Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция

Аннотация

В статье описан жизненный путь М.Я. Басова (1892–1931), выдающегося представителя отечественной психологической науки первой трети XX века. Проанализировано влияние на становление психологической концепции М.Я. Басова идей и личности его непосредственного учителя – А.Ф. Лазурского – и взглядов В.М. Бехтерева. Приводится периодизация научного творчества исследователя. Установлено, что вклад М.Я. Басова в развитие психологии состоит в реализации принципиально новой стратегии создания психологической концепции. Наиболее существенными чертами этой стратегии являются: 1) кардинальное изменение взгляда на предмет психологии, состоящее во включении в него не только субъектной стороны отношения к среде, но и системы «организм (человек) – среда» в целом; 2) разработка методологии психологического исследования этой системы и ее составляющих: форм активности, механизмов регуляции, деятельности, выделяемой из действительности среды; 3) постановка проблемы активности среды, способной подчинить себе субъекта и его деятельность, и изучение пределов такого подчинения.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая концепция, жизненный путь, научное творчество, методология, предмет психологии, система «организм-среда», человек как активный деятель в среде, формы активности, активность среды, деятельность , метод наблюдения

Рубрика издания: Петербургская (Ленинградская) психологическая школа: единство многообразия

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Левченко Е.В. Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция // Методология и история психологии. 2008. № 4. С. 21–45.

Литература

  1. Басов М.Я. Отчет о заседании Санкт-Петербургского философского общества // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. 1913. Т. Х, вып. 1. С. 72–80.
  2. Басов М.Я., Надольская М. К вопро су об индивидуальных особенностях двигательно-волевых процессов // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. 1913. Т. Х, вып. 4. С. 29–48.
  3. Басов М.Я. Второй Всероссийский съезд по экспериментальной педагогике // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. 1914. Т. XI, вып. 1. С. 77–113.
  4. Басов М.Я. О психическом темпе // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. 1914. Т. XI, вып. 2. С. 6–27.
  5. Басов М.Я. Проблемы функциональной психологии в постановке А.Ф. Лазурского // Вопросы изучения и воспитания личности. 1920. № 2. С. 219–229.
  6. Басов М.Я. Воля, как предмет функциональной психологии. Пг., 1922.
  7. Басов М.Я. Воля, как предмет функциональной психологии // Вопросы изучения и воспитания личности. 1922. № 4–5. С. 840.
  8. Басов М.Я. Опыт методики психологических наблюдений и ее применение к детям дошкольного возраста. М.; Пг., 1923.
  9. Басов М.Я. К методике психологических наблюдений за детьми // Методы объективного изучения ребенка. Л., 1924. С. 52.
  10. Басов М.Я. Кризис психологии. К итогам Второго Всесоюзного съезда по психоневрологии // Просвещение: сборник статей / под общ. ред. Г. Тумима и др. 1924. № 4. С. 231–242.
  11. Басов М.Я. Метод объективного наблюдения в психологии детского возраста и педагогике // Опыт объективного изучения детства. Л., 1924. С. 5–20.
  12. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. Изд. 2-е, перераб. и доп. Л., 1924. (на обл. 1925).
  13. Басов М.Я. Новые идеи в учении о личности // Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л., 1925. С. 9–44.
  14. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. Изд. 3-е, испр. и доп. Л., 1926.
  15. Басов М.Я. Психология, рефлексология и физиология // Вопросы педагогики. Л., 1927. Вып. 2. С. 3–40.
  16. Басов М.Я. Общие основы педологии. М.; Л., 1928.
  17. Басов М.Я. Структурный анализ процессов поведения и его значение при изучении ребенка // Основные проблемы педологии в СССР. По тезисам Первого Всероссийского педологического съезда 27 декабря 1927 – 3 января 1928. М., 1928. С. 61–66.
  18. Басов М.Я. Очередные проблемы психологии // Естествознание и марксизм. 1929. № 3. С. 54–82.
  19. Басов М.Я. Общие основы педологии. 2-е испр. и доп. изд. М.; Л., 1930.
  20. Басов М.Я. Очередные проблемы // Очередные проблемы педологии / под ред. М.Я. Басова. М.; Л., 1930.
  21. Басов М.Я. Проблема развития в психологии // Психоневрологические науки в СССР. Материалы Первого Всесоюзного съезда по изучению поведения человека. М.; Л., 1930. С. 50.
  22. Басов М.Я. О некоторых задачах предстоящей перестройки педологии // Педология. 1931. № 5–6 (17–18). С. 12.
  23. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
  24. В борьбе за марксистско-ленинскую педологию. Дискуссия по работам проф. М.Я. Басова 25–29 марта 1931 г. / под ред. В.И. Капустина, М.А. Левиной. М.; Л., 1932.
  25. Воронова Е.Ю. Личность и индивидуальность в трудах В.С. Мерлина. Историко-психологическое исследование: автореф. дис. канд. психол. наук. Пермь, 1994.
  26. Все силы научных работников на теоретическую разработку проблем социалистического строительства и классовой борьбы пролетариата. Постановление ЦК ВКП(б) от 15 марта 1931 г. по докладу президиума Коммунистической академии // За марксистско-ленинское естествознание. 1931. № 1. С. 3–5.
  27. Герке Е.Д. Профессор М.Я. Басов (биографический очерк) // Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. С. 400–403.
  28. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.
  29. Исаева Э.Г. Психологические воззрения М.Я. Басова: дис. канд. психол. наук. М., 1973.
  30. Лазурский А.Ф. О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения // Вопросы философии и психологии. 1900. Кн. III (53). Май–июнь. С. 217–263.
  31. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. Вып. 9. С. 686–709.
  32. Лазурский А.Ф. Школьные характеристики. СПб., 1908.
  33. Лазурский А.Ф. Значение гипотезы способностей для эмпирической психологии // Вопросы философии и психологии. 1910. Март–апрель. Кн. II (102). С.113–140.
  34. Лазурский А.Ф., Франк С.Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Русская школа. 1912. Кн. 1. Январь. С. 1–24; Кн. 2. Февраль. С. 1–17.
  35. Лазурский А.Ф. К учению о психической активности. Новые экспериментальные данные // Вопросы философии и психологии. 1916. Кн. 134 (IV). Сентябрь–октябрь. С. 201–251.
  36. Левченко Е.В. Научное наследие В.М. Бехтерева и его школа // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Сер. 6. Вып. 1. С. 68–69.
  37. Левченко Е.В. «Новая психология» А.Ф. Лазурского // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Сер. 6. Вып. 2. С. 73–86.
  38. Левченко Е.В. Психологическая концепция В.М. Бехтерева // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Сер. 6. Вып. 1. С. 70–81.
  39. Левченко Е.В. Возможна ли когнитивная история психологии? // Вестник Пермского университета. Психология. 1998. Вып. 3. С. 13–23.
  40. Менчинская Н.А. Общепсихологические воззрения М.Я. Басова и их значение для педагогической психологии // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 148–151.
  41. Мерлин В.С. Психологические воззрения М.Я. Басова // Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. С. 24.
  42. Мясищев В.Н. М.Я. Басов. К 80-летию со дня рождения // Вопросы психологии. 1972. № 6. С. 159–163.
  43. Некоторые итоги и перспективы // Естествознание и марксизм. 1929. № 3. С. 6.
  44. Психология: словарь / под общ ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 1990.
  45. Резолюция президиума Коммунистической академии совместно с Ассоциацией естествознания Комакадемии и естественным отделением ИКПФиЕ по докладу С. Шмидта и содокладу А. Максимова «О положении на фронте естествознания» // За марксистско-ленинское естествознание. 1931. № 1.
  46. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
  47. Сталин И.В. О самокритике: Из доклада о работе апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК (1928 г.) на собрании актива Московской организации ВКП(б) 13 апреля 1928 г. // И. Сталин о большевистской самокритике и задачах печати. Л., 1981.
  48. Труды Второго Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике в Петрограде с 26 по 31 декабря 1913 г. Петербург, б. г.
  49. Щелованов Н.М. Методы генетической рефлексологии // Методы объективного изучения ребенка / под ред. И.В. Эвергетова. Л., 1924. С. 18–30.
  50. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1974.
  51. Ярошевский М.Г., Сироткина И.Е., Даниличева Н.А. Пионер деятельностного подхода (к столетию со дня рождения М.Я. Басова) // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 1. С. 156–169.
  52. Bauer R.A. The new man in Soviet psychology. Cambridge, 1952.
  53. Hyden L.-Ch. The conceptual structure of Soviet Psychology in Vygoskij’s, Leontjev’s and Rubinstein’s theories. Stockholms Universitet, 1988.
  54. Lundin R.W. Basov Mikhail Yakovlevich (1892–1931) // Concise Enciclopedia of Psychology. N.Y., 1987. P. 112.
  55. Sahakian W.S. History and systems of psychology (Cambridge (Mass)), Shenkman. N.Y., London, Sydney, Toronto; Halsted press, 1975.

Информация об авторах

Левченко Елена Васильевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Пермского государственного университета, Пермь, Россия, e-mail: levchenko@psu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3300
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 22