Пути и принципы исследования сознания в истории психологии

Аннотация

В статье рассматриваются основные подходы к изучению сознания в исторической последовательности их возникновения от классической эмпирической психологии и до наших дней. Раскрывается содержание психологических представлений о законах, структуре и детерминантах развития сознания. Каждый из подходов оценивается, с одной стороны, как неполное, исторически ограниченное знание, а, с другой – как закономерный и значимый этап на пути к истинному пониманию сознания, открывающий новые аспекты и способы его изучения в психологии.

Общая информация

Ключевые слова: сознание, интроспекция, культурно-историческая психология, системное и смысловое строение сознания, единство сознания и деятельности, образующие сознания, функции сознания, психосемантика сознания, механизм сознания

Рубрика издания: Историко-психологическое введение в проблему

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ждан А.Н. Пути и принципы исследования сознания в истории психологии // Методология и история психологии. 2009. № 1. С. 47–60.

Литература

  1. Акопов Г.В. Проблема сознания в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С.43–64.
  2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб., 2000.
  3. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003.
  4. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.
  5. Боринг Э. История интроспекции // Вестник Московского университета Сер. 14. Психология. 1991. № 2. С. 61–71; № 3. С. 54–63.
  6. Введенский А.А. Психология без всякой метафизики. Петроград, 1915.
  7. Вундт В. Очерки психологии. М., 1912.
  8. Выготский Л.С. Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования // Психотехника и психофизиология труда. 1930. Т. III, № 5. С. 373–384.
  9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–76.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982–1984.
  11. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 25–32.
  12. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы философии. 1977. № 4. С. 95–101.
  13. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
  14. Декарт Р. Первоначала философии. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1989.
  15. Джемс У. Психология. СПб., 1896.
  16. Джемс У. Существует ли сознание? // Новые идеи в философии. 1913. Сб. 4. С. 102–127.
  17. Дюбуа-Реймон Э. О границах познания природы. Семь мировых загадок. М., 1901.
  18. Зинченко В.П., Моргунов В.В. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
  19. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Вып. 1. С. 207–231.
  20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  21. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения в 2-х т. Т. 2. М., 1983. С. 251–261.
  22. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории развития советской психологии // Становление психологии деятельности: Ранние работы / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М., 2003. С. 426–437.
  23. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М., 2005.
  24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  25. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
  26. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  27. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.
  28. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
  29. Субботский Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М., 1999. С. 125–160.
  30. Субботский Е.В. Феноменальное и рациональное в сознании: борьба за доминантность // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 5. С. 94–98.
  31. Челпанов Г.И. Психология: Основной курс, читанный в Московском университете в 1908–1909 гг. / под ред. Г.О. Гордона, Н.А. Рыбникова. М., 1909.
  32. Шпет Г.Г. Философия и психология культуры / отв. ред. Т.И. Артемьева, В.А. Кольцова, Т.Д. Марцинковская, Н.С. Полева. М., 2007.

Информация об авторах

Ждан Антонина Николаевна, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологи факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Действительный член Российской академии образования, член редакционного совета научного журнала «Методология и история психологии»., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-3068-4971, e-mail: zhdan@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1703
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 26