Как ребенок осваивает электронные технологии? Анализ случая 28-месячного ребенка в процессе освоения iPad

325

Аннотация

Электронные технологии набирают все большую популярность и представлены как в домашнем окружении, так и в образовательных учреждениях, снижая возраст первого контакта ребенка с электронными устройствами; при этом существует недостаток исследований, посвященных процессу освоения электронных технологий детьми дошкольного возраста и связи данного процесса с социальным взаимодействием. В данном исследовании мы рассматриваем случай 28-месячного ребенка в процессе обучения взаимодействию с планшетным компьютером. Данные взаимодействия регистрировались на видео в течение 5 недель. Используя комбинацию кодирования видеозаписей, анализа записей экрана и стандартизованного академического тестирования нами были проанализированы эффекты, оказываемые электронными технологиями на различные аспекты обучения, аффективное состояние ребенка, а также роль социального взаимодействия в процессе освоения технологий. Результаты исследования свидетельствуют о том, что количество ошибок предсказывало состояние фрустрации, уровень внимания ребенка, частоту обращения ко взрослому за помощью, а также настойчивость. Два ключевых состояния ребенка, затруднение и внимательность, были связаны с улучшением навыков пользования iPad. Полученные данные вносят важный вклад в понимание роли эмоционального компонента в процессе научения. По мере нарастания навыка пользования iPad, ребенок демонстрировал противоречивый паттерн социального взаимодействия. Данное исследование является первым, использующим комбинацию качественной оценки данных наблюдения, стандартизованного тестирования и количественного анализа поведения ребенка в процессе приобретения технической грамотности.

Общая информация

Ключевые слова: тоддлер, технологии , техническая грамотность, iPad

Рубрика издания: Анализ данных

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/mda.2020100301

Финансирование. Данный проект был поддержан департаментом образования США SCIENCE REFORM ACT OF 2002, Program Title Education Research, DFDA/Subprogram No: 84.305A PR/AWARD NUMBER 5A160402. Авторы несут ответственность за содержание публикации, которое не обязательно отражает официальную позицию грантодателя.

Для цитаты: Жукова М.А., Килани Х., Гарсия Д.Л., Тан М., Перэл П.Д., Хайн С., Григоренко Е.Л. Как ребенок осваивает электронные технологии? Анализ случая 28-месячного ребенка в процессе освоения iPad // Моделирование и анализ данных. 2020. Том 10. № 3. С. 5–23. DOI: 10.17759/mda.2020100301

Литература

  1. Blumberg F.C., Deater-Deckard K., Calvert S.L., Flynn R.M., Green C.S., Arnold D., Brooks P.J. Digital Games as a Context for Children’s Cognitive Development: Research Recommendations and Policy Considerations // Social Policy Report. ‒ 2019. ‒ T. 32, № 1. ‒ C. 1–33.
  2. Shifrin D., Brown A., Hill D., Jana L., Flinn S.K. Growing up digital: Media research symposium // American Academy of Pediatrics. ‒ 2015. ‒ T. 1. ‒ C. 2015.
  3. Madigan S., McArthur B.A., Anhorn C., Eirich R., Christakis D.A. Associations Between Screen Use and Child Language Skills: A Systematic Review and Meta-analysis // JAMA pediatrics. ‒ 2020.
  4. Teepe R., Molenaar I., Verhoeven L. Technology-enhanced storytelling stimulating parent–child interaction and preschool children’s vocabulary knowledge // Journal of Computer Assisted Learning. ‒ 2017. ‒ T. 33, № 2. ‒ C. 123–136.
  5. Lauricella A.R., Wartella E., Rideout V.J. Young children’s screen time: The complex role of parent and child factors // Journal of Applied Developmental Psychology. ‒ 2015. ‒ T. 36. ‒ C. 11–17.
  6. Stephen C., Plowman L. Digital technologies, play and learning // Early Childhood Folio. ‒ 2013. ‒ T. 17, № 2. ‒ C. 3–8.
  7. Shim Y.S. The Impact of the Internet on Teenagers’ Face-to-Face Communication // Global media journal. ‒ 2007. ‒ T. 6, № 10.
  8. Rice M.L., Huston A.C., Truglio R., Wright J.C. Words from” Sesame Street”: Learning vocabulary while viewing // Developmental psychology. ‒ 1990. ‒ T. 26, № 3. ‒ C. 421.
  9. Bedford R., Saez de Urabain I.R., Cheung C.H., Karmiloff-Smith A., Smith T.J. Toddlers’ fi ne motor milestone achievement is associated with early touchscreen scrolling // Frontiers in psychology. ‒ 2016. ‒ T. 7. ‒ C. 1108.
  10. Nebel S., Schneider S., Rey G.D. Mining learning and crafting scientifi c experiments: a literature review on the use of minecraft in education and research // Journal of Educational Technology & Society. ‒ 2016. ‒ T. 19, № 2. ‒ C. 355–366.
  11. Kirkorian H.L., Wartella E.A., Anderson D.R. Media and young children’s learning // The Future of children. ‒ 2008. ‒ C. 39–61.
  12. Kirkorian H.L. When and how do interactive digital media help children connect what they see on and off the screen? // Child Development Perspectives. ‒ 2018. ‒ T. 12, № 3. ‒ C. 210–214.
  13. Craig S., Graesser A., Sullins J., Gholson B. Affect and learning: an exploratory look into the role of affect in learning with AutoTutor // Journal of educational media. ‒ 2004. ‒ T. 29, № 3. ‒ C. 241–250.
  14. Mullen scales of early learning. / Mullen E.M.: AGS Circle Pines, MN, 1995.
  15. CELF 4. / Semel E.M., Wiig E.H., Secord W.: PsychCorp, 2004.
  16. Carter A.S., Briggs-Gowan M.J. ITSEA: Infant-toddler social and emotional assessment examiner’s manual // San Antonio, TX: PsychCorp. ‒ 2006.
  17. Conners C.K. Conners third edition (Conners 3) // Los Angeles, CA: Western Psychological Services. ‒ 2008.
  18. Bracken school readiness assessment. / Bracken B.A.: Psychological Corporation, 2007.
  19. Coan J.A., Gottman J.M. The specifi c affect coding system (SPAFF) // Handbook of emotion elicitation and assessment. ‒ 2007. ‒ C. 267–285.
  20. Dyadic parent-child interaction coding system: A manual. / Eyberg S.M., Robinson E.A.: American Psychological Association, 1981.
  21. Hourcade J.P., Mascher S.L., Wu D., Pantoja L. Look, my baby is using an iPad! An analysis of YouTube videos of infants and toddlers using tablets // Proceedings of the 33rd Annual ACM Conference on Human Factors in Computing Systems, – 2015. ‒ C. 1915–1924.
  22. Kyttälä M., Björn P.M. Prior mathematics achievement, cognitive appraisals and anxiety as predictors of Finnish students’ later mathematics performance and career orientation // Educational Psychology. ‒ 2010. ‒ T. 30, № 4. ‒ C. 431–448.
  23. Putwain D.W., Becker S., Symes W., Pekrun R. Reciprocal relations between students’ academic enjoyment, boredom, and achievement over time // Learning and Instruction. ‒ 2018. ‒ T. 54. ‒ C. 73–81.
  24. Belton T., Priyadharshini E. Boredom and schooling: a cross-disciplinary exploration // Cambridge Journal of Education. ‒ 2007. ‒ T. 37, № 4. ‒ C. 579–595.
  25. Kort B., Reilly R., Picard R.W. An affective model of interplay between emotions and learning: Reengineering educational pedagogy-building a learning companion // Proceedings IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies ‒IEEE, 2001. ‒ C. 43–46.
  26. Bonnette R., McBride R.E., Tolson H. The differential effect of indirect instruction in the teaching of sport skills on critical thinking and self-esteem of early adolescent boys placed at risk // Sport, Education and Society. ‒ 2001. ‒ T. 6, № 2. ‒ C. 183–198.
  27. Ferkany M. The educational importance of self-esteem // Journal of Philosophy of Education. ‒ 2008. ‒ T. 42, № 1. ‒ C. 119–132.
  28. Media moms & digital dads: A fact-not-fear approach to parenting in the digital age. / Uhls Y.T.: Routledge, 2016.
  29. Zero to Three Association. Choosing Media Content for Young Children Using the E-AIMS Model. ‒ 2018. ‒ URL: https://zero-to-three.s3.amazonaws.com/images/2837/db2be46d-d6e1–42a8-bed1–83ccef9e7208-original.jpg?1540487653 (дата обращения: 07.22.2020).
  30. Radesky J., Christakis D., Hill D. Council on Communications and Media // Media and young minds. Pediatrics. ‒ 2016. ‒ T. 138 (5) e20162591; DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2016-2591
  31. Konradt U., Filip R., Hoffmann S. Flow experience and positive affect during hypermedia learning // British journal of educational technology. ‒ 2003. ‒ T. 34, № 3. ‒ C. 309–327.

Информация об авторах

Жукова Марина Андреевна, кандидат психологических наук, постдокторант, Бостонская детская больница, Гарвардская медицинская школа, Бостон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3069-570X, e-mail: marina.zhukova@childrens.harvard.edu

Килани Хешми, ассистент-исследователь Лаборатории междисциплинарных исследований генетики и нейроповеденческих систем, Хьюстонский университет, Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2424-2165, e-mail: hechmi.kilani@times.uh.edu

Гарсия Джессика Л., Ассистент-исследователь Лаборатории междисциплинарных исследований генетики и нейроповеденческих систем, Хьюстонский университет, Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1905-3658, e-mail: jessica.garcia@times.uh.edu

Тан Мей, ассистент-исследователь, Техасский институт измерений, оценки и статистики, Хьюстонский университет, Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6408-6091, e-mail: Mei.tan@times.uh.edu

Перэл Пол Д., выпусник, Йельский университет, менеджер по продукту, Khan Academy, Сан Матео, Калифорния, США, Коннектикут, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6169-5403, e-mail: pdparell@gmail.com

Хайн Саша, PhD, профессор, Департамент Образования и Психологии, Свободный Университет Берлина, Берлин, Германия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5358-704X, e-mail: Sascha.Hein@fu-berlin.de

Григоренко Елена Леонидовна, PhD, профессор, заслуженный профессор психологии Хью Рой и Лилли Кранц Каллен, Хьюстонский университет, Хьюстон, Техас, США; ведущий научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Москва, Россия; профессор и и.о. директора Научного центра когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус», ФТ «Сириус», Россия; адъюнкт-профессор, Центр исследований детства и Лаборатории Хаскинса, Йельский университет, Нью-Хейвен, Коннектикут, США; профессор, Медицинский колледж Бейлора, Член редакционных советов журналов «Клиническая и специальная психология», «Экспериментальная психология» и «Психологическая наука и образование», Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9646-4181, e-mail: elena.grigorenko@times.uh.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 561
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 325
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0