Значение и смысл текста учебников с позиций философского подхода и роль этих феноменов в образовательном процессе

153

Аннотация

Данная статья представляет попытку авторов уточнить содержание и сущность понятий «текст», «смысл», «смысл текста» с позиций философского подхода к языку и тексту. Посредством использования таких методов как анализ, сравнение и сопоставление авторы выявляют существенные и отличительные признаки заявленных понятий, формулируют их авторское определение и их роль в научении и воспитании студентов гуманитарных вузов.

Общая информация

Ключевые слова: смысл, значение, фактор, культура, роль, мышление и мировоззрение

Рубрика издания: Лингводидактика и новации. Психологические основы изучения языков и культур

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2019060406

Для цитаты: Михалкин Н.В., Аверюшкин А.Н. Значение и смысл текста учебников с позиций философского подхода и роль этих феноменов в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2019. Том 6. № 4. С. 42–50. DOI: 10.17759/langt.2019060406

Полный текст

Одним из важнейших компонентов «образовательной среды» в вузе выступают тексты учебников и другой литературы, которые используют и студенты, и преподаватели. Подготовка студентов к практической деятельности, к современной общественной практике предполагает учёт активного использования значения и смысла текстов как конкретных учебников по специальностям, так и смыслов другой литературы, используемой в учебном процессе.

 

Одним из важнейших компонентов «образовательной среды» в вузе выступают тексты учебников и другой литературы, которые используют и студенты, и преподаватели. Подготовка студентов к практической деятельности, к современной общественной практике предполагает учёт активного использования значения и смысла текстов как конкретных учебников по специальностям, так и смыслов другой литературы, используемой в учебном процессе.

 

В связи с тем, что выпускник готовится в вузе к тому, чтобы успешно решать задачи и разрешать проблемы, которые относятся не только к его профессиональной деятельности, но и к его бытию, ему потребуется руководствоваться такими составляющими жизни как «смысл работы», «смысл жизни» и так далее. Следовательно, для этого необходимо будет четко представлять, что собой представляют феномены «смысл» и «смысл текста», ибо с ними он непременно сталкивается в процессе обучения в вузе, и потом грамотно использовать их в практической деятельности.

Сначала рассмотрим содержание и сущность феномена «смысл». Мы его часто используем в речи, но реально не задумываемся о его природе и функциональном предназначении. Следует также отметить, что в научной литературе нет строгого, общепринятого определения этого понятия. Более того, среди исследователей появляются мнения-высказывания, что не стоит акцентировать внимание на сущности феномена «смысл». Его следует принимать как некую «данность», включаемую в общение-взаимодействие человека с другим человеком, в процесс познания и передачи информации, то есть в коммуникативный процесс.

Авторы данной статьи не считают такое утверждение правильным. Для мыслеречевой и речемыслительной деятельности, которые являются необходимым компонентом становления и развития каждого человека, для развития его познавательных возможностей и осуществления преобразовательной, по сути творческой, деятельности необходимо знание этого феномена, ибо в любую мысль мы вкладываем определённый смысл. Мысль без смысла лишена своего качественного содержания, так как в данном случае она тогда ни для чего не предназначена. Ведь мысль всегда для кого-то и для чего-то формируется и формулируется.

Соотнося смысл и мысль, мы имеем возможность утверждать, что смысл, по своей природе, есть духовный феномен. При этом, связывая смысл с духовным феноменом, надо учитывать тот факт, что духовное как «продукт» является, по своему происхождению, творением мышления человека.

А так как мышление - это «продукт» социализированного человека, возникающее у представителя рода человеческого только после «прохождения» им соответствующего этапа социализации, то духовное, в том числе и смысл, есть «вторичное социальное». То есть, можно утверждать, что смысл по своему происхождению есть идеально­социальное творение, которое, одновременно, воспринимаясь человеком, детерминируют его мышление, мировоззрение, формирует у него определенную картину мира.

Важно подчеркнуть, что между материальными и духовными образованиями не существует каких-то раз и навсегда установленных непреодолимых барьеров. Так, любой вид деятельности человека имеет духовные (идеальные) побудительные мотивы в виде интересов и, одновременно, духовная деятельность не может не использовать материальных средств. Более того, духовное творчество человека, как мы уже отметили, материализуется в реальных, вещных объектах.

Художник воплощает свои духовные образы в живописном полотне, а композитор «материализует» свои музыкальные образы в реальных звуках, «звучащих» мелодиях.

Духовное органически включается абсолютно во все сферы жизни общества, во все виды деятельности, посредством которых социальные институты и общности воспроизводят то, что называется обществом.

Духовное, идеальное, «сливаясь» с материальным, становится зримым, слышимым, осязаемым, ощутимым в материальных вещах, предметах, действиях. Поэтому, изучая духовную жизнь в целом или её отдельные аспекты, важно оценивать не только содержание идей, теорий, концепций, художественных образов, но и их смысловое «наполнение».

Выходит, что вся совокупность взглядов, воззрений, убеждений, ценностных и нравственных ориентаций, текстов как результаты материализованного выражения духовного, процессов абстрактной мыслительной деятельности личностей в обществе, содержат разные, но конкретные смыслы.

Определившись с природой феномена смысл, рассмотрим какие существенные и отличительные признаки, черты этого феномена отражены и закреплены в его определениях.

Например, в «Энциклопедии эпистемологии и философии науки» смысл (от англ. sense, meaning; нем. Sinn, Bedeutung) рассматривается как феномен, обозначающий отнесенность знака, явления, события к человеку или некоторому высшему существу (широкое употребление); это понятие, характеризующее содержание языковых выражений (узкое употребление). [10, с. 957 ]

Авторы здесь отмечают, что смысл не дан человеку в повседневном его созерцании и требует проникновения в скрытую сущность слов, высказываний, предметов реального мира и отношений. Смысл - это обращение мышления человека к природе и предназначению как предметов реального мира, так и к результатам человеческого преобразования им мира на основе его же целеполаганий.

А.Ю. Бабайцев отмечает, что в логической семантике «смыслом называют то мысленное содержание, которое выражается и усваивается при понимании языкового выражения». [3, с.710] По мнению данного автора, смысл возникает тогда, когда человек как бы «переводит» в свой «духовный мир» мысль другого человека.

Е.В. Алёхина, выделяет следующие черты этого феномена: «... желанный идеал, соответствующий представлениям о том, как должно быть». [1, с. 133] С позиций же религиозного подхода она выделяет в смысле «.идеи богочеловечества и всеединства». [1, с. 433]

В Советском энциклопедическом словаре смысл определяется следующим образом: «Смысл - идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни), целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения..., в логике, в ряде случаев в языкознании - то же самое, что значение». [8, с.787]

Важнейшими чертами феномена «смысл» авторы выделяют: предназначение чего- то для кого-то; целостное содержание какого-либо высказывания.

Как видим, каждый исследователь, в том числе и те, кто формулирует определения в словарях, выделяет те черты и свойства «смысла», которые обусловлены используемым им подходом к изучению этого феномена. Из этого напрашивается вывод, что у феномена «смысл» существует столько признаков и содержаний, сколько будет видов и типов подходов к его изучению. Но такой вывод противоречит сущности материалистического познания. В соответствии с его положениями, созданный природой или самим человеком феномен, в том числе и «смысл», имеют свою сущность. Она одна, хотя может быть раскрыта только на уровне относительной истины, раскрыта не в «рамках» «полной» сущности.

Следуя требованиям материалистического подхода к выявлению природы и сущности исследуемого объекта, попытаемся выделить те познавательно-практические моменты, когда мы используем понятие «смысл».

Во-первых, проведенное нами соотнесение феномена «смысл» с мыслью, с мыслью социального человека, позволяет утверждать, что по своему происхождению феномен «смысл» является продуктом мышления и он есть духовное образование.

Во-вторых, феномен «смысл» становится фактом действительности в ряде случаев, возникающих и проявляющихся в процессе нашего познания и практико­преобразовательной деятельности. Конкретно, он возникает в следующих условиях:

-    когда мы соотносим информацию, сведения, поступающие к нам, со своим мировоззрением. То есть, возникает это духовное образование тогда, когда мы начинаем определять предназначение этой информации для нас, точнее, для конкретного субъекта в конкретной для него познавательно-преобразовательной ситуации;

-    когда мы «передаём», пересылаем кому-то своё послание, свои мысли, как бы добавляя к содержанию своего высказывания его какое-то дополнительное предназначение, неявно выраженную в высказывании модальность;

-    когда верующие «постигают» заключённое в молитвах «нечто», предназначенное для них, когда они достигают понимание предназначения конкретного содержание текста или высказывания, но обрамляющего их ожидания, их стремление «проникнуть» в содержание тех намерений, которые возможны только с достижением откровения тех намерений Высшей Сущности, которые даруются им и которые становятся доступными для них через уста служителей церкви;

-    когда мы оцениваем конкретные действия разумных субъектов, которые или «выходят» за границы установленной в сообществе меры проявления активности людей, или являют собой результат, акт творчества и, может быть, выражены средствами (способами), которые качественно отличаются от используемых в данном сообществе;

-    когда кто-то намерен «разобраться» в предназначении своей жизни и жизни человека, человечества, мира, в котором мы живём.

Выходит, сущностным признаком смысла выступает мыслимое предназначение чего-то для кого-то или кого-то для чего-то!

Обобщая рассмотренное, можно дать следующее авторское определение феномену «смысл»: «Смысл» - это духовное образование, результат

«взаимопроникновения» информации, направленной на социализированного человека и его мировоззрения, воплощённое в оценке предназначения полученных человеком сведений как для него самого, так и для выявления направленности социального процесса, в рамках которого он живёт и развивается.

Смысл как духовное образование «входит» непротиворечиво в содержание процесса понимания предмета познания или преобразования его человеком.

Уточнив определение понятия «смысл», попробуем выявить определение понятия «текст». Очевидно, что для этого нам потребуется выделить его существенные и отличительные признаки.

Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова текст определяется как «всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ и т.п., а также часть, отрывок из него) [7, с.687] То есть, признаками текста, в соответствии с данным определением, являются его принадлежность к речи, а также фиксация этого феномена на каком - то носителе.

Во «Всемирной энциклопедии: Философия. ХХ век» говорится, что «текст - в общем плане связная и полная последовательность знаков». [3, с.767] В этом определении текста выделяется такой признак текста как определенная «логика знаков», их согласованность.

В «Энциклопедии эпистемологии и философии науки» определение текста следующее: «текст - это (от лат. textus - ткань; сплетение, сочетание) зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль, выраженная посредством связанных в некую последовательность знаков-символов. [10, с.957] Здесь мы видим, что в данном определении текста практически объединены ранее выделенные нами признаки.

В рамках лингвистического подхода, текст - это «словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание». [4, с. 394] В этом определении выделяются следующие признаки текста: единство содержания и речи. Можно сказать, что автором текст понимается как языковая составляющая коммуникативных связей между людьми, как определенное средство, выполняющее коммуникативную функцию. Другими словами, текст, по мнению автора данного определения, - это определенная грамматика человеческого бытия.

Авторы данной статьи полагают, что с позиций философского подхода, с позиций отражения и закрепления мыслящим человеком своего опыта, какой-то информации, каких-то знаний, в каком-то материальном носителе, можно дать следующее определение этому феномену.

Текст - это завершённая мысль, выражающая результаты познавательной и практически-преобразовательной деятельности людей о каком-то предмете (объекте), отражённая на каком-либо носителе какими-то знаками, посредством использования достигнутых ими средств и способов фиксации этой мысли.

Конечно, не следует утверждать, что приведенное определение феномена «текст» является завершенным. Это «открытое» определение, но оно позволяет объяснить его значение и смысл. Правда, авторы статьи обращают внимание на тот факт, что хотя уже в ХХ веке текст как объект познания стал исследоваться многими философскими школами и направлениями, в контексте выявления включённых в него смыслов, но и до сегодняшнего дня многие аспекты этой исследовательской задачи не решены.

Так, сегодня осталась нераскрытой методологическая проблема социально­гуманитарного познания «материализованного выражения духовной культуры», что собой и представляет текст. Нет ответов на вопросы о алгоритмах распредмечивания субъективных смыслов творцов текстов, объективированных в их творениях, что позволяет «услышать через текст разные человеческие голоса» и с их помощью проникнуть в «дух» минувших эпох, чужих культур.

Именно в этом состоит сама множественность смыслов текстов. Поэтому осмысление текста студентом, преподавателем не может ограничиться лишь тем смыслом, который вложил в него автор текста, произведения искусства и т. п., но и его «читатель». А это значит, что, осмысление восполняет текст, носит активный творческий характер. Вместе с тем, осмысление текста, зависимость этого процесса от конкретных исторических условий не являет собой чисто психологический и субъективный процесс, хотя личные пристрастия и опыт «читателя-потребителя» играют здесь далеко не последнюю роль.

Более того, множественность смыслов текстов раскрывается не вдруг и не сразу, ибо смысловые явления могут существовать в скрытом виде, потенциально, и раскрываться только в благоприятных для этого развития смысловых культурных контекстах последующих эпох.

Надо также учитывать тот факт, что смысл текста в историческом контексте изменяется. Каждая эпоха открывает, особенно в гениальных произведениях, что-то новое, свое. Новое прочтение «снимает» старый смысл, переоценивает его. Следовательно, осмысление текста - это диалектический процесс, диалог разных культурных миров, результат столкновения разных мировоззрений, способов и форм создания текстов, диалог личностей и культур.

Следует также учитывать и то, что осмысление текста другой, по отношению к конкретному читателю, культурой - это и нахождение ответов на вопросы, которые возникают в нашей современной культуре.

Авторы данной статьи согласны с мнением ряда исследователей, которые считают, что выявление смысла текста связано с процессом понимания. [9, с. 163-164]

В таком случае появляются основания для того, чтобы считать, что раскрытие смысла текста - это идеальный интегральный акт сознания, сопровождающийся определенным ментальным состоянием и переживанием, в котором происходит единовременное постижение сущности мысли, извлечение её содержания в тексте, определение ценности какого-либо явления, на основе которого происходит изменение содержания мировоззрения читателя, совершенствование его культуры мышления и практического действия.

Одновременно, выявление смысла текста - это и естественный процесс выявления сущности исследуемого предмета, отраженного в тексте, его места в мире, его функций в социальном пространстве. Данный процесс позволяет раскрыть бесконечные смысловые глубины бытия, места и роли человека в этом мире, его предназначение.

Не случайно А.И Новиков, один из известных исследователей смысла текста, отмечал, что исследование текста, использование текста в образовании должно быть связано с выявлением его смысла, позволяющего изменить интеллект человека, раскрыть направление совершенствования его научения и воспитания. Всё дело в том, что текст, как речемыслительная единица, естественно включается в более широкий коммуникативный контекст, где смысл выполняет существенную роль в его формировании, выступает как фактор, развивающий человека во всех его качествах и свойствах. [6, с. 23-30]

Ученица Новикова А.И. Нестерова Н.М. отмечает, что содержание и смысл - это различные ментальные образования, отличающиеся по способу своего проецирования на сферу сознания: содержание - это проекция текста на сознание, а смысл - это проекция сознания на текст. Из этого ею делается вывод о том, что текст сам по себе не имеет смысловой структуры. Смысл является принадлежностью не текста, а смысловой сферы личности, воспринимающей и осмысливающей текст. [5, с. 213-219]

И.Р. Гальперин предлагает считать смыслом только то, что сообщается в отдельном фрагменте, а применительно к целому тексту, по его мнению, следует говорить о содержании. [2, с. 20]

По мнению авторов статьи, смысл текста, как духовное образование, возникает и формируется на «стыке» «потока» информации от познаваемого феномена и мировоззренческого потенциала конкретного субъекта. При этом смысл непременно изменяет духовный мир читателя. И если студенту предоставлять текст с необходимым для его социализации и воспитания смыслом, то данные духовные изменения в нём непременно произойдут.

В связи с этим, следует исключить из положений об ориентации подготовки выпускников вузов как объявление их «европейски образованными». Следует пересмотреть «шкалу» наших приоритетов в оценке наших выпускников в сторону большего самоуважения и отказа от «холопства». Всё это должно заключаться в соответствии смысла текста со смыслом жизни.

Другими словами, есть основание аксиоматичным считать следующее утверждение: текст учебников и других средств, используемых в образовании, обязан содержать не только смысл будущей профессии выпускника вуза, но этот смысл следует коррелировать со смыслом социально-прогрессивного развития страны и её народов. Только тогда у выпускников вузов будет формироваться соответствующее мировоззрение, культура мышления и культура практического действия.

Литература

  1. Алехина Е.В. Актуальные проблемы философии: природа человека и смысл его существования. Человек в системе философского знания. Монография. М.: ИИУ МГОУ, 2018. С. 133.
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е. М.: Издательство «Наука», 2006. С. 20.
  3. Всемирная энциклопедия: Философия. ХХ век/Главн. Науч .ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор. 2002. С. 767.
  4. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Издание 5-е исправленное и дополненное. Назрань.: Изд-во ООО «Пилигрим», 2014. С. 394
  5. Нестерова Н.М. Психолингвистика текста, или есть ли смысл в тексте?//Вопросы психолингвистики. 2009. №9. С. 213-219.
  6. Новиков А.И. Текст и его смысловые доминанты. М.: Институт языкознания РАН, 2017. С.23-30.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М., 2017. С. 687.
  8. Советский энциклопедический словарь/Ред. Прохоров А.М. - М.: Советская энциклопедия. Изд.4-е испр. и доп.: 1989-1990. С. 787.
  9. Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). М., 2005. - С.163-164.
  10. Энциклопедия эпистемологии и философии науки /Под ред. И.Т. Касавина. - М.: Издательство «Кано», РООИ «Реабилитация». 2016. С. 957.

Информация об авторах

Михалкин Николай Васильевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедры философии и гуманитарных наук, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4419-2038, e-mail: fafnir85@yandex.ru

Аверюшкин Александр Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3150-0385, e-mail: paperitetics@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 637
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 153
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1