1. Основные задачи дополнительного образования
в России
Будущее России в значительной степени определяется уровнем образования, воспитания, физического и духовного развития, здоровья и целеустремленности ее молодого поколения.
Основным предназначением дополнительного образования детей и молодежи является развитие их мотивации к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства; при этом развитие научно-технического творчества детей и молодежи является одной из основных задач этой системы образования в нашей стране [1, 12].
Необходимо отметить существующую как в мире, так и в нашей стране неоднозначность возрастных границ для понятий «дети» и «молодежь». Так, по нормам Всемирной организации здравоохранения, каждый человек в возрасте до 18 лет считается ребенком, т.е. относится к понятию «дети». Нижняя возрастная граница для понятия «молодежь» в России и в целом ряде других стран определена на уровне 14 лет. В большинстве европейских стран, в том числе в России, а также в США и Японии верхняя граница понятия «молодежь» – 30 лет, хотя в большинстве стран мира она ниже [Ильинский, 2001]. Типовым положением об учреждениях дополнительного образования [Типовое положение об] возрастные границы для детей, обучающихся в этих образовательных учреждениях, преимущественно определены пределами от 6 до 18 лет.
Типы государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей и молодежи, определенные Постановлением Правительства РФ от 7 декабря
В настоящее время в российскую систему дополнительного образования детей и молодежи входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучаются более 10 млн. человек, из них более 8 тыс. учреждений и 8 млн. человек обучаются в государственной и муниципальной системах образования [Буйлова, 2005]. Одновременно обсуждаются и постепенно реализуются предложения по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных школах.
|
Органы управления системой (Минобрнауки, Минкультуры, государственный комитет по делам молодежи, Росспорт, общественные организации и др.) |
|
Центры |
|
Дворцы детского (юношеского) спорта |
|
Дворцы |
|
Станции |
|
Центры |
|
Дворцы детского (юношеского) спорта |
|
Дворцы |
|
Станции |
|
Дети и молодежь (школьники, студенты, работающая молодежь) |
Рис. 1. Структура системы дополнительного образования детей и молодежи
2. Новые направления развития обучения детей
и молодежи
По мнению автора, активно развивающийся в последние годы процесс профилизации общеобразовательных школ создает новые возможности по данному направлению развития дополнительного образования и научно-технического творчества детей и молодежи, имея в виду следующие основные обстоятельства, факты и доводы.
1. В России существует объективная необходимость подготовки и развития кадрового потенциала в области новых технологий производства различной промышленной и сельскохозяйственной продукции, основных направлений научно-технического прогресса, способного обеспечить обороноспособность страны и жизнедеятельность ее граждан в условиях жесткой конкуренции в мире.
2. Не менее остро перед страной стоят проблемы воспитания молодого поколения, его отвлечения от пагубного влияния «улицы» (от наркотиков, алкоголя, курения, уголовных преступлений, антиобщественных поступков и др.), которое можно существенно ослабить за счет значительного расширения сети доступных учреждений дополнительного образования, обеспечения детей интересной и полезной для них деятельностью, профилактики асоциальных явлений в молодежной среде, безнадзорности и беспризорности детей, оказания помощи молодому поколению страны в формировании собственной ценностной и действенной позиции, в стимуляции самообразования и саморазвития.
3. В настоящее время в России система дополнительного образования может охватить не более 50 % детей школьного возраста. Вместе с тем, например, в Японии каждый школьник обязан участвовать в свободно выбираемых и бесплатных для них дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу, в системах неформального (informal) или альтернативного (alternative) образования [Дополнительное образование детей].
4. Развитие материально-технической, информационной и учебно-методической базы, кадрового педагогического потенциала по выбранным школами направлениям профильного обучения (рис. 2) создает реальные возможности для организации дополнительного образования детей и молодежи в этих направлениях в вечернее время, без существенных дополнительных капитальных и финансовых затрат, учитывая, что в большинстве школ в это время суток загрузка материально-технической базы, в том числе компьютерной, незначительна [Богомолова, 2007].
|
Федеральный базисный учебный план |
|
Основные профили обучения |
|
Базовые и профильные учебные курсы (федеральный и региональный компоненты) |
|
Элективные профильные учебные курсы
|
|
По информационно-технологической компоненте |
|
По профилям обучения |
|
предметы |
|
практики |
|
проекты |
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Рис. 2. Основные направления профильного обучения школьников
и средства его обеспечения
5. Большие возможности привлечения к дополнительному образованию детей и молодежи в профильных школах высококвалифицированных специалистов представляет организация в этих школах (в рамках этого вида образования) корпоративного обучения, направленного на решение кадровых и жилищных проблем новых промышленных организаций, создающихся в сельских и отдаленных регионах, при строительстве магистральных нефте- и газопроводов, автомобильных и железнодорожных магистралей [Зобов, 2006].
6. В большинстве случаев (независимо от профиля обучения) в профильных школах в настоящее время неуклонно повышается уровень оснащенности и преподавания базовых и элективных учебных дисциплин, связанных с информационными технологиями, которые в настоящее время повсеместно внедряются в различных областях экономики и социальной сферы. Это обстоятельство дает широкие возможности по организации дополнительного образования в области информатики и информационных технологий, развития информационного общества в России. При этом общеизвестно, что данное направление обучения является одним из наиболее популярных и престижных среди детей и молодежи.
7. Многообразие используемых образовательных методик и технологий реализации (как в школе так и в рамках дополнительного образования), в том числе смешанных технологических подходов в организации образовательного процессе, которые включают в себя новые ИКТ-ресурсы, новые формы обучения, расширенные практикумы и межпредметные учебные проекты, в том числе для разновозрастных групп детей и молодежи. На рис. 3 представлены наиболее распространенные смешанные подходы к организации профильного и дополнительного обучения. Подобное обучение с активным использованием ИКТ-ресурсов реализуется в рамках основного и дополнительного обучения детей и молодежи [Цветкова, 2008].
|
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ |
|
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ |
|
Информационно-технологические компоненты |
|
ИКТ-РЕСУРСЫ |
|
Аудиовизуальные (радио, кино, телевидение) |
|
Компьютерные (АРМ учителя |
|
Мультимедиа (проектор, интерактивная доска, ЦОР) |
|
Сетевые (локальная сеть, Интернет) |
|
Дополнительные цифровые ресурсы (электронный мир, фото, ЛОГО и др.) |
|
Средства ИКТ |
|
Расширенный практикум |
|
Учебные |
|
Классно-урочная (в т. ч. школьный компонент) |
|
Дополнительное обучение (факультативы, в т.ч. элективные курсы) |
|
Дистанционное (в т. ч. через Интернет) |
|
Школа полного дня |
|
Экстернат |
|
Профильное обучение |
Рис. 3 Смешанные технологии обучения школьников
8. Необходимо также учитывать, что в небольших городах, сельских поселениях и рабочих поселках использование профильной школы, по существу, является единственным реальным решением для развития дополнительного обучения детей и молодежи, в том числе на основе использования школьного доступа в сеть Интернет и федеральных сетевых образовательных ресурсов, для их многопрофильного дистанционного обучения. Данный перспективный вид обучения в значительной степени уравнивает возможности детей и молодежи этих населенных пунктов с возможностями их сверстников, проживающих в крупных мегаполисах и областных центрах.
9. В крупных городах профильные школы, как правило, размещены в местах компактного проживания большого количества детей и молодежи. Поэтому посещение ими этих школ для дополнительного обучения, в отличие от специальных образовательных учреждений системы дополнительного образования (см. рис. 1), не связано с существенными дополнительными затратами времени, с повышением опасности передвижения детей в вечернее и ночное время (что особенно беспокоит их родителей). Кроме того, дополнительные занятия в профильных школах для большинства обучаемых будут проходить в привычных для них условиях.
10. В профильных школах может быть обеспечена лучшая преемственность общего, профильного и дополнительного образования, поскольку все эти виды обучения и воспитания будут обеспечиваться одним и тем же образовательным учреждением и педагогическим коллективом.
11. При выделении необходимого финансирования (которое может быть доступно из различных источников и быть смешанным) существенное увеличение масштабов дополнительного образования детей и молодежи (в том числе работающей) может быть проведено в кратчайшие сроки, так как этот процесс не связан с большим объемом работ по капитальному строительству и переоснащению учебных лабораторий и аудиторий.
На рис. 4 в качестве примера представлены основные формы профильного обучения школьников. Очевидно, что эти формы могут эффективно использоваться также и для дополнительного образования детей и молодежи.
Информационные системы и центры коллективного пользования
|
Системы массовой информации (радиостудия, телестудия, пресс-центр, издательский комплекс) |
|
Библиотека (с медиатекой |
|
Информационный центр (Интернет, Интранет, web-сайт) |
|
Центр диагностики (профориентация, профконтроль, контроль здоровья и др ) |
Коллективные формы обучения
|
Изучение обязательных (по профилям обучения) |
|
Работа (физической, химической, биологической) |
|
Обучение в студиях искусств (театральной, музыкальной, |
|
Факультативные (в том числе |
|
Работа в клубах (дискуссионном, компьютерном и др.) |
Индивидуальные формы обучения
|
Изучение иностранных языков |
|
Работа в кружках индивидуального творчества |
|
Поиск информации в Интернет-классах |
|
Дистанционное обучение выбранных курсов и тематики |
|
Участие |
Рис. 4. Основные формы профильного обучения
На рис. 5 приведена основная тематика учебных пособий модульной системы элективных курсов (система МОСЭК) для профильного обучения школьников по различным профилям в области информационных технологий, позволяющей формировать различные вариативные программы профильного обучения и дополнительного образования детей и молодежи в области информационных технологий различного назначения [Богомолова, 2007].
|
Основная тематика учебных тем по ИКТ |
|
по предметам |
|
по практикам |
|
по проектам |
|
Персональный |
|
Основы компьютерных сетей |
|
Информационные системы и модели |
|
Уроки Интернет |
|
Логические задачи |
|
Компьютерная графика |
|
Электронные учебные ресурсы |
|
Сетевые учебные ресурсы |
|
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
Программирование |
|
Работы в электронных таблицах |
|
Обработка текстовой информации |
|
Web-конструирование |
|
Школьный сайт |
|
Анимация в Macromedia Flash MX |
|
Видеопрезентация |
|
Компьютерная графика |
|
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
Создание почтового ящика |
|
Работа с квестами |
|
Работа с поисковыми системами |
|
Работа в Интернет |
|
Создание информа- |
|
Разработка маркетингового плана |
|
Грамотный |
|
Портфолио для успешной работы |
|
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
Рис. 5. Основная тематика учебных пособий по информатике и ИКТ
в области дополнительного образования
Реализация представленных предложений должна обеспечить существенное расширение масштабов дополнительного образования детей и молодежи в нашей стране и повысить эффективность использования средств обучения и квалифицированных педагогических кадров общеобразовательных профильных школ за счет их работы (на согласованных условиях) в вечернее время в будни и в выходные дни, обеспечивая функции учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Естественно, что для этого необходимо принятие ряда решений со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации и муниципальных органов управления образованием и выполнение соответствующей научно- и учебно-методической работы.
3. Совершенствование дополнительного образования
В общеобразовательной системе России за последние годы наибольшие изменения произошли в старшей школе. Среди них – дифференциация школьных программ, введение углубленных курсов и курсов довузовской подготовки, изменение итоговой системы аттестации. Результативность этих изменений признается как педагогами, так и учащимися. Вместе с тем, 90 % старшеклассников по-прежнему считают, что обучение в школе не позволяет им развить и реализовать свои способности, обучение в школе продолжает носить личностно-отчужденный характер. Около 85 % учащихся уверены, что школа не дает им реальных ориентиров для самоопределения в будущей повседневной и профессиональной жизни. Более 90 % учащихся не согласны с тем, что в школе они получают возможность для последующей профессиональной ориентации.
По данным опроса учащихся в возрасте от 14 до 17 лет, проведенного НИЦ Института молодежи г. Москвы, среди факторов, вызывающих наибольшую неудовлетворенность старшеклассников, выделяются:
· отсутствие необходимой материальной базы и современного оборудования для полноценного осуществления учебной деятельности (37,2 %);
· неудовлетворительная организация учебного процесса (20,0 %);
· низкое качество преподавания (20,0 %);
· лишь 10,3 % учащихся считают, что они учатся в полную меру своих сил и возможностей.
Преобладание внешнего диктата в целях, содержании и технологии обучения приводит к ослаблению внутренней мотивации школьников, к их нежеланию учиться. Возникает отчуждение ученика от образования из-за несоответствия традиционных целей и форм обучения меняющимся жизненным потребностям учащихся. [Богомолова, 2007а]
Дополнительное образование детей – составная (вариативная) часть общего образования, сущностно-мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.[Буйлова, 2005]
Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений или сфера сознания, нет ничего, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:
· художественно-эстетическое;
· научно-техническое;
· спортивно-техническое;
· эколого-биологическое;
· физкультурно-оздоровительное;
· туристско-краеведческое;
· военно-патриотическое;
· социально-педагогическое;
· культурологическое;
· экономико-правовое.
Этот список является открытым и может быть дополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. Общая же организация дополнительного образования зависит от педагогов и администрации школ [Профильное обучение в, 2003].
Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций. Школа отдает себе отчет, что в начале XXI века стала очевидна необходимость серьезной модернизации школьного образования. Россия все больше становится страной, открытой миру, страной, где строится рыночная экономика и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем раньше, мерой свободы и личной ответственности. В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 29 декабря
|
Общеобразовательная школа (профильный уровень) |
|
Дополнительное образование (направления) |
|
Физико-математический |
|
Художественно-эстетический |
|
Оборонно-спортивный |
|
Биолого-географический |
|
Художественно-эстетическое |
|
Научно-техническое |
|
Спортивно-техническое |
|
Эколого-биологическое |
|
Социально-гуманитарный |
|
Филологический |
|
Физкультурно-оздоровительное |
|
Туристско-краеведческое |
|
Экономико-правовое |
|
Социально-педагогическое |
|
Культурологическое |
|
Социально-экономический |
|
Информационно-технический |
|
Индустриально-технологический |
Рис. 6. Основные типы средств профильного обучения школьников
и их взаимодействие с направлениями дополнительного образования
Профильное обучение создает старшеклассникам условия для получения знаний в соответствии с их интересами и намерениями в отношении своей дальнейшей профессиональной деятельности. Важную роль в обеспечении этого вида обучения играет дополнительное образование в школах. Дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы.
На рис. 6 дополнительное образование играет роль вспомогательной структурированной помощи школьнику в более углубленном изучении интересующего его профильного направления. Многие школы работают по системе «полного дня», т.е. после учебных занятий ребята могут посещать дополнительные занятия.
Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:
· в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
· в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
· в возможности менять виды деятельности, ученический коллектив, педагога;
· в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
· в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
в возможности получить допрофессиональную подготовку.