Методы объяснения в структуре психологического знания: от гипотез к явлениям?

Аннотация

Противопоставляются три основные области психологических знаний и методы их построения: феноменологические, эмпирические и теоретические. Делается вывод о том, что в процессе исторического развития человечества представления о психических функциях формируются не на основе опытной регистрации явлений, как это происходило в естественно-научных областях, а на основе выдвижения гипотез. Рассматривается вопрос о психологических механизмах появления у субъекта рефлексивной феноменологии. Анализируются особенности построения объяснений в психологии.

Общая информация

Ключевые слова: методы исследования, феномен, факт, теория, гипотеза, причинно-следственные и телеологические объяснения

Рубрика издания: Специфика психологического объяснения

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Маланов С.В. Методы объяснения в структуре психологического знания: от гипотез к явлениям? // Методология и история психологии. 2008. № 1. С. 107–116.

Литература

  1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1978.
  2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М.; Воронеж, 1997.
  3. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М., 1982.
  5. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983.
  6. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002.
  7. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж, 1998.
  8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.
  9. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  10. Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность). М., 2001.
  11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
  12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М., 1983.
  13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.
  14. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
  15. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. М.; Воро неж, 2004.
  16. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. М.; Воронеж, 2005.
  17. Поппер К.Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М., 2004.
  18. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
  19. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
  20. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

Информация об авторах

Маланов Сергей Владимирович, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО МИП), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1234-077X, e-mail: MalanovSV@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1144
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3