Краткая редакция «Чтения о Борисе и Глебе» Нестора и 6-я Распространенная редакция Обычного жития Владимира в Торжественнике XV в.

24

Аннотация

В статье рассматриваются тексты, посвященные первым русским святым князьям-мученикам Борису и Глебу и их отцу Владимиру Крестителю. Краткая редакция «Чтения о Борисе и Глебе» Нестора и 6-я Распространенная редакция Обычного жития Владимира раньше известные, известные только в Торжественниках XVI в., нашлись в Торжественнике 1470-х гг. Тихонравовском 185, написанном в западнорусских землях. Оба текста были отредактированы для протографа Тихонравовского 185 и затем использованы в Торжественниках в Центральной и Западной Руси, свидетельствуя о взаимопроникновении традиций.

Общая информация

Ключевые слова: Торжественник, Житие

Рубрика издания: Мировая литература. Текстология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2023100409

Получена: 22.12.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Милютенко Н.И. Краткая редакция «Чтения о Борисе и Глебе» Нестора и 6-я Распространенная редакция Обычного жития Владимира в Торжественнике XV в. [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2023. Том 10. № 4. С. 107–117. DOI: 10.17759/langt.2023100409

Полный текст

Торжественники делятся на Триодные, состоящие из Великопостных и Пасхальных гомилий, и Минейные с житиями и гомилиями на неподвижные праздники. У славян они появились во времена Первого Болгарского царства (X в.). Русские списки известны с XII в., а за переходом со Студийского богослужебного устава на Иерусалимский последовали новые болгарские переводы XIV в. Триодный и Минейный Торжественники часто объединяли в Общий [26, с. 5-27; 27, с. 377].

В 2-ю редакцию Минейного Торжественника вошли русские памяти святых князей-мучеников Бориса и Глеба (перенесение мощей 2 мая, мучение 24 июля), а затем их отца равноап. крестителя Руси Владимира (15 июля). Как указал А.А. Шахматов, для этого было написано Обычное житие [28, с. 373-374], встречаются и Распространенные редакции (кроме 4 и 5). У них всех один инципит «Се бысть сынъ Св#тославль отъ племени вар#жска кн#зь Володимиръ» (из Проложного жития 2-го вида, далее: ПрЖ-2), и он не характеризует текст[1]. С.А. Бугославский среди редакций Анонимного сказания о Борисе и Глебе (АС) выделил сделанную для Торжественника, встречаются также Чудовская и Синодальная. Инципит рассказа о чудесах 2 мая «Бысть "ко мину по умертвии блаженнаго кн#з# ¤рослава лhтъ 20» местами серьезно расходится со старшей Успенской редакцией Сказания чудес [3, с. 1-17, 171-172; 4, с. 77-85, 121-123, 128-135].

Общий Торжественник 1470-х гг. РГБ, ОР, ф. 299 (Тих.), № 185 давно привлек внимание. Его состав расписан, он был предметом диссертационного исследования [2]. Минейная часть относится к 2-й русской редакции в древнейшем виде (памяти Бориса и Глеба, Владимира) [27, с. 375-381; 2, с. 128-145, 198-211]. Архаичность болгарских оригинальных текстов (Похвальное слово Климента Охридского на собор архангелов Михаила и Гавриила и др.) и переводов сочетается в Тих. 185 с модернизацией языка и западнорусскими чертами [19; 20]. Осталось незамеченным, что это старший список Чуда свв. Георгия и Николы, освободивших критского сарацина, с именем рассказчика Иосифа Сицилийца. Текст был извлечен из болгарского Сказания инока Христодула о чудесах св. Георгия X в. [23, с. 88-89; 14, с. 14-17]. Старшие списки 6 Распространенной редакции Обычного жития Владимира (Распр. 6) и Сокращенной Несторова «Чтения» Борису и Глебу (Сокр.) также никем не были отмечены.  

Распр. 6 — искусная компиляция из Обычного Жития Владимира (ЖВ), его 4 Распространенной редакции, «Памяти и Похвалы» Иакова Мниха и ПРЖ-2. Серебрянский и Шахматов выделили ее по Общему Торжественнику РГБ, ОР, ф. 288 (Писк.), № 124 сер. XVI в. [22, с. 65-66; 28, с. 66, 140-151]. Мной найден список БАН, ОР, 31. 6. 26 кон. XVI в., по которому приведены разночтения в издании [28, с. 72], и новые: РГАДА, ф. 188 (РС), оп. 1, № 1381 (раньше ОИДР № 320) 1540-х гг.[2] и ЛННБ, собр. Петрушевича, № 34, нач. XVII в. Все Торжественники по происхождению западнорусские, но Тих. 185 по составу отличается от практически идентичных Писк. 124, 31. 6. 26, ОИДР 320 и Петр. 34. Во всех одинакова Распр. 6 и редакция Чуда свв. Георгия и Николы.  

В «Чтении о Борисе и Глебе» Нестора С.А. Бугославский выделил 3 редакции [4, с. 211-220]: Полную (Вступление о сотворении мира и о крещении Владимира, рассказ об убиении, история перенесений мощей и чудес [1, с. 1-26]), Сокращенную и Вторую сокращенную. Старший список Полной — Сильвестровский сборник XIV в., Второй сокращенной «Минея новым чудотворцам» 1494 г. РНБ, ОР, Сол. 518/537 [8, с. 173-179]. Сокр. выделена по спискам РНБ ОР, Соф. 1419 («Соборник Кирилова монастыря»), F. I. 257 (оба 1530-1540-х гг.), Пог. 804 и РГБ ОР, ф. 256 (Рум.), № 434 (оба 1520-1530-х гг.) [3, XVI, с. 195; 4, с. 216-217].

Заглавие Сокр.: «Слово о житии и о погублении св#тую мученику Бориса и Глhба». Из рассказа о крещении Руси убраны евангельская притча о работниках последнего 11 часа, видение Евстафия Плакиды и ряд мелких пассажей, но в отличие от Второй сокращенной редакции, сохранилось заключение Нестора и обещание написать о чудесах. Рум. 434, Соф. 1419, F. I. 257 и найденный Дж. Ревелли РГБ ОР, ф. 138 (Костр.), № 16, 1530-х гг. [22, с. 599] представляют отличный от Тих. 185 Минейный Торжественник характерного состава, к которому мы вернемся.

Рассмотрим сначала Торжественник 1470-х гг. Тих. 185. В первой четверти XVI в. он уже был в таком плохом состоянии, что его реставрировали и написали оглавление с учетом потерь. Однако дефектен был уже протограф Тих. 185, в минейной части которого были сбои и пропуски [2, с. 128-145]. Памяти Николая Мирликийского нет ни 6 декабря, ни 9 мая. За Чудом Георгия о змие 26 ноября следуют жития Гурия, Самоны и Авивы 17 декабря и муч. Варвары 4 декабря, причем все написаны в подбор. 2 мая стоит обычная статья на перенесение мощей Бориса и Глеба «Бысть "ко мину по умертвии ¤рослава», но без чуда с узниками. 15 июля на своем месте написано Распр. 6 Владимиру. За ним следуют житие Ильи-пророка с похвалой 20 июля (164а-167г) и сразу 29 августа память усекновения главы Иоанна Предтечи и Слово о грешнике (167г-176г). Пропущена не только память Бориса и Глеба 24 июля, но и главные праздники года: Преображение 6 августа и Успение Богоматери 15. Сначала дописали Сокр. «Чтение» Нестора (177а-186б) и Слова на Преображение (186б-193в) и на Успение Богородицы (194а-196г). Последнее в протографе было без начала, и писец Тих. 185 оставил пустым столбец 193г. За ним написаны похвала «Се наста, братие, свhтлое праздньство предивнаго отца нашего Николы» (лл. 197а — 199б) [20, с. 235–250] и 7 его чудес (лл. 199в-212а). Верх листа с началом похвалы был оторван, а на доклеенных верхних полях и в оглавлении поставили дату 6 августа. С середины столбца 212а Словом о мытаре и фарисее начинается Триодная часть.

Чудеса Николы в Тих. 185: 1. Об Агрикове сыне Василии, без номера (199в — 202в); 2. О Дмитрии, лист с началом вырван, но остался отпечаток киноварного инициала (203-204а); 3. «Чюд(о) гЃ» о Симеоне-Николае (204а-г); 4. «Чюд(о) еЃ-е. стЃго Николы» о юноше Николе (204г — 206а); 5. О попе Христофоре, без номера (206а — 207а); 6. О Петре-чернеце, без номера (207а — 209б); 7. Чудо Николы и Георгия о сарацине (209б — 212а).

Торжественники Писк. 124 и БАН 31. 6. 26 имеют западнорусские черты, отмеченные в описаниях. Петр. 34 остался во Львове, а в ОИДР 320 есть многочисленные записи о событиях в Речи Посполитой XVII в. В нем Триодная часть была написана, в отличие от других, первой и оторвана с началом Минейной (нет 139 нумерованных листов до 24 сентября). В общем составе отмечу: 20 сентября Южнорусскую редакцию I перевода Жития Евстафия Плакиды[3], апокрифы Первоевангелие Иакова 8 сентября и Деяния ап. Фомы 6 октября; 16 июля статью о Вселенских соборах [21, 208-210][4] и 20 спасение Ильей пророком в Нижнем Новгороде Григория Авксентьева в 1418 г., Слово Спасу и Богоматери 1 августа. Последнего и статьи 2 мая нет в 31. 6. 26, где много пропусков. В ОИДР 320 вырван лист между 278 и 279 с частью рассказа 2 мая об узниках. 6 декабря Житие Николая Мирликийского, 9 мая — перенесение мощей, обе памяти с чудесами. Чудо Николы и Георгия о сарацине под 9 мая третье. В 31. 6. 26 за ним следует чудо с ребенком в Киеве, которое в Писк. 124 и Петр. 34 под 6 декабря, а в ОИДР 320 под обеими датами с разными заглавиями. В Писк. 124 добавили 26 августа Сретение Владимирской иконы Богоматери, в ОИДР 320 в май — цикл житий ростовских святых и свт. Стефана Пермского (подробнее ниже). В отличие от Тих. 185, в этих Торжественниках 24 июля читается АС Чудовской редакции (старший список сборник XIV в. ГИМ, Чуд. 20 [29, 103][5], а авторский текст «Похвалы архангелам» Климента Охридского заменен на редакцию текста из того же Чуд. 20 [19: 56]. Отличается и Триодная часть.

В Тих. 185 инципит чуда о сарацине исправнее, чем в Писк. 124 [14, с. 14-17][6], ОИДР 320 (л. 292 об.) и 31. 6. 26 (л. 316): «Повhда (поведаше) нам братъ (мuж), ему же (бысть) им# Иосиф, жив#ше близ Мюрьска града и родwм былъ сикилитъ (родомъ синклитикъ), идеже льжит честное тhло великого и славного отца нашего Николы».

В протографе Тих. 185, судя по обычной статье 2 мая «Бысть "ко мину по умертвии ¤рослава», 24 июля должно было быть АС редакции Торжественника. Таков родственный западнорусский Торжественник втор. пол. XV в. ГИМ, Увар. 613 (F) (определен Паниным, протограф 1390 г.), где добавлены русские памяти[7], но нет Владимира. Вероятно, в протографе Тих. 185 вставка Распр. 6 и восполнение пропущенных памятей Николая Мирликийского и Бориса и Глеба были сделаны одновременно. Распр. 6, статья 2 мая и двойное чудо Георгия и Николы о сарацине вошли в западнорусский Торжественник XVI в. (РС 1381, Писк. 124, БАН 31. 6. 26 (без 2 мая) и Петр. 34), но Сокр. «Чтение» заменила Чудовская редакция АС.

Распр. 6 явно привлекла составителя протографа Тих. 185 большим объемом материала, но чем обусловлен выбор в пользу «Чтения» Нестора, хотя АС было популярнее?

Во вступительных частях обоих главных памятников Борисоглебского цикла [1; 22] говорится о Владимире и крещении Руси, но c диаметрально противоположных позиций. В АС помещен близкий летописной статье 6488 (980) г. перечень языческих жен и детей Владимира, сказано об убийстве им брата Ярополка, браке с его вдовой, расстриженной монахиней, и рождении «отъ двою отьцу» будущего братоубийцы Святополка. С одной стороны, это необходимо, иначе не понятны ни монолог Бориса, когда, отказываясь воевать со Святополком, он вспоминает захват власти отцом, ни размышления его брата-врага. С другой, крещение Руси и «добродhтели» Владимира лишь упомянуты, а его бурная плотская жизнь описана очень подробно. Убийство Ярополка вспоминает кроме АС только Иаков Мних в «Памяти и похвале».

Нестор начинает «Чтение» (рис. 1) с общего вступления, где кратко излагает историю от сотворения мира до Воплощения, пишет об извечной борьбе дьявола с человеком, как в «Речи Философа» из «Повести временных лет» [17, с. 258-260], и о крещении Руси, сравнивая ее с работниками последнего 11 часа из Евангельской притчи. Христианство и спасение приходят с Владимиром, который подобен муч. Евстафию Плакиде, призванному самим Христом. Нестор особо подчеркивает его милосердие до крещения.

Рис. 1. «Чтение» Нестора

В Сокр. осталось сотворение мира, но нет Евангельской притчи и явления креста Плакиде [3, с. 175-176; 4, с. 82-83, 126-127], а эта параллель имеет ключевой смысл в «Чтении» [5, с. 334-345]. В Сокр. сделано лишь пояснение к уподоблению Владимира: «Сему Богъ спону нhкаку наведе и створи быти ~му христь#ну, "ко же древле Плакидh "влени~мь Божиимь». Эти сокращения понятны в Торжественнике, где уже был объемный рассказ о крещении Руси 15 июля. Бугославский отметил, что во Второй Сокращенной редакции «Чтения» остались притча и явление креста Плакиде, но нет заключения с обещанием рассказать о чудесах, которое есть в Сокр.[8] Логично было его оставить в Торжественнике, где была статья о чудесах Бориса и Глеба 2 мая, хотя и не основанная на тексте Нестора.

Составитель протографа Тих. 185 хотел представить историю крещения Руси наиболее полно и, вероятно, его не устроил образ Владимира в АС. Поэтому он взял «Чтение» Нестора, а то, что повторяло в какой-то мере материал Распр. 6, сократил.

Сокр. «Чтение», отвергнутое в западнорусской традиции, в XVI в. появилось в центральной России в Минейном Торжественнике с большим пластом русских памятей и пристальным вниманием к ростовским святым, который мне известен в 4 списках: Рум. 434, «Соборник Кирилова монастыря» Соф. 1419, Костр. 16 и F. I. 257. Разница в составе невелика, в основном, это пропуски, больше всего их в F. I. 257 (частью восполнены в конце). В Соф. 1419 в конце дописан цикл о свв. Киприане и Устине и Житие преп. Саввы Сторожевского. Все остальные особенности состава совпадают, и они явно восходят к общему протографу.

В отличие от Тих. 185, здесь Владимиру положена Краткая редакция «Памяти и похвалы» Иакова Мниха (КрП). Это последняя часть текста в сокращении, хотя и сохранившая некоторые первоначальные чтения. Иаков Мних пишет, что Владимир взял Корсунь на третий год после крещения. Традиционный взгляд на крещение в этом городе представлен во 2-й редакции ПрЖ-2, которая всегда следует за КрП [16, с. 181]. Статьи 2 мая нет, только в Рум. 434 есть рассказ о чудесах Бориса и Глеба, составленный по разным источникам. [29, с. 474-475]. Эта же статья продолжает Сокр. в сборнике Пог. 804 (напечатана В.К. Зиборовым [10, с. 156-166]), а 2 мая в переработанном виде читается в отрывке Торжественника от Рождества Христова до дня Леонтия Ростовского 23 мая кон. XVI в. (РГАДА, ф. 187 (ЦГАЛИ), № 126).

В протографический Торжественник входил «Ростовский патерик» кон. XV в. по определению А.Г. Мельника [15, с. 46-47]: жития свт. Леонтия, Игнатия и канонизированного в 1474 г. Исайи (Пространная ред.), юродивого Исидора († 1474, Полная ред.)[9], преп. Авраамия (Краткая ред., вид 1-Б)[10].  Мельник не включил сюда житие кн. Федора Ярославского, чьи мощи обрели в 1463 г. Но вошедшее в Торжественник Проложное Пространное (нет в Костр.) известно, начиная с последней четверти XV в. [13, с. 139, 142-143].

Вторая большая группа текстов — сочинения Пахомия Логофета: Похвала Покрову, жития Варлаама Хутынского (полный цикл [11] в Рум. 434 и F. I. 257), Михаила Черниговского (Пахомиева 1-я редакция в сокращении), митр. Алексея (2-я редакция), Кирилла Белозерского (2-я редакция), Проложные Сергия Радонежского и свт. Стефана Пермского [7, с. 96]. От его дня 26 апреля до преп. Кирилла 9 июня в Торжественнике только славянские жития, в том числе Никиты Переяславского 23 мая (Основная ред., вид А, 3 группа [25, с. 312-313]) и муч. Иоанна Сочавского митр. Григория Цамблака 2 июня (нет в Соф. 1419). Вошли также Житие свт. Петра, написанное митр. Киприаном, Слово 1 августа Спасу и Богоматери с похвалой [12]. Феодосию Печерскому написаны два слова на перенесение мощей 14 августа. Самый поздний текст — второе «Похвальное слово о чудесах Димитрия Прилуцкого», написанное после взятия Казани в 1487 г. [24, с. 16-17, 39-53].  

Ростовский патерик c Житием кн. Феодора Ярославского впервые виден в агиографическом «Толстом сборнике» кон. 1470-х гг. из Кирилло-Белозерского монастыря (Архив СПбИИ РАН, кол. 238 (Н. П. Лихачева), оп. 1, № 161 [9; 8]), возможно, из Ростова [14, с. 7-17]. Редакции ростовских текстов те же, кроме Пространного жития Исайи: в Лих. 161 нет вставок из Киево-Печерского Патерика и летописи [7, с. 28-32]. Общие протографы с Лих 161 были у кирилловского конволюта РНБ, ОР, Георг. 2, причем ростовские жития со службами образуют компактную группу: I фрагмент, лл. 1-6, 1478-1481 гг., цикл Феодора Ярославского; II фрагмент, лл. 7-91, рубежа XV-XVI вв. остальные тексты. В Житии Исайи вставки сделаны на полях [18, с. 25-26; 13, с. 139-140]. Промежуточная редакция ростовского блока с тем же редким Житием Исайи без вставок дополнила май в западнорусском Торжественнике ОИДР 320. Житие Исайи 15 мая, 14 (sic!) Исидора с чудесами (295-303 об.), 23 мая Леонтия (308 об. — 315), 26 мая (вместо апреля) Проложное житие свт. Стефана Пермского, 28 мая Игнатия Ростовского (316-318). Редактор обращался не к Лих. 161, где полный текст Жития Стефана Епифания Премудрого, а к подготовительным материалам центральнорусского Торжественинка.

Составитель «Толстого сборника» Лих. 161 при полном отсутствии греческой переводной основы Торжественника проявил большой интерес к святым князьям. Но ему пришлось взять чтения из Пролога Пространной редакции: кн. Людмиле и Вячеславу Чешским, «о проявлении крещения Руси» ап. Андреем, варягам-мученикам, кн. Ольге, ПрЖ-1 Владимира [9, с. 134, 146-148, 156]. Ему было положено еще и «Слово» Илариона 2-й редакциии, а Борису и Глебу АС Чудовской [29, с. 67, 103-104]. Пахомий еще не написал Житие Михаила Черниговского, вошедшее в сокращении в Ростовский Торжественник, и в Лих. 161 взяли Житие 1-й редакции. От редакторов обоих Торжественников составителя Лих. 161 отличает особый интерес к монашеству: он поместил весь Киево-Печерский патерик Арсениевской редакции.

Таким образом, Распр. 6 Жития Владимира и Сокр. «Чтение» появились не позже 1470-х гг. в Западной Руси, так как к этому времени относится Торжественник Тих. 185, включивший оба текста. В последующее время Торжественники сохранили Распр. 6, но Сокр. «Чтение» уступило место Чудовской редакции АС. О тесном взаимодействии традиций всех русских земель рубежа XV-XVI вв. свидетельствует включение во все западнорусские Торжественники чуда с нижегородцем Авксентием, а в ОИДР 320 еще и большей части «Ростовского патерика». В свою очередь, именно из западных русских земель вошло в группу центрально-русских Торжественников наряду с «Ростовским патериком» и сочинениями Пахомия Логофета Сокр. «Чтение» Нестора.


[1] Житие, отмеченное Черторицкой в №№ 66 (Тих. 185), 79 и 82 [20, с. 380], является Распространенной 6-й редакцией, а в № 10 Распространенным Проложным житием.

[2] http://rgada.info/kueh/index2.php?str=188_1_1381

[3] У Гладковой [5, с. 62-65, 73-98, 105, 118-121, 224]  Писк. 124 не учтен, а в ОИДР 320 нет начала. В Тих. 185 переработка Троицкой редакции I перевода (не учтена).

[4] Писк. 124 (435 об. — 437), ОИДР 320 не учтены.

[5] Петр. 34, ОИДР 320 не учтены.

[6] Инципит издан по четырем спискам, кроме Тих. 185, БАН 31. 6. 26 и ОИДР 320.

[7] Слово на Покров; жития кн. Михаила Черниговского (1 редакция), свт. Петра Московского (митр. Киприана) и Леонтия Ростовского. Чуда о сарацине нет.

[8] Вторая Сокращенная в подавляющем большинстве списков входит в цикл с АС Сильвестровской редакции, к которому без предисловия и перехода присоединено отредактированное Сказание чудес.

[9] Исидорова З.Н. О редакциях Жития святого Исидора Твердислова // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. Вып. 4. 2001. СПб. С. 100.

[10] Никитина Т.Л. О краткой редакции Жития преподобного Авраамия Ростовского // 200 лет первому изданию Слова о полку Игореве. 2001. Ярославль. С. 142.

Литература

  1. Абрамович Д.И. Жития свв. мучеников Бориса и Глеба и службы им. 1916. Пг.: Отделение рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук.
  2. Белоус А.А. Динамические процессы в родственных списках Минейного Торжественника XV в.: дисс. … канд. филол. наук. 2009. Томск. 287 с.
  3. Бугославский С.А. [Україно-руськi] пам’ятки XI-XVIII вв. про князiв Бориса та Глiба (Розвiдка й тексти). 1928. Київ. Репринт: Бугославский С.А. Текстология Древней Руси. Т. 2 / сост. Ю.А. Артамонов. 2007. М.: Языки славянских культур. С. 361-601.
  4. Бугославский С.А. Текстология Древней Руси. Т. 2 / сост. Ю.А. Артамонов. 2007. М.: Языки славянских культур. С. 7-359.
  5. Гладкова О.В. Житие Евстафия Плакиды в русской и славянской книжности и литературе IX-XX вв. 2013. М.: Индрик. 912 с.
  6. Духанина А.В. Атрибуция Пахомию Сербу старшего Проложного Жития Стефана Пермского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2017. № 4 (70). С. 93-106.
  7. Духанина А.В. Проблемы рукописной традиции Жития Исайи Ростовского: две проложные редакции XVI в. // Источники по истории русского Средневековья и Нового времени. 2022. М.: Издательство института истории РАН. 310 с.
  8. Духанина А.В. «Толстый соборник» из Кирилло-Белозерского монастыря на Нижней Печоре // Книжные центры Древней Руси: Ростово-Ярославская земля. 2022. СПб. С. 463-480.
  9. Духанина А.В., Карбасова Т.Б., Башнин Н.В. Агиографический сборник 70-х гг. XV в. СПбИИ РАН. Кол. Н.П. Лихачева. № 161: история создания // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2020. № 3 (81). С. 143-169.
  10. Зиборов В.К. О летописи Нестора. Основной летописный свод в русском летописании XIв. 1995. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. 188 [3] с.
  11. Карбасова Т.Б. Цикл текстов, посвященных Варлааму Хутынскому в Минее Софийского собрания № 191 // Очерки феодальной России. 2016. Вып. 19. С. 3-57.
  12. Конявская Е.Л. К истории сложения проложной статьи на 1 августа // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2012. № 1 (47). С. 5-14.
  13. Ленхофф Г. Князь Феодор Черный в русской истории и культуре: исследование и тексты. 2019. М., СПб.: Альянс-Архео. 352 с.
  14. Макеева И.И. Чудеса Николая Чудотворца о сарацине в русской письменности // Труды Отдела древнерусской литературы. 2009. Т. 60. С. 14-17.
  15. Мельник А.Г. Ростов как центр книжности в последней трети XV в. // Книжные центры Древней Руси: Ростово-Ярославская земля. 2022. СПб. С. 15-17.
  16. Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. 2008. СПб.
  17. Милютенко Н.И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. 2006. СПб.
  18. Новикова О.Л. «Георгиевский» конволют и рукописи Кирилло-Белозерского монастыря // Вестник «Альянс-Архео». 2017. Вып. 19. С. 25-37.
  19. Панин Л.Г. Некоторые результаты лингвотекстологического исследования Похвального слова на собор архангелов Михаила и Гавриила Климента Охридского в составе Минейного Торжественника // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Т. 10. № 8. С. 54-58.
  20. Панин Л.Г. Похвала свят. Николаю Мирликийскому в славяно-русских списках // Правило веры и образ кротости... 2004. М. С. 235-250.
  21. Полонский Д.Г. Состав поучений о Вселенских соборах в славянских рукописных сборниках XII–XVII вв.: археографические аспекты исследования // Академическая археография в России XVIII-XXI вв. (Тихомировские чтения 2016 г.). 2017. М.
  22. Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития. 1915. М.
  23. Турилов А.А. Византийский и славянский пласты в «Сказании инока Христодула» // Славяне и их соседи. Вып. 6 (Славянский и греческий мир в Средние века и раннее Новое время: сб. статей к 70-летию Г.Г. Литаврина). 1996. М. С. 88-89.
  24. Украинская Т.Н. Житие Димитрия Прилуцкого — памятник вологодской агиографии // Древлехранилище Пушкинского Дома: материалы и исследования. 1990. Л.: Наука.
  25. Федотова М.А. Житие Никиты Столпника Переяславского (рукописная традиция) // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. 2005. СПб.
  26. Черторицкая Т.В. К вопросу о литературной, истории древнерусского минейного Торжественника // Древнерусская рукописная книга и её бытование в Сибири. 1982. Новосибирск. С. 5-27.
  27. Черторицкая Т.В. Торжественник и Златоуст в русской письменности XIV-XVII вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. 1990. Вып. 3. Ч. 2. С. 329-381.
  28. Шахматов А.А. Жития князя Владимира. 2014. СПб.
  29. Revelli G. Monumenti letterari su Boris e Glev. 1993. Genova.

Информация об авторах

Милютенко Надежда Ильинична, кандидат филологических наук, доцент Института истории, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8160-3609, e-mail: spesmilu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 40
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 24
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0