Вертикаль индивидуальности

Аннотация

С позиции идейной ортогональности горизонтального и вертикального путей познания анализируются две группы способов (стратегий) понимания индивидуальности – поверхностные и глубинные. Первые сосредоточены на структуре и статических параметрах индивидуальности и ограничиваются наблюдением и комментариями, а глубинные способы обращают внимание на динамику и метаморфозы, стремясь понять причины происходящих изменений. Среди глубинных способов выделяется психологический, в основе которого лежит понятие «психологизм» (Л.М. Баткин), дополненное авторской гипотезой о динамическом подходе к постижению индивидуальности.

Общая информация

Ключевые слова: индивидуальность, способы познания индивидуальности, психологизм, динамический подход, объяснение, понимание

Рубрика издания: Психология индивидуальности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Печенков В.В. Вертикаль индивидуальности // Методология и история психологии. 2008. № 3. С. 122–134.

Литература

  1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М., 2001.
  2. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М., 2000.
  3. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  5. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.
  6. Джемс У. Психология. М., 1991.
  7. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. №7. С. 109–125.
  8. История философии: энциклопедия. Минск, 2002.
  9. Печенков В.В. Проблема целостной индивидуальности // Психология в вузе. 2006. № 1. С. 3–24.
  10. Печенков В.В. Индивидуальность как ограниченность: динамический подход // Психология в вузе. 2006. № 2. С. 3–25.
  11. Румянцева М.Ф. «Теоретическая игра» как способ исторического познания // Мир психологии. 1998. № 4. С. 159–171.
  12. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
  13. Трофимова Я.И., Чудинова Е.В. Как младшие школьники понимают, что такое развитие // Вопросы психологии. 1998. №2. С. 33–45.
  14. Франк С. Смысл жизни. Берлин, 1925.
  15. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
  16. Штейнер Е.С. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность? // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры / под ред. А.Я. Гуревича. М., 1990. С.164–190.

Информация об авторах

Печенков Василий Васильевич, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ПИ РАО, ведущий научный сотрудник лаборатории «Психологическая готовность к школе», доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, Москва, Россия, e-mail: vvpech@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 979
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0