Итоги Международной научно-практической конференции «Инновации в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра: исследования и практика DIRFloortime®»

479

Аннотация

Цель Международной научно-практической конференции «Инновации в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра: исследования и практика DIRFloortime®» — трансляция опыта оказания помощи детям с РАС с использованием модели DIRFloortime®. Описаны результаты конференции и ее значение для распространения современных технологий и различных подходов помощи детям с аутизмом в России: очное участие в конференции приняли 425 специалистов и родителей из 32 субъектов Российской Федерации и 6 иностранных государств, из них 357 человек получили сертификаты, подтверждающие обучение по курсу DIR 101.

Общая информация

Ключевые слова: подход DIRFloortime®, расстройства аутистического спектра, конференция, технологии

Рубрика издания: Новости, события, документы

Тип материала: отчет о событии

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2019170209

Для цитаты: Разухина Е.В. Итоги Международной научно-практической конференции «Инновации в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра: исследования и практика DIRFloortime®» // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 17. № 2. С. 106–110. DOI: 10.17759/autdd.2019170209

Полный текст

 

Конференция организована Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ), Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ), Междисциплинарным советом по развитию и обучению (Interdisciplinary Council on Development & Learning, ICDL, США). Партнерскую поддержку конференции оказал Фонд «Наше будущее».

Открытие конференции состоялось 22 апреля. С приветственным словом к участникам семинара обратились: начальник отдела образования обучающихся с ОВЗ Министерства просвещения Российской Федерации Ю.М. Сачко, проректор по инклюзивному образованию МГППУ С.В. Алехина, генеральный директор Interdisciplinary Council on Development & Learning (ICDL) Джеффри Ганзел, исполнительный директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Ю.А. Жигулина, директор РБОО «Центр лечебной педагогики» А.Л. Битова, президент Ассоциации специалистов ДирФлортайм в РФ И.В. Найдина, директор ФРЦ МГППУ А.В. Хаустов.

Зарубежные и отечественные эксперты DIRFloortime® рассматривали вопросы, важные для понимания особенностей и возможностей подхода в работе с детьми с РАС:

—  Понимание РАС с точки зрения подхода DIRFloortime®.

DIRFloortime® как междисциплинарная модель работы с ребенком с РАС на основе взаимосвязи эрготерапии, логопедии, психологии и образования.

—  Специфика подхода DIRFloortime® в работе с детьми, имеющими РАС.

—  Оценка индивидуальных особенностей детей с РАС: методология DIRFloortime®.

—  Способы поддержки развития детей с РАС в рамках подхода DIRFloortime®.

—  Способы преодоления поведенческих проблем у детей с РАС при помощи DIRFloortime®.

—  Стратегии индивидуального и группового применения подхода DIRFloortime®.

Программа конференции была интенсивной и многоформатной: лекции, мастер- классы, дискуссии. Участники приехали на конференцию с разными целями и ожиданиями. Кто-то из специалистов заинтересован в профессиональном росте и хотел познакомиться с возможностями подхода, частота применения которого в работе с детьми с РАС за последнее время увеличилась, в том числе на территории Российской Федерации. Кто-то захотел дополнить и уточнить свое представление о подходе DIRFloortime®, прослушав информацию от экспертов-практиков, получить возможность задать вопросы, которые возникли после знакомства с материалами о подходе в печатных источниках или на интернет-ресурсах. Среди участников были студенты, стремящиеся пополнить свою «профессиональную копилку» и познакомиться с новыми для них современными подходами, которые применяются в разных странах в системе помощи детям с РАС. Были специалисты, за плечами которых многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ, в том числе с детьми с РАС.

Численность детей с РАС стремительно растет. Спектр велик, каждый ребенок имеет уникальные особенности, и это подталкивает специалистов к новым поискам эффективных практик, которые помогут находить индивидуальный подход к ребенку, успешно оказывать помощь ему и его семье.

В ходе работы круглого стола «DIRFloortime® в спектре развивающих подходов: сходства, отличия, перспективы сотрудничества», с которого начинался заключительный день конференции, участники смогли убедиться в том, как много общего между отечественными подходами: эмоционально-смысловым, разработанным в Институте коррекционной педагогики РАО, средовым, в котором работают специалисты РБОО ЦЛП, и подходом DIRFloortime®. В первую очередь, — это следование за ребенком, акцент на индивидуальные особенности, на вовлечение в процесс занятий семьи, последовательность продвижения в развитии ребенка. Возможно, отмеченное сходство стало одной из причин высокой заинтересованности специалистов в состоявшейся конференции. Всем участникам было важно узнать, какие отличия существуют между данными подходами, каковы преимущества каждого.

Отечественные подходы представили главные научные сотрудники Института коррекционной педагогики Российской академии образования О.С. Никольская и Е.Р. Баенская и сотрудники Центра лечебной педагогики города Москвы М.В. Ярем­чук и Д.В. Боголюбова-Кузнецова.

Чтобы познакомиться с опытом оказания помощи детям с расстройствами аутисти­ческого спектра с использованием модели DIRFloortime® на конференцию в Москву приехали 425 участников из 32 субъектов Российской Федерации и 6 иностранных государств (США, Канада, Тунис, Бела­русь, Эстония, Казахстан). Участниками конференции стали педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, учителя, тьюторы, социальные работники, родители, воспитывающие детей с РАС, студенты профильных ВУЗов, руководители организаций.

Отметим, что участники, посетившие полных три дня работы конференции, это 357 человек, получили сертификат, не только подтверждающий участие в конференции, но и обучение по курсу DIR 101, поскольку представленная на конференции программа эквивалентна данному курсу Института ICDL (США).

Фактически участников конференции было около 2000 человек. В ходе трех дней велась прямая трансляция конференции, к которой постоянно подключались новые заинтересованные участники. В режиме реального времени трансляцию посмотрели около 1500 человек. Всего, по данным на 24 апреля, желающих дистанционно участвовать в конференции было зарегистрировано 3509 из 81 субъекта Российской Федерации и 15 иностранных государств. Все, у кого не было возможности подключиться к мероприятию в режиме реального времени, смогли познакомиться с материалами конференции, воспользовавшись ссылками или просмотрев материалы на сайте ФРЦ.

Подробно с программой и материалами конференции можно ознакомиться на сайте ФРЦ: https://autism-frc.ru/work/videos- etc/722

Информация об авторах

Разухина Елена Владимировна, методист, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: razuhinaev@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1161
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 479
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3