В современном информационном обществе с быстро развивающимися технологиями и нередкой потерей актуальности ранее полученных знаний особое значение приобретает цифровая грамотность [7, с. 126–128] и способность самостоятельно учиться, выборочно усваивая информацию и овладевая значимыми здесь и сейчас знаниями, учебными умениями и навыками, что требует развитой саморегуляции, взаимосвязанной с вовлеченностью в учебную деятельность [Рубцов, 2022а], и плодотворного взаимодействия с другими людьми, включая рефлексивную составляющую [Пономарева, 2010] и эмпатию как фактор психологической безопасности личности [Анисимова, 2023]. Именно поэтому особую значимость для российской системы образования приобретает проблема формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) у обучающего, что находит свое воплощение в федеральных государственных образовательных стандартах всех уровней общего образования и требует их систематического дальнейшего совершенствования, в том числе и на уровне высшего образования, поскольку «изучение УУД не только у школьников, но и студентов является актуальной задачей современной психологической науки» [Леонтьев, 2005, с. 24].
Сегодня в Российской Федерации в качестве теоретико-методологических оснований формирования УУД используется культурно-исторический системно-деятельностный подход, предложенный академиком РАО А.Г. Асмоловым с командой разработчиков [Давыдов, 1996], опирающийся на идеи выдающегося отечественно психолога Л.С. Выготского, его учеников и последователей. Обозначим эти идеи.
Л.С. Выготский в своей теории обосновал культурно-историческую природу человеческой психики и рассматривал ее развитие как процесс присвоения опыта всех предшествующих поколений, в котором особое значение отводится процессу обучения, ведущим за собой развитие психики и личности посредством создания зон ближайшего развития и перехода от натуральных психических функций к высшим [Выготский, 1991], где особая роль отводится учителю как посреднику между культурой и внутренним миром ребенка [Басюк, 2019].
А.Н. Леонтьев вслед за Л.С. Выготским придавал особое значение психическому механизму интериоризации социокультурного опыта посредством деятельности как движущей силе познавательного развития и развития психики в целом [Как проектировать универсальные, 2008]. Он выделил универсальную структуру любой деятельности, в том числе учебной, обозначив ключевое значение мотивационно-смысловой сферы личности для успешного обучения и развития.
П.Я. Гальперин дополнил отечественные разработки теории деятельности, предложив концепцию поэтапного формирования умственных действий обучающегося, где особое значение отводил ориентировке как процессу анализа ситуации, включающему систему заданных условий и способы выделения ориентировочной основы в них, от которой зависит успешность любой человеческой деятельности [Гальперин, 2017].
Д.Б. Эльконин предложил возрастную периодизацию развития, основанную на идее ведущей деятельности, имеющей свои особенности на каждом онтогенетическом периоде и определяемой взаимообусловленностью и единством формирования операционно-технической и мотивационно-смысловой сфер личности [Фомина, 2022]. Это позволило ему вместе с В.В. Давыдовым разработать концепцию развивающего обучения, где особое значение отводилось теоретическому мышлению как пониманию причинно-следственных связей и отношений изучаемых феноменов посредством формирования аналитических способностей, овладения логикой научного познания, основанного на принципе «от абстрактного к конкретному» [Громыко, 2020], где особое значение приобретает развитие рефлексивных и коммуникативных способностей ученика в учебной общности [Мухина, 2022а].
А.Г. Асмолов подчеркивая значение развития смыслового сознания и обретения личностных смыслов в результате деятельности, пишет о значимости смыслового обучения уже в начальной в школе, направленной на формирование активной жизненной позиции обучающегося, в основе которых лежат профессиональное и личностное самоопределение, самостоятельная познавательная активность и потребность в знании [Давыдов, 1996].
Обсуждаемые идеи Л.С. Выготского, его учеников и последователей, позволили А.Г. Асмолову и возглавляемой им группе ученых и методистов сформулировать ключевые методологические позиции концепции развития УУД в системе общего образования [Давыдов, 1996]: 1 – необходимость рассмотрения УУД в контексте основных структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, цели, задачи, действия и операции) для их формирования, оценки и контроля; 2 – производности и зависимости знаний, умений и навыков от УУД и развитие умения самостоятельно учиться: способность к саморазвитию и самосовершенствованию через присвоение культурно-исторического опыта человечества; формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству; развитие самостоятельности, инициативы и ответственности за свое развитие и взаимодействие с другими людьми; 3 – необходимость учета возрастных особенностей развития психики на разных этапах онтогенеза для продуктивной реализации преемственности ступеней образования и плавного перехода от совместной деятельности обучающегося и педагога к совместно-раздельной и далее к самостоятельной деятельности, направленной на самообразование и самовоспитание.
Н.Ф. Виноградова, разрабатывая дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе, также выделяет значение идей культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева и его учеников для достижения метапредметных результатов при формировании УУД, говоря: 1 – о значении природосообразности (учет потребностей, склонностей, возможностей и способностей в контексте психологических особенностей возраста обучающегося) и экологичности (включение знаний, умений и навыков, получаемых в процессе обучения, в жизненный контекст ребенка, его повседневное бытие) организации процесса обучения [Виноградова, 2018]; 2 – о необходимости овладения обучающимся новыми учебными ролями («наблюдатель», «исследователь», «критик», «оппонент»), которые он впоследствии сможет перенести в свою общественную жизнь; 3 – об особом значении при развитии умения учиться таких психических процессов, как мышление (умении самостоятельно мыслить, исследовать, экспериментировать, то есть самостоятельно распоряжаться получаемыми знаниями) и воображение (способность предвидеть развитие феноменов и событий); 4 – о важности развития у обучающегося понимания различий между практическими (что делать?) и учебными (как делать?) задачами; 5 – о необходимости формирования готовности к самообразованию уже в начальной школе как способности к сознательному произвольному присвоению культурно-исторического опыта и его использования как в учебных ситуациях, так и ситуациях обыденной жизни [Виноградова, 2022].
Обсуждаемые методологические идеи широко известные в академическом психологическом и педагогическом сообществе, однако до недавнего времени, а в некоторых случаях и до сих пор при реализации на практике на уровнях начального общего и среднего общего образования они носили нередко ситуативный бессистемный характер, обусловленной спецификой психолого-педагогической компетенцией педагога и его личной мотивированностью использовать при организации образовательного процесса идеи культурно-исторической теории и системно-деятельностного подхода [Басюк, 2017], несмотря на их эмпирически подтвержденную продуктивность [Воронкова, 2023]. Разработка новых федеральных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования с опорой на продуктивные идеи отечественной психологической мысли призвана систематизировать, стандартизировать, регламентировать и сделать обязательной их использование в образовательной практике начальной и средней школы [Басюк, 2021а]. Это позволило уже сейчас определить сущность УУД (познавательных, коммуникативных и регулятивных), а также конкретизировать их содержание и характеристики [Рубцов, 2022]: 1 – познавательные УУД характеризуются тремя действиями – базовыми логическими, базовыми исследовательскими и работой с информацией (п. 43.1); 2 – в коммуникативные УУД входит два действия – общение и совместная деятельность (п. 43.2); 3 – регулятивные УУД осуществляются через действие самоорганизации и самоконтроля (п. 43.3).
При этом следует отметить, что достижения отечественной психологической мысли, значимые для методологии формирования УУД, не ограничиваются культурно-историческим и системно-деятельностным подходами. Для продуктивной модернизации системы образования в Российской Федерации, направленной на формирование обучающегося, способного самостоятельно учиться и работать с информацией, вступать в конструктивное взаимодействие с другими, что тесно взаимосвязано с мотивацией к получению знаний (в том числе у детей с задержкой психического развития [Бабкина, 2023]), владеть навыками целеполагания, самоорганизации, самоконтроля, планирования, предполагающего сформированность в самосознании знания о времени [Федеральный государственный образовательный], важно обращать к наследию и других фундаментальных отечественных психологических теорий.
Считаем значимым рассмотреть положения концепции научной школы «Феноменология развития и бытия личности» академика РАО, доктора психологических наук, профессора В.С. Мухиной в контексте методологических основ формирования УУД. Ученый отстаивает идею о том, что «человек существует в двух присущих ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность, способная самостоятельно решать проблемные ситуации» [Мухина, 2004, с. 242]. Человек как социальная единица воплощает в себе культурно-историческую сущность человечества, присваивая опыт предшествующих поколений в контексте исторически сложившихся особенностей мышления, коммуникации и регуляции собственного поведения. Человек как уникальная личность «способен выйти за рамки любых ограничений, осознавая и обретая в себе потребность в развитии. Для этого человек как личность организует свою волю, действуя как существо сознательное и целеустремленное» [21, с. 242–243]. Для успешного формирования УУД необходимо не просто присвоить исторически сложившихся способы мышления, коммуникации и регуляции, но и должна быть сформирована потребность в саморазвитии через ценностное отношение к себе как личности.
При формировании УУД необходимо понимать и учитывать механизмы развития психики и личности. В.С. Мухиной в качестве основополагающих рассматривает механизмы идентификации-обособления в их диалектическом единстве [Мухина, 2018], определяя идентификацию как «механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности» [Марголис, 2022, с. 100], а обособление как «механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной человеческой и личностной сущности» [Марголис, 2022, с. 101].
В контексте формирования познавательных УУД идентификация обеспечивает присвоение знания другого, в свою очередь обособление позволяет наделить знание другого личным смыслом, когда это знание становится по-настоящему своим. Важно понимать, что идентификация обеспечивает научению мыслительным операциям, тогда как посредством обособления развивается сосредоточенность и самостоятельное использование мыслительных операций (можно подражать действию, а можно результату действия).
При формировании познавательные УУД важно соблюдать баланс механизмов идентификации-обособления: обучающийся должен не только воспроизводить полученные знания, но и ориентироваться, принимать самостоятельные решения через проблемные ситуации и побуждение к рефлексии учителем.
В контексте формирования коммуникативных УУД идентификация обеспечивает чувствительность к другим, как посредством интериоризационной идентификации (интроекции), предполагающей присвоение и вчувствование в другого (понимание, уважение, децентрация и пр.), так и посредством экстрариоризационной идентификации (проекции), предполагающей перенос своих чувств и мотивов на другого [Мухина, 2012]. Обособление обеспечивает сохранение себя и своей личности в общении через эмоциональную рефлексию на себя и на других, через отстаивание своего статуса, своей позиции, своего отношения, через умение выражать свои мысли и отстаивать свое мнение, принятие ответственности за него.
При формировании коммуникативных УУД также важно соблюдать баланс механизмов идентификации-обособления: обучающий должен научиться слышать других и сотрудничать, не теряя при этом самого себя как личность (без конформизма или социальной холодности).
В контексте формирования регулятивных УУД идентификация обеспечивает способность и готовность к послушанию, ориентацию на образец и правила, рефлексию на другого и принятие его оценки для дальнейшего выстраивания собственного поведения. Обособление в свою очередь обеспечивает формирование произвольности, воли и самоконтроля, развитие рефлексии на себя, самооценки и понимания оценки другого для принятия ответственности за свои действия и их коррекцию.
При формировании регулятивных УУД также важно соблюдать баланс механизмов идентификации-обособления, предполагающих рефлексивную ориентацию ученика на правила и личную ответственность за организацию своего обучения и развития (без некритичного реактивного следования заданной нормативности или негативизма как слепого сопротивления любому воздействию извне).
Помимо механизмов идентификации-обособления для формирования УУД необходимо учитывать факторы, определяющие развитие психики и личности, которые выделяет в своей концепции В.С. Мухина: 1 – предпосылки развития (генотип как биологически и исторически обусловленные эволюционные свойства человека, его энергетический потенциал) [21, с. 320–369]; 2 – внешние социальные условия (классифицируемые ученым как: реальность предметного мира, реальность образно-знаковых систем, природная реальность, реальность социально-нормативного пространства) [21, с. 49–315]; 3 – внутренняя позиция личности, «проявляющаяся в самостоятельности, активности, а также в притязаниях на социальное признание: признание другими и признание в собственных глаза» [Мухина, 2004, с. 564].
Проблема предпосылок развития раскрывается через уникальное свойство человеческой психики присваивать культурно-исторический опыт человечества, без которого невозможно развитие высших психических функций, обеспечивающих познавательные, коммуникативные и регуляционные действия обучающегося, их осмысленность и самостоятельность. Кроме того, предпосылки развития психики и личности взаимосвязаны с принципом природосообразности обучения и воспитания, что требует учета возрастных особенностей развития психики ребенка и его самосознания на каждом этапе онтогенеза, специфика которых раскрывается В.С. Мухиной в ее возрастной периодизации [Марголис, 2022, с. 564].
Каждая из реалий бытия и развития психики и личности, выделенных В.С. Мухиной, отражает специфику формирования трех видов УУД.
Так реальность предметного мира в контексте формирования: познавательных УУД во многом определяет развитие наглядно-действенного мышления, знаний, умений и навыков использования предметов в быту; коммуникативных УУД затрагивает проблемы использования орудий труда и других рукотворных предметов в совместной деятельности, исторически сложившуюся систему отношений к предмету, опосредованные связью «человек–вещь–человек» [Мухина, 2004, с. 57]; регулятивных УУД затрагивает проблемы культуры потребления, ценностного отношения к материальному наследию человечества.
Реальность образно-знаковых систем в контексте формирования: познавательных УУД определяет развитие наглядно-образного и особенно абстрактного теоретического мышления, а также навыки структурирования знаний, построение речи, смыслового чтения и фильтрации информации, ее моделирования и кодирования; коммуникативных УУД может рассматриваться через культуру речи и язык как орудие общения, понимания, выстраивания отношений с другими людьми; регулятивных УУД взаимосвязана с проблемой знаковой функции сознания и регулирующей функции речи, определяющих организацию и контроль поведения человека.
Природная реальность в контексте формирования: познавательных УУД способствует становлению естественно-научной картины мира, развивает экологическое самосознание; коммуникативных УУД раскрывается через антропоморфизацию природы посредством выстраивания ценностного отношения к ней во взаимодействии с другими людьми; регулятивных УУД взаимосвязана с проблемой развития осознанности и самоконтроля посредством развития навыков созерцания природы, гармонизирующих эмоциональные состояния и внутренний мир личности.
Реальность социально-нормативного пространства в контексте формирования: познавательных УУД затрагивает проблемы нормативных основ познавательной деятельности, применение знаний во взаимоотношениях с другими людьми; коммуникативных УУД раскрывается через нормы и правила взаимодействия, систему прав и обязанностей, этнический, конфессиональный, политический и другие социокультурные контексты взаимодействия, а также способы отстаивания себя в общении; регулятивных УУД направлена на становление долженствования, развитие навыков послушания, овладение нормами учебной деятельности, развитие рефлексии на себя на других, оценку, самоконтроль и коррекцию поведения в соответствии с нормами, принятыми в обществе, и личными амбициями обучающегося.
Овладение УУД дает возможность самостоятельно и осмысленно взаимодействовать с Великим идеополем общественного самосознания (понятие введено в науку В.С. Мухиной) – пространством «образов, знаковых систем, понятий, идей, знаний, концептов, которые отражают путь достижений и заблуждений человеческого познания и обусловливают дальнейшее развитие новых идей, в свою очередь определяющих достижения философии, наук, культур, морали, техники и политики» [Мухина, 2022, с. 28], в которое входят все реалии бытия в своем знаковом выражении и которое является непременным условием дальнейшего самообразования, самовоспитания и саморазвития личности.
Реалии бытия как фактор развития психики и личности взаимосвязаны с принципом экологичности знания (включение его в личный жизненный контекст) и проблемой ориентировочной основой действий (комплексный анализ заданной ситуации), что в процессе формирования УУД может быть решено через рассмотрение учебного материала в контексте всех четырех реалий бытия, выделенных В.С. Мухиной. Так, например, в начальной школе на дисциплине «Окружающий мир» при прохождении темы «Домашние животные», ее можно рассматривать в контексте: 1 – предметного мира – какие предметы люди научились с помощью домашних животных производить (молочная продукция, шерсть и пр.) и как используют в повседневной жизни; 2 – образно-знаковых систем – как люди запечатлевают и описывают домашних животных в изобразительном искусстве и литературе, какие смыслы эти образы несут; 3 – природной реальности – рассмотрение домашних животных как живых существ, части природного мира и экологии со своими биологическими и эволюционными особенностями; 4 – реальности социально-нормативного пространства – этическое отношение и особенности правового взаимодействия людей с домашними животными.
В.С. Мухина подчеркивает амбивалентность всех четырех реалий бытия и развития психики и личности, которые одновременно несут в себе как позитивные достижения культурно-исторического развития человечества, так и негативные образования, деформирующие и разрушающие личность в нас [Марголис, 2020, с. 19]. Эта амбивалентность может стать основой для рефлексии обучающегося и моделирования проблемных ситуаций в образовательном процессе, формирующих познавательные (критическое мышление), коммуникативные (дискуссия и отстаивание своей позиции в общении) и регулятивные (самооценка и принятие личной ответственности) УУД.
Третий фактор, определяющий развитие и бытие психики и личности, который выделяет В.С. Мухина, подчеркивая его особую значимость, – это внутренняя позиция личности как «особое отношение к миру, одновременно ответственное и ценностное отношение человека к окружающим людям, к себе, к собственному жизненному пути и к жизни вообще» [Мухина, 2004, с. 913].
Безусловно, проблема внутренней позиции личности в наибольшей степени взаимосвязана с личностными результатами образования федеральных государственных образовательных стандартов [Басюк, 2021], в частности формирования гражданской идентичности [Мухина, 2020]. Однако следует понимать, что УУД как «совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса» [Мухина, 2007, с. 39] невозможны без самосознания и предполагают целенаправленную преднамеренную преобразующую активность, присущую человеку на личностном уровне. Поэтому внутреннюю позицию личности можно рассматривать как один из ключевых связующих фактором между УУД и личностными результатами образования в контексте таких проблем, как активная исследовательская позиция обучающегося, его саморазвитие и самосовершенствование, ответственность за самообразование, осмысленность и ценностное отношение к образованию и самообразованию, личностное принятие учебных ролей и реализация в действии.
Внутренняя позиция личности в контексте формирования познавательных УУД затрагивает такие проблемы, как позиция исследователя, учебная мотивация, рефлексия на познавательные проблемы и способы их решения, ценностное отношение к познанию вообще.
Внутренняя позиция личности в контексте формирования коммуникативных УУД затрагивает такие проблемы, как учет позиции партнера по общению и деятельности и отстаивание своей позиции, ценностное отношение к другому в совместной деятельности и выстраивание продуктивных осмысленных взаимоотношений.
Внутренняя позиция личности в контексте формирования регулятивных УУД затрагивает проблемы становления позиции личности, берущей на себя ответственность за самообразование и саморазвитие, рефлексию на себя, обеспечивающую самооценку, контроль и коррекцию своих действий, ценностное отношение к себе как к ученику и как личности.
Осознанность, рефлексия на себя, ценностное отношение и соотнесение знания с самим собой, с другими людьми, со всем миром в целом является обязательным условием самообразования и самовоспитания человека как личности, развития его мировоззрения и самосознания посредством самостоятельного и осмысленного присвоения культурно-исторического опыта человечества.
Одна из ключевых целей образования – развитие личности обучающегося. УУД не только обеспечивают способность учиться, но и являются инструментами по выстраиванию себя как личности, берущей на себя ответственность за свой жизненный путь, за других людей, за страну и весь мир, который для всех нас является общим домом. Поэтому считаем идеи концепции «Феноменологии развития и бытия личности» В.С. Мухиной продуктивными в качестве методологических основ формирования УУД у обучающегося.