of autism and developmental disorders, 48(2), 430—441. https://doi.org/10.1007/s10803-017-3349-0
- Chatham, C.H., Taylor, K.I., Charman, T., Liogier D’ardhuy, X., Eule, E., Fedele, A., Hardan, A.Y., Loth, E., Murtagh, L., del Valle Rubido, M., San Jose Caceres, A., Sevigny, J., Sikich, L., Snyder, L., Tillmann, J.E., Ventola, P.E., Walton-Bowen, K.L., Wang, P.P., Willgoss, T., Bolognani, F. (2018). Adaptive behavior in autism: Minimal clinically important differences on the Vineland-II. Autism Research, 11(2), 270—283. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28941213/
- Chiu, H.M., Chen, C.T., Tsai, C.H., Li, H.J., Wu, C.C., Huang, C.Y., Chen, K.L. (2023). Theory of mind predicts social interaction in children with autism spectrum disorder: A two-year follow-up study. Journal of Autism and Developmental Disorders, 53(9), 3659—3669. https://doi.org/10.1007/s10803-022-05662-4
- Demetriou, E.A., Lampit, A., Quintana, D.S., Naismith, S.L., Song, Y.J.C., Pye, J.E., Hickie, I.B., Guastella, A.J. (2018). Autism spectrum disorders: A meta-analysis of executive function. Molecular Psychiatry, 23(5), 1198—1204. https://doi.org/10.1038/mp.2017.75
- Eisenhower, A., Martinez Pedraza, F., Sheldrick, R.C., Frenette, E., Hoch, N., Brunt, S., Carter, A.S. (2021). Multi-stage screening in early intervention: A critical strategy for improving ASD identification and addressing disparities. Journal of autism and developmental disorders, 51(3), 868—883. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04429-z
- Fombonne, E. (2020). Camouflage and autism. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 61(7), 735—738. https://doi.org/10.1111/jcpp.13296
- Fossum, I.N., Øie, M.G., Orm, S., Andersen, P.N., Skogli, E.W. (2025). Longitudinal Predictors of Adaptive Functioning in Emerging Adults with and without Autism Spectrum Disorder. Research on Child and Adolescent Psychopathology, 53(2), 137—149. https://doi.org/10.1007/s10802-024-01265-y
- Franchini, M., Smith, I.M., Sacrey, L., Duku, E., Brian, J., Bryson, S.E., Vaillancourt, T., Armstrong, V., Szatmari, P., Roberts, W., Roncadin, C., Zwaigenbaum, L. (2023). Continuity of trajectories of autism symptom severity from infancy to childhood. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 64(6), 895—906. https://doi.org/10.1111/jcpp.13744
- Frith, U. (1994). Autism and theory of mind in everyday life. Social Development, 3(2), 108—124. https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.1994.tb00031.x
- Hemmers, J., Baethge, C., Vogeley, K., Falter-Wagner, C.M. (2022). Are executive dysfunctions relevant for the autism-specific cognitive profile? Frontiers in Psychiatry, 13, Article 886588. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.886588
- Hodge, M.A., Boulton, K.A., Sutherland, R., Barnett, D., Bennett, B., Chan, E., Cramsie, J., Drevensek, S., Eapen, V., Ganesalingam, K., Masi, A., Ong, N., Williamsz, M., Guastella, A. J., Silove, N. (2021). Predictors of adaptive functioning in preschool aged children with autism spectrum disorder. Autism research: Official journal of the International Society for Autism Research, 14(7), 1444—1455. https://doi.org/10.1002/aur.2501
- Ibrahim, N., El-abdeen, A.M.Z., Ng, F., Zoromba, M., Haikal, A. (2020). Socioeconomic and demographic factors associated with adaptive behaviour among children diagnosed with autism spectrum disorder in Egypt. Middle East Current Psychiatry, 27, Article 38. https://doi.org/10.1186/s43045-020-00047-8
- Igliozzi, R., Cagiano, R., Berni, M., Pecini, C., Viglione, V., Masi, G., Muratori, F., Calderoni, S., Tancredi, R. (2024). Effects of difficulties in executive functions on behavioral and adaptive problems in Italian autistic preschoolers. Clinical Neuropsychiatry, 21(6), 509—523. https://doi.org/10.36131/cnfioritieditore20240604
- Jahromi, L.B. (2017). Self-regulation in young children with autism spectrum disorder: An interdisciplinary perspective on emotion regulation, executive function, and effortful control. International Review of Research in Developmental Disabilities, 52, 45—89. https://doi.org/10.1016/bs.irrdd.2017.07.007
- Kanne, S.M., Gerber, A.J., Quirmbach, L.M., Sparrow, S.S., Cicchetti, D.V., Saulnier, C.A. (2011). The role of adaptive behavior in autism spectrum disorders: Implications for functional outcome. Journal of Autism and Developmental Disorders, 41(8), 1007—1018. https://doi.org/10.1007/s10803-010-1126-4
- Leung, R.C., Vogan, V.M., Powell, T.L., Anagnostou, E., Taylor, M.J. (2016). The role of executive functions in social impairment in autism spectrum disorder. Child Neuropsychology, 22(3), 336—344. https://doi.org/10.1080/09297049.2015.1005066
- Livingston, L.A., Colvert, E., Social Relationships Study Team, Bolton, P., Happé, F. (2019). Good social skills despite poor theory of mind: Exploring compensation in autism spectrum disorder. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 60(1), 102—110. https://doi.org/10.1111/jcpp.12886
- Lupi, E., Tucci, F., Casula, L., Novello, R.L., Guerrera, S., Vicari, S., Valeri, G. (2023). Early and stable difficulties of everyday executive functions predict autism symptoms and emotional/behavioral problems in preschool age children with autism: A 2-year longitudinal study. Frontiers in Psychology, 14, Article 1092164. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1092164
- Montes, G., Halterman, J.S. (2008). Association of childhood autism spectrum disorders and loss of family income. Pediatrics, 121(4), e821—e826. https://doi.org/10.1542/peds.2007-1594
- Napolitano, A., Schiavi, S., La Rosa, P., Rossi-Espagnet, M.C., Petrillo, S., Bottino, F., Tagliente, E., Longo, D., Lupi, E., Casula, L., Valeri, G., Piemonte, F., Trezza, V., Vicari, S. (2022). Sex differences in autism spectrum disorder: Diagnostic, neurobiological, and behavioral features. Frontiers in Psychiatry, 13, Article 889636. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.889636
- Pickles, A., Le Couteur, A., Leadbitter, K., Salomone, E., Cole-Fletcher, R., Tobin, H., Gammer, I., Lowry, J., Vamvakas, G., Byford, S., Aldred, C., Slonims, V., McConachie, H., Howlin, P., Parr, J.R., Charman, T., Green, J. (2016). Parent-mediated social communication therapy for young children with autism (PACT): Long-term follow-up of a randomised controlled trial. The Lancet, 388(10059), 2501—2509. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(16)31229-6
- Polónyiová, K., Kruyt, J., Ostatníková, D. (2024). To the roots of theory of mind deficits in autism spectrum disorder: A narrative review. Review Journal of Autism and Developmental Disorders, 1—5. https://doi.org/10.1007/s40489-024-00457-y
- Restoy, D., Oriol-Escudé, M., Alonzo-Castillo, T., Magán-Maganto, M., Canal-Bedia, R., Díez-Villoria, E., Gisbert-Gustemps, L., Setién-Ramos, I., Martínez-Ramírez, M., Ramos-Quiroga, J.A., Lugo-Marín, J. (2024). Emotion regulation and emotion dysregulation in children and adolescents with Autism Spectrum Disorder: A meta-analysis of evaluation and intervention studies. Clinical psychology review, 109, Article 102410. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2024.102410
- Roselló, B., Berenguer, C., Baixauli, I., García, R., Miranda, A. (2020). Theory of mind profiles in children with autism spectrum disorder: Adaptive/social skills and pragmatic competence. Frontiers in Psychology, 11, Article 567401. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.567401
- Schalock, R.L., Luckasson, R., Tassé, M.J. (2021). Intellectual disability: Definition, diagnosis, classification, and systems of supports (12th ed.). Washington: American Association on Intellectual and Developmental Disabilities. URL: https://www.researchgate.net/publication/349409269 (viewed: 12.09.2025).
- Sparrow, S.S., Cicchetti, D.V., Balla, D.A. (2005). Vineland adaptive behavior scales: Survey Forms Manual Survey Interview Form and Parent/Caregiver Rating Form (2nd ed.). Circle Pines: American Guidance Service. URL: https://archive.org/details/vineland-2-manual/page/n23/mode/2up (viewed: 12.09.2025).
- St. John, B., Ausderau, K. (2021). Relationships between household income and functional independent behavior for children with autism. OTJR: Occupation, Participation and Health, 41(4), 243—250. https://doi.org/10.1177/15394492211012654
- Terroux, A., Mello, C., Morin, D., Rivard, M. (2024). Everyday executive function in preschoolers with autism and links with intellectual functioning, adaptive behavior, and autism symptoms. Journal of Autism and Developmental Disorders, Preprint. https://doi.org/10.1007/s10803-024-06463-7
- Wang, Q., Jia, S., Cai, Z., Jiang, W., Wang, X., Wang, J. (2025). The canonical correlation between executive function and social skills in children with autism spectrum disorder and potential pathways to physical fitness. Scientific Reports, 15(1), Article 10367. https://doi.org/10.1038/s41598-025-94334-1
- Yon-Hernández, J.A., Canal-Bedia, R., Wojcik, D.Z., García-García, L., Fernández-Álvarez, C., Palacio-Duque, S., Franco-Martín, M.A. (2023). Executive functions in daily living skills: A study in adults with autism spectrum disorder. Frontiers in Psychology, 14, Article 1109561. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1109561
Информация об авторах
Вклад авторов
Кириллова Ю.В. — сбор, анализ и обобщение данных литературы, написание основного текста рукописи статьи, оформление статьи.
Лебедева Е.И. — идея, разработка дизайна рукописи статьи, редактирование текста рукописи, формулирование аннотации и заключения.
Все авторы приняли участие в обсуждении результатов и согласовали окончательный текст рукописи.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Метрики
Просмотров web
За все время: 163
В прошлом месяце: 60
В текущем месяце: 10
Скачиваний PDF
За все время: 56
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 3
Всего
За все время: 219
В прошлом месяце: 87
В текущем месяце: 13