Особенности онлайн-обучения английскому языку как иностранному

74

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей онлайн-обучения английскому языку как иностранному. Акцентируется необходимость решения лингводидактической проблемы всеми субъектами образовательной экосистемы. Автор подчеркивает роль выработки единого механизма онлайн методического сопровождения в условиях информационно-образовательной среды российской высшей школы. Особое внимание уделяется полезным ресурсам с целью совершенствования различных навыков, необходимых для овладения английским языком. В работе затрагивается вопрос онлайн-тьюторства, рассматриваются перспективы онлайн-обучения английскому языку в вузе.

Общая информация

Ключевые слова: английский язык, английский язык как иностранный, онлайн-обучение, образовательная среда

Рубрика издания: Лингводидактика и новации. Психологические основы изучения языков и культур

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2021080410

Получена: 01.12.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Новикова О.В. Особенности онлайн-обучения английскому языку как иностранному [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2021. Том 8. № 4. С. 71–80. DOI: 10.17759/langt.2021080410

Полный текст

Одной из наиболее обсуждаемых тем, как 2020, так и 2021 года стало онлайн-обучение. Так, в целях замедления темпов распространения коронавирусной инфекции в Российской Федерации, в большинстве регионов страны образовательные организации всех ступеней были вынуждены перейти на дистанционный или смешанный формат обучения.

На сегодняшний день, когда эпидемиологическая обстановка постепенно стабилизируется, представители научного и педагогического сообщества констатируют, что реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий следует принимать как эффективное и весьма своевременное дополнение или альтернативу традиционному образованию [32].

К.А. Мельникова подчеркивает, что онлайн-обучение, которое доступно в любом месте и в любое время, позволяет получать образование на очень высоком уровне. В свою очередь, применение адаптированных к дистанционной работе образовательных материалов – учебных программ, софтов, лекций, интерактивных презентаций, учебных пособий, комплексов упражнений, видео-, аудио- и текстовых ресурсов делает такой формат обучения действительно эффективным [21].

Изучение особенностей онлайн-образовательной деятельности в российских вузах, в т.ч. в области обучения английскому языку как иностранному, является не только актуальным, но и практически значимым.

В последние годы данная тема находится в фокусе внимания как российских (Э.Г. Азимов, И.О. Амелина, Н.В. Андреева, Э.М. Афанасьева, Т.Д. Блум, Н.А. Буре, Л.Л. Вохмина, Н.В. Гончаренко, В.А. Живцов, А.А. Кузнецов, Е.В. Рублева, М.Н. Русецкая, Е.Н. Павличева, Е.В. Сенченкова, Т.Н. Таранова, Л.В. Ухова и др.), так и зарубежных авторов (А. Грос, М. Кларо, Ндяй М., ХТ. Нгуен Ву, М. Прински, Д.Д. Присс, А. Салинас, Е. Сан Мартин, П. Свард, С. Харрис и др.).

Многие ученые подчеркивают особую значимость дистанционного образования в период пандемии Covid-19 для повышения эффективности образовательного процесса в вузе [3; 7; 9; 18; 22; 23; 25; 30; 31; 33; 34].

Доступность электронных материалов обеспечивает оперативный доступ к разнообразным интернет-ресурсам как к основному инструменту изучения языковых дисциплин, так и к «вспомогательному и сопровождающему средству в обучении иностранному языку» [29, с. 140].

Использование онлайн-технологий обучения в вузе позволяет не только решать учебные задачи, но и формировать учебную автономию, индивидуальную образовательную траекторию, критическое мышление, позволяя каждому студенту выходить на новый уровень академических достижений. Несмотря на максимальную гибкость онлайн-обучения как для студентов, так и для преподавателей, многие отечественные исследователи отмечают существующие проблемы дистанционного обучения в вузах в ряде своих работ [5; 6; 8; 10; 11; 12; 16; 30; 33].

Слабое техническое оснащение, «неготовность преподавателей» и неподготовленность системы образования отмечают авторы в своих публикациях, освещающих опыт массового вынужденного перехода в дистанционный формат обучения [7; 22; 27; 29]. Особое внимание уделяется проблемам методического сопровождения и онлайн-методологическому подходу к обучению студентов – потенциальных кандидатов на должности, для которых необходимы так называемые «навыки XXI века», выраженные в сформированности мультимодальной общекультурной иноязычной компетенции, в т.ч. знание и применение языка в формате аудио-, видео-, невербальной коммуникации, соответствующих ситуаций, параметров организации пространства, включая цифровое общение [27, с. 54].

Остается нерешенным достаточно широкий спектр вопросов, касающихся дистанционного обучения английскому языку как иностранному в российских вузах. По мнению Л.Д. Щербиной, одной из ключевых причин слабой теоретико-методологической и практической разработанности вопросов, связанных с методическим обеспечением и сопровождением обучающихся иностранным языкам в современных вузах, является сложность, полиструктурность, а также многоцелевое содержание данного процесса [34, с. 33-34].

В целях систематизации и совершенствования дистанционного образовательного процесса необходима разработка механизма онлайн-методического сопровождения, а также подбор оптимальных средств обучения английскому языку как иностранному в условиях адаптивной информационно-образовательной среды, которая будет обладать необходимым потенциалом для достижения его целей, специфической структурой и контентом.

Адаптивная образовательная среда – это особая социально-педагогическая система, которая может приспосабливаться к условиям изменяющейся внешней среды, гибко реагировать на собственные социокультурные изменения и максимально адаптироваться к особенностям личности с ее индивидуальными способностями [19, с. 898]. Онлайн-методическое сопровождение в данном контексте является не столько инструментом поддержки, сколько неотъемлемым элементом адаптивной информационно-образовательной среды, т.к. представляет собой системную, интерактивную коммуникацию, которая направлена на улучшение процессов изучения и преподавания английского языка средствами учебно-, ресурсно-, информационно- и научно-методического содействия его основным субъектам – обучающимся и педагогам [14; 24].

Данная характеристика позволяет рассматривать информационно-образовательную систему, с одной стороны, как самостоятельную систему, ориентированную, помимо всего прочего, на развитие активной творческой деятельности обучающихся с использованием различных цифровых технологий, а с другой – как часть классической образовательной системы, откорректированной определенными внешне средовыми факторами [7].

Следует принимать во внимание тот факт, что на сегодняшний день в нашей стране не существует тенденций к обучению специалистов в области организации методической поддержки студентов и преподавателей английского языка как иностранного. Данный тренд в значительной степени развит за рубежом, в России же он представлен фрагментарно. В частности, речь идет о таких образовательных организациях, как НИУ ВШЭ, МГУ, СПбГУ, в которых квалифицированные сотрудники методических служб компетентны в области тьюторства участников дистанционного образовательного процесса, однако, это лишь локальный опыт внутреннего применения отдельных вузов.

Следует предположить, что одним из реальных и действенных вариантов организации методического сопровождения обучающихся и преподавателей, как ключевых участников дистанционного образовательного процесса, является межнациональная межвузовская коллаборация.

Учитывая позиции некоторых авторов [4; 9; 29], а также результаты собственных исследований национальных образовательных ресурсов, можно констатировать, что онлайн-методическое сопровождение обучения английскому языку как иностранному в российских вузах может быть успешно сформулировано на одной из крупнейших отечественных цифровых образовательных платформ – «Universarium». Можно привести следующие аргументы в пользу этого ресурса:

ü специалисты данной платформы имеют значительный опыт по организации методического сопровождения различных категорий пользователей – преподавателей, обучающихся, руководителей организаций и иных субъектов образовательной экосистемы в России, Республике Беларусь, Казахстане и других государствах;

ü адаптивность среды цифровой платформы «Universarium» обеспечивается принципами формирования и комплектации информационно-образовательной ресурсной базы, а также автоматизированной системой диагностики всех компетентностных составляющих – знаний, умений, навыков и опыта всех субъектов образовательной экосистемы и формированием их индивидуальных образовательных траекторий;

ü все ресурсы цифровой платформы «Universarium» дифференцированные и адресные; их проектирование и разработка осуществляется в строгой ориентации на цели, задачи и потребности целевой аудитории, что обусловлено результатами масштабных мониторинговых исследований, которые проводятся также специалистами «Universarium» во взаимодействии с ведущими образовательными организациями страны (МГУ им. М. В. Ломоносова, РЭУ им. Г. В. Плеханова, НИЯУ МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МФТИ и др.) и специализированными центрами;

ü цифровая платформа «Universarium» обладает большим потенциалом в области конвергентных технологий, которые, как отмечают исследователи, формулируют качественно «новый формат междисциплинарного образовательного пространства в рамках учебной и внеучебной деятельности, способствующий восприятию мира как единого целого, а не изучению отдельных предметных дисциплин» [2, с. 94].

Кроме этого, важно принять во внимание, что в миссии цифровой образовательной платформы «Universarium» декларируются принципы, в полной мере согласующиеся с целями, задачами, спецификой дистанционного обучения английскому языку как иностранному, и, безусловно, онлайн-методического сопровождения данного процесса как формы межсубъектной образовательной коллаборации, а именно: открытость ресурсов, применение инновационных технологий, организационных форм и средств, в спектр которых входят технологии медиа-образования с использованием онлайн-ресурсов и профильных мероприятий, вовлечение в проект ведущих вузов и лучших педагогов, не только России, но и других государств.

Категория «обучение английскому языку как иностранному» определяется как аспектно-комплексный процесс, который предусматривает акцептуализацию широкого спектра элементов [1], т.е. фонетики, развития речи, грамматики, перевода и анализа художественного текста. В качестве ведущего компонента при обучении иностранным языкам в вузе выступают такие виды деятельности, как говорение, аудирование, чтение и письмо. В ходе дистанционного обучения английскому языку работа студентов должна быть организована таким образом, чтобы они автономно, но при участии тьютора, выполняли необходимые задания для развития навыков аудирования, говорения, чтения и письма.

В целях реализации программ обучения английскому языку в онлайн-среде вуза не может быть задействован какой-либо один инструмент или программный продукт. В условиях научно-практической коллаборации создаются и модернизируются различные электронные средства обучения.

Глубокий анализ популярных дистанционных образовательных продуктов, применяемых в крупнейших отечественных вузах России, позволил классифицировать их следующим образом:

ü ориентированные исключительно на обучение грамматике английского языка: Grammar Bytes, 5 Minute English, EnglishDom.Грамматика, British Council, FluentU, English Grammar 101, Alison Grammar Courses, ABC English Grammar, Edufind’s English Grammar Guide, Oxford English Grammar Course, Daily Grammar, English Club, Grammar Ninja, Grammarly Handbook, English Page. Данные ресурсы, представляющие собой веб-сайты или платформенные решения, ориентированы как на студентов начального, так и продвинутого уровня изучения английского языка. Любую программу можно использовать для самостоятельного обучения студентов, например, «Alison Grammar Courses» построена по принципу «студент просмотрел урок – сделал упражнение – прошел тест – перешел к следующему уроку». «Grammar Bytes» отличается значительным объемом интерактивного контента, способствующего повышению мотивации студентов. Полезный ресурс «Daily Grammar» включает в себя более 400 уроков на тему частей речи и предложений, которые обучающийся может проходить по порядку; кроме того, студент может воспользоваться глоссарием сайта для поиска нужного термина. «Daily Grammar» также размещает уроки и упражнения в свой блог, т.е. контент постоянно обновляется;

ü ориентированные на формирование и развитие не только грамматической, но и переводческой, коммуникативной, аудитивной и других компетенций. Данные ресурсы включают мобильные приложения, интерактивные сайты и видео-ресурсы. К первым относятся такие известные разработки, как Duolingo, Busuu, Lingua.ly, Carton Tongue Twister, Тыква Eng, EngCards, Phrasalstein, Speak ASAP и другие. Стоит отметить, что большинство современных решений основаны на искусственном интеллекте, и, соответственно, образовательный контент формулируется в зависимости от уровня знаний обучающегося, а также по результатам контрольно-оценочной деятельности, организуемой системой. К этой группе ресурсов можно отнести BritishCouncil, Livemocha, ManyThings, PuzzleEnglish, педагогическая ценность которых заключается в том, что практически все интерактивные ресурсы включают в себя широкую базу материалов – аудио, видео, игры, тексты, словари (глоссарии). К видео-ресурсам для обучения английскому языку можно отнести TED talks (с сопровождающими субтитрами и транскриптами), Ello (всевозможные видео и подкасты), DelightEnglish (тематические видеоуроки по разговорному английскому), American English Center (видеуроки на разные топики, в т.ч. по грамматике).

Использование вышеупомянутых видеоресурсов в практике обучения английскому языку как иностранному трудно переоценить. С точки зрения Ю.М. Кониной [13], С.В. Крутской, Л.Р. Нуретдиновой [15] и Г.Н. Махмутовой [20], при демонстрации видеоматериалов во время онлайн-занятий возникает атмосфера совместной познавательной деятельности, при этом даже самый пассивный студент становится активным при просмотре видеоконтента, невнимательный – внимательным.

Безусловно, современный этап развития средств и инструментов организации дистанционного обучения предоставляет невероятно широкие возможности для педагогического творчества. Однако, если мы говорим о классическом варианте онлайн-обучения, т.е. без принятия непосредственного участия преподавателя, даже оптимально подобранные технологические и методические подходы к работе с обучающимися вуза могут не дать ожидаемого результата. Обращая внимание на проблему образовательной коммуникации в онлайн-среде, ученые, в качестве одного из обязательных критериев эффективности реализации программ обучения иностранному языку в целом, называют тьюторское сопровождение (наставничество) [17; 28; 35; 36]. Под ним традиционно понимается система индивидуального обучения, сопровождения и поддержки обучающихся, основанная на идее педагогического поиска, нацеленная на становление субъективности, академический и философский рост студентов и организацию их самостоятельной работы [24, с. 319].

На сегодняшний день онлайн-тьюторство имеет незначительное распространение в отечественной практике, однако, преподаватель, берущий на себя ответственность за конкретного студента (группу студентов), должен обладать широким спектром таких компетенций, как лидерство, планирование и организованность, анализ и решение проблем, творчество и инновативность, устная коммуникация и убедительность общения, межличностное понимание, решительность, гибкость и стрессоустойчивость. Все перечисленные характеристики должны быть сформулированы в единую тьюторскую компетенцию, обладая которой педагог, даже при условии невозможности организовать привычный для студента коммуникативно-образовательный процесс, сможет обеспечить необходимыми знаниями, сформировать соответствующие умения и навыки для овладения английским языком, замотивировать на оптимизацию собственного результата и поиск себя в будущей профессии.

Актуализация вопросов организации образовательного процесса в рамках той или иной адаптивной информационно-образовательной среды позволит повсеместно развивать механизм онлайн-методического сопровождения обучения не только английскому, но и любому другому иностранному языку, что в значительной степени упростит освоение студентами – будущими специалистами «навыков XXI века» [26], которые являются обязательным результатом высшего образования.

Образовательная организация должна подготовить каждого студента к реалиям и потребностям современного рынка труда и профессий будущего.

Результативность онлайн-обучения напрямую зависит от того, насколько преподаватель сумеет оптимально выстроить систему формирования конкретных компонентов англоязычной коммуникативной компетенции, а также процесс обучения как взаимодействие обучающегося с эффективными цифровыми ресурсами.

Онлайн-обучение, являясь мотивирующим фактором в изучении английского языка как иностранного, способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в вузе.

В свете вышеизложенного следует подчеркнуть перспективность разработки качественно новых методических материалов для обеспечения проведения онлайн-занятий по английскому языку как иностранному.

Литература

  1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения языкам). 2010. М.: ИКАР, 446 с.
  2. Аржановская А.В., Елтанская Е.А., Генералова Л.М. Конвергенция технологий в образовании: новая детерминанта развития общества [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 93-95. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00887
  3. Василиженко М.В. Технология дистанционного обучения английскому языку в вузе: из опыта работы [Электронный ресурс] // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. № 13 - 1 (51). С. 93-104. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-93-104
  4. Вишнева Л.М. Российский и зарубежный опыт в электронном обучении [Электронный ресурс] // Научные записки молодых исследователей. 2019. № 2. С. 27-36. URL: http://www.fa.ru/org/div/edition/scinotes/journals/%E2%84%962%202019.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
  5. Горева О.М., Осипова Л.Б. Перспективы развития дистанционной формы обучения студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 645-645. URL: https://s.science-education.ru/pdf/2015/2/722.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
  6. Гулая Т.М., Романова С.А. Проблемы адаптации системы российского высшего образования к изменению формата обучения в период пандемии [Электронный ресурс] // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 101-103. URL: http://spo.expert/upload/iblock/e75/%D0%A1%D0%9F%D0%9E%20%E2%84%962%202021.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
  7. Денисовец Д.А. Информационно-образовательная среда как средство повышения эффективности образовательного процесса [Электронный ресурс] // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и методики обучения информатике и математике в современной школе» (г. Москва, 22-26 апреля 2019 г.). Москва: МПГУ. URL: http://news.scienceland.ru/2019/04/23/%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0/ (дата обращения: 25.11.2021).
  8. Дигтяр О.Ю. Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в вузе [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 356-357. URL: http://amnko.ru/index.php/download_file/view/873/82/ (дата обращения: 25.11.2021).
  9. Заочинский М.С., Николаева Е.К., Самарова И.А. Теория и практика дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Наука без границ. 2017. № 6 (11). С. 148-151. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29437638_20043923.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
  10. Картавая Ю.К. Проблемы дистанционного обучения в вузе в условиях современности [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. 2 (35). С.157-161. DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0037
  11. Киселев А.А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса [Электронный ресурс] // Развитие образования. 2020. № 2 (8). С. 97-100. DOI: 10.31483/r-75354
  12. Козина Т.А., Козин Г.И., Юрченков В.Э. К вопросу о трудностях дистанционного обучения иностранному языку в вузе [Электронный ресурс] // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 7. С. 327-330. DOI: 10.33619/2414-2948/56/40
  13. Конина Ю.М. Технология работы с аудиоматериалами при обучении аудированию // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе: межвуз. сб. науч. тр. 2017. Рязань: Изд-во Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. В.Ф. Маргелова, С. 43-47.
  14. Коряковцева Н.Ф., Щукин А.Н. Современная образовательная среда и преподавание иностранных языков [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 4 (808). С. 11-18. URL: http://www.vestnik-mslu.ru/Vest/4_808.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
  15. Крутская С.В. Критерии отбора текстов в курсе иностранного языка для подготовки бакалавров согласно требованиям ФГОС ВПО [Электронный ресурс] // Вестник самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 1. С. 31-41. URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52141/35593 (дата обращения: 25.11.2021).
  16. Лосева Е.С., Гозалова М.Р., Макарова А.И. Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам на ступени высшего образования [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3. C. 145-148. DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0036
  17. Мазанова С.Е., Кравченко И.П. Тьюторство как условие результативности внедрения модульной технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза [Электронный ресурс] // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 860-862. URL: https://dep_etme.pnzgu.ru/files/dep_etme.pnzgu.ru/28_izvestiya_pgpu_obsch_nauki_2012.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
  18. Макаров А.Д. Коронавирус COVID-19 и дистанционная форма обучения [Электронный ресурс] // Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-западного округа России. 2020. № 2 (49). С. 62–68. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42913890_87013833.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
  19. Максимова Н.А. Формирование адаптивной образовательной среды учебного заведения: анализ проблемы [Электронный ресурс] // Концепт. 2018. № 10. С. 889-898. DOI: 10.24422/MCITO.2018.10.18188
  20. Махмутова Г.Н. Использование видеоматериалов в преподавании иностранного языка [Электронный ресурс] // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2013. № 1 (9). С. 75-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-videomaterialov-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka/viewer (дата обращения: 25.11.2021).
  21. Мельникова К.А. Осуществление дистанционного обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам» (г. Брянск, 16–17 октября 2020 г.). Брянск: Изд-во ФГБОУ ВО БГИТУ, 2020. С. 242-247
  22. Муратова Н.Т. Тенденции и перспективы развития открытого и дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Бюллетень науки и практики. 2020. Т.6. № 6. С. 501-505. DOI: 10.33619/2414-2948/54/69
  23. Новоселецкая Д.И. Дистанционное обучение студентов иностранному языку на основе информационных технологий [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67 (3). С. 128-130. URL: https://www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/4601/%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%2067%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%203,%202020%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
  24. Обдалова О.А. Информационно-образовательная среда как средство и условие обучения иностранному языку в современных условиях [Электронный ресурс] // Язык и культура. 2009. № 1 (5). С. 93-101. URL: https://sun.tsu.ru/mminfo/000349304/05/image/05-093.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
  25. Остапенко А.Б., Уманец И.Ф. Особенности дистанционного обучения иностранному языку в вузе в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Современное педагогическое образование. 2021. № 4. С. 27-31. URL: http://spo.expert/upload/iblock/954/%D0%A1%D0%9F%D0%9E%20%E2%84%964%202021.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
  26. Пинская М.А., Михайлова А.М., Рыдзе О.А., Денищева Л.О., Краснянская К.А., Авдеенко Н.А. Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? [Электронный ресурс] // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 50-62. URL: https://edpolicy.ru/form-and-evaluate (дата обращения: 25.11.2021).
  27. Прудникова Н.Н. Реализация навыков XXI века в Российской лингводидактике [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2017. № 4 (17). С. 52-55. URL: http://i-journal.net/jdoc/apc_17.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
  28. Радвил Н.И. Тьюторство в непрерывном дизайн-образовании [Электронный ресурс] // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. Т. 5. № 5. С. 318-321. URL: http://oreluniver.ru/public/file/archive/201305.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
  29. Редванов А.С. МООК в контексте современного цифрового образования [Электронный ресурс] // StudNet. 2020. Т.3. № 9. С. 1289-1295. DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10246
  30. Рогачёва П.С., Семергей С.В. Проблемы дистанционного образования в период пандемии [Электронный ресурс] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 4. С. 85-93. DOI: 10.47370/2078-1024-2020-12-4-85-93
  31. Фарманова Б.А. Опыт внедрения дистанционного обучения в преподавание гуманитарных дисциплин в системе высшего образования [Электронный ресурс] // Бюллетень науки и практики. 2020. Т 6. № 5. С. 491-495. DOI: 10.33619/2414-2948/54/67
  32. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 53 (ч.I), 31.12.2012, ст.7598.
  33. Федунова М.Н. Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в условиях пандемии [Электронный ресурс] // Символ науки. 2021. № 3. С. 119-123. URL: https://os-russia.com/SBORNIKI/SN-2021-03.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
  34. Щербина Л.Д. Интенсивное обучение иностранным языкам в техническом вузе: дисс. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 179 с.
  35. Юркевич Л.Н. Тьюторское сопровождение в процессе обучения иностранному языку студентов университета [Электронный ресурс] // Вестник Курганского государственного университета. 2012. № 4 (26). С. 56-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe- soprovozhdenie-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-studentov-universiteta/viewer (дата обращения: 25.11.2021).
  36. Якимова Ю.В. Применение сетевых технологий как средства тьюторского сопровождения технического творчества учащихся [Электронный ресурс] // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. №14. С. 67-78. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36678334_79136636.pdf (дата обращения: 25.11.2021).

Информация об авторах

Новикова Ольга Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики перевода Института филологии и истории, Российский государственный гуманитарный университет (ФГБОУ ВО РГГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3438-5311, e-mail: Novikova_English@mail.ru

Метрики

Просмотров HTML-версии за весь период: 346
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 23
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 12

Скачиваний PDF-версии за весь период: 74
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 10
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 1