Роль творческого мышления психолога в объяснении

Аннотация

В статье раскрыты структурно-функциональные характеристики профессионального мышления, благодаря которым опытный психолог видит в одних и тех же полученных результатах во много раз больше и глубже, чем начинающий. В структуру профессионального опыта психолога входят не только знания, умения и навыки, но и интеллектуальные способности, характеризующиеся творческим подходом к объяснению установленных феноменов. Поскольку исследователь заранее не знает, какие результаты он может получить, он выдвигает разнообразные гипотезы, и поэтому открытие нового, ранее не известного в психологии факта требует актуализации творческого потенциала исследователя. Важно обучать не самим качествам творческого мышления, а формировать способы конструирования этих качеств самими обучаемыми. Если психолог обладает такими способами, то он может легко овладеть и теми качествами, которые образуют основу его профессиональной компетентности в области интерпретации. Главным вектором в творческой работе такого профессионала является овладение технологией самосовершенствования: конструированием собственных способов творческого мышления. Основным инструментом профессионального роста является рефлексия процесса и результата выполняемой деятельности – установление проблемности (в том числе и надситуативной), формулирование проблемы, поиск и реализация творческого ее решения. Протекание процесса профессионального мышления рассмотрено на двух уровнях: ситуативном и надситуативном. Механизм перехода с ситуативного уровня мышления на надситуативный позволяет профессионалу в более полной мере актуализировать собственный творческий потенциал. Учет данного механизма способствует успешному формированию приемов надситуативного мышления как психологической основы творческого профессионального мышления.

Общая информация

Ключевые слова: объяснение, творческий подход к объяснению психологических феноменов, творческое мышление, проблемность, уровни профессионального мышления

Рубрика издания: Частные вопросы метода в психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кашапов М.М. Роль творческого мышления психолога в объяснении // Методология и история психологии. 2008. № 1. С. 128–136.

Литература

  1. Адушева Ю.А., Кашапов М.М. Особенности творческого профессионального мышления психолога // Проблемы совершенствования высшего психологического образования / Под ред. А.В. Карпова. Ярославль, 2004. С. 29–46.
  2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.
  3. Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985. С. 79–128.
  4. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
  5. Гречнева Ю.Б., Огородова Т.В., Кашапов М.М. Особенности взаимосвязи творческого мышления и мотивации достижения учащихся профильных классов // Ярославский психологический вестник. 2004. Вып. 15. С. 157–160.
  6. Дильтей В. Описательная психология. М., 2001.
  7. Завьялова О.Ю., Огородова Т.В., Кашапов М.М. Особенности творческого мышления школьников и студентов в контексте профилизации обучения и профессионализации // Ярославский психологический вестник. 2004. Вып. 15. С. 160–161.
  8. Ильенков Э. Школа должна учить мыслить // Наука и жизнь. 1984. № 8. С. 14–20.
  9. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.
  10. Кашапов М.М. Психолого-педагогический тренинг творческого мышления // Психология профессионального педагогического мышления / Под ред. М.М. Кашапова. М., 2003. С. 331–397.
  11. Кашапов М.М. Особенности формирования творческого мышления профессионала // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина. ИП РАН, 19–20 сентября 2005 г. М., 2005. С. 367– 72.
  12. Кашапов М.М. Ситуационный подход как метод исследования и формирования творческого профессионального мышления // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 3: Метод психологии / Под ред. В.В. Новикова и др. Ярославль, 2005. С. 155–166.
  13. Киселева Т.Г., Кашапов М.М. Модель профессиональной компетентности психолога в соответствии со стандартами образования // Социальный психолог. 2003. № 1 (5). С. 91–94.
  14. Коточигова Е.В., Киселева Т.Г., Кашапов М.М. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога // Социальный психолог. 2003. № 1 (5). С. 39–44.
  15. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.
  16. Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., 1998.
  17. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
  18. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  19. Юревич А.В. Психологи тоже шутят +. М., 2005.
  20. Kachapov M., Sokolova V. Entraînement vidéo comme méthode d’acquisition de l’expérience de conduite en conflits // 6-e Biennale de l’éducation et de la formation. Débats sur les recherches et les innovations. Résumés des contributions. Paris, 2002. P. 230–231.
  21. Kachapov M. La mentalité pédagogigue comme la compétence essentielle du professeur // 7-e Biennale de l’éducation et de la formation. Débats sur les recherches et les innovations. Résumés des contributions. Lyon, 2004. P. 185–186.
  22. Kachapov M. Régularités et mécanismes de la mentalité créatrice du professeur // 8-e Biennale de l’éducation et de la formation. Débats sur les recherches et les innovations. Résumés des contributions. Lyon, 2006. P. 174–175.

Информация об авторах

Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии и педагогики, руководитель лаборатории профессионального и личностного развития Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, исполнительный директор Ярославского регионального отделения РПО, Ярославль, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1467
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4