Язык и текст
2015. Том 2. № 4. С. 163–168
doi:10.17759/langt.2015020415
ISSN: 2312-2757 (online)
Богатство и красота русской речи как главное достоинство учителей русской словесности зарубежья
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: русский язык , литература, культура, история, лингвистика, речевая коммуникация, творчество, методика, обучение, общение
Рубрика издания: Хроники научной жизни
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2015020415
Для цитаты: Шмелева А.В. Богатство и красота русской речи как главное достоинство учителей русской словесности зарубежья [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2015. Том 2. № 4. С. 163–168. DOI: 10.17759/langt.2015020415
Полный текст
Вот уже третий год в Москве собираются лучшие учителя русской словесности зарубежья – участники Международного конкурса «Лучший учитель русской словесности зарубежья». Инициатива по организации конкурса принадлежит Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). [3]. В программном документе Россотрудничества сказано о том, что оно «реализует проекты, нацеленные на укрепление международных связей, тесное сотрудничество в гуманитарной сфере и формирование позитивного имиджа России за рубежом» [4]. Международный конкурс «Лучший учитель русской словесности зарубежья», проводимый под эгидой Россотрудничества, реализует одну из государственных программ по развитию международного сотрудничества и поддержки статуса русского языка за рубежом. На открытии второго этапа конкурса, прошедшего 21 октября в Доме Русского Зарубежья, заместитель руководителя Россотрудничества А.В. Радьков подчеркнул, что «Это удивительный факт, когда за короткий период времени люди из разных стран, с разным опытом работы встречаются в Москве и сразу находят общий язык. Это яркое доказательство того, что русский язык остается языком взаимопонимания, поддержки, сотрудничества».
В 2015 году в конкурсе приняли участие свыше 600 преподавателей русского языка и литературы из 60 стран – СНГ, Балтии, Европы, Азии, Америки, Африки. По результатам заочного тура в Москву прибыли 15 конкурсантов.
В 2015 году Ассоциация учителей русского языка и литературы Московской области стала партнером конкурса. Ассоциация учредила специальный приз – «За богатство и красоту речи». На открытии второго этапа конкурса в «Доме русского зарубежья им. А. Солженицына» президент Ассоциации А.В. Шмелева в приветственном слове отметила, что Ассоциация поддерживает творческие связи с нашими коллегами из дальнего и ближнего зарубежья и что данный конкурс способствует профессиональному обмену опытом и дарит радость общения.
Исторически русский язык приобрел статус языка международного и межнационального. Это свойство русского языка во многом определено талантом и высокой культурой носителей языка. М.В. Ломоносов в предисловии, обращенному к Павлу Петровичу, герцогу голстейн-шлезвигскому, стормарнскому и дитмарсенскому, графу олденбургскому и делменгорстскому, в «Российской грамматике» писал: «Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему, трудов прилагали. Но кто, не упрежденный великими о других мнениями, прострет в него разум и с прилежанием вникнет, со мною согласится. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским -- с друзьями, немецким -- с неприятельми, италиянским -- с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка [2].
Русский язык содержит богатейший словарный фонд, он имеет способность отражать и запечатлевать все тонкости и детали человеческого бытия, все оттенки чувств, мыслей, переживаний, эмоций. Русский язык не перестает привлекать к себе интерес самых разных народов. Русская книжность, а впоследствии и русская словесность остается самой востребованной в просвещенной читательской среде. И мы являемся свидетелями того, как авторитет русской культуры только крепнет в современном мире. В стихотворном послании к «Англичанке» (1855) кн. П.А. Вяземский записал: «Язык есть исповедь народа: // В нем слышится его природа, // Его душа и быт родной» [1]. Отрадно, что учителей русской словесности за рубежом становится все больше. Учителя русской словесности зарубежья – это подлинные подвижники мировой культуры.
В течение трех дней, когда проходил очный тур конкурсантов, в котором оценивались презентации разработанных авторских методик обучения русскому языку и литературе, учителя русской словесности зарубежья имели возможность не только профессионального общения, но и обмена творческим опытом, имели возможность приобщения к культурным ценностям России. Эту творческую атмосферу поддерживал неизменный председатель жюри конкурса – член Президиума Ассоциации профессор В.И. Аннушкин, талантливый педагог-методист.
Награждение абсолютных победителей и победителей в номинациях состоялось 23 октября в Баженовском зале государственного музея-заповедника «Царицыно». Абсолютными призерами стали учителя русской словесности зарубежья из Молдавии, Китая и Белоруссии.
Специальный приз (памятный сувенир – тульская гармонь) «За богатство и красоту речи» торжественно вручен учителям русской словесности зарубежья из Испании, Китая и Индии. Поддержать конкурсантов и поздравить победителей прибыли почетные гости – поэтесса Лариса Рубальская и поэт Андрей Дементьев, стихотворение которого «Не смейте забывать учителей…» стало настоящим подарком для учителей русской словесности зарубежья:
Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!
Литература
- Вяземский П.А. Стихотворения. М., 1986. С.337.
- Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т.7: Труды по филологии (1739-1758). М. Л., Изд-во Академии наук СССР, 1952.
- Содружество Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) создано Указом Президента РФ от 06 сентября 2008 года №1315.
- http://rs.gov.ru
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2745
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 567
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0