Речевые импликатуры в описании и выражении психических состояний человека

2418

Аннотация

Настоящая статья посвящена способам интерпретации речевых намерений говорящих при описании и выражении психических состояний человека в произведениях современных русских писателей. Используя понятийный аппарат лингвистической прагматики (в частности, понятие импликатуры), авторы раскрывают значение, с одной стороны, прототипичного знания, а другой стороны – инференционного (т.е. выводного) знания. Показывается, что оба типа знания порождают ситуативно значимые смыслы при описании и выражении психических состояний человека.

Общая информация

Ключевые слова: диалогическая коммуникация, «речевая импликатура», литературный текст, диалог

Рубрика издания: Общее и сравнительно-историческое языкознание

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Явецкий А.В., Казменко А.Д. Речевые импликатуры в описании и выражении психических состояний человека [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2014. Том 1. № 2. С. 1–5. URL: https://psyjournals.ru/journals/langt/archive/2014_n2/69592 (дата обращения: 06.12.2023)

Фрагмент статьи

Развитие современных гуманитарных наук проходит таким образом, что особое внимание уделяется отношению человека к окружающему миру, а также тому, как данное отношение выражается. В этой связи первоочередное значение для наук о человеке имеет изучение его внутреннего мира, психики, а также исследование её непосредственного проявления – поведения человека, как неречевого, так и речевого.

Литература

  1. Бахтин М. М. Собрание сочинений, т. 1. ‒ М.: Издательство «Русские словари», Языки славянской культуры, 2003. ‒ 957 с.
  2. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. ‒ М.: Русские словари, 1996. ‒ 416 с.
  3. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 16. - М.: Прогресс, 1970. – С.217 – 238.
  4. Гумбольдт В. фон. О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода. Введение во всеобщее языкознание. – М.: Либроком, 2013. ‒ 376 с.
  5.  Крысько В. Г. Психология и педагогика. Вопросы - ответы. Структурные схемы. – М.: 2004. – 204 с.
  6.  Левитов Н.Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969. – С.280
  7. Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. – М.: Прогресс, 1986. – С. 22‒130.
  8. Сёрль Дж. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. – М.: Прогресс, 1986. – С. 195‒222.
  9. Слобин Д. Психолингвистика; Грин Дж. Психолингвистика. Хомский и психология. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 352 с.
  10.  Sperber, D., Wilson D. Relevance: Communication and Cognition. Oxford: Blackwell, 1995. ‒ 338 pp.

Информация об авторах

Явецкий Алексей Витальевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингводидактики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков Московского городского психолого-педагогического университета, e-mail: alexyavetski@inbox.ru

Казменко Алина Дмитриевна, Студент кафедры лингводидактики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков Московского городского психолого-педагогического университета, e-mail: Alina_kazmenko@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1825
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 2418
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0