Как отличать концептуальные моменты от эмпирических при изучении сознания

Аннотация

Современные исследования сознания идут успешно и включают множество эмпирических программ в когнитивной науке, нейронауке и родственных науках, использующих относительно общепринятые методы исследования с позиции третьего лица. Однако не все проблемы сознания могут быть решены таким образом. Все проблемы можно разделить на проблемы, которые требуют эмпирического подхода; проблемы, которые требуют теоретического подхода и те, что требуют пересмотра некоторых наших дотеоретических допущений. В статье приведены соответствующие примеры, а основное внимание уделяется двум вопросам: что представляет собой сознание и что оно делает, важным для всех трех групп проблем. При этом внимание к феноменологии сознания и нахождение связи между свидетельствами первого и третьего лица оказываются центральными для достижения прогресса. Но нам, возможно, предстоит еще пересмотреть то, что мы считаем «естественными фактами» о мире, и то, как мы можем их познавать. То же самое справедливо для транс-культурального понимания сознания, включающего в себя классические индийские феноменологические методы и методы от третьего лица западной науки.

Общая информация

Ключевые слова: сознание, разум, мозг, когнитивная наука, нейронаука, трудная проблема, легкая проблема, первое лицо, третье лицо, феноменология, индийская философия, дуализм, материализм, редукционизм, рефлексивный монизм, каузальность, каузальная проблема, естественный факт

Рубрика издания: Проблема сознания

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Велманс М. Как отличать концептуальные моменты от эмпирических при изучении сознания // Методология и история психологии. 2009. № 3. С. 42–54.

Литература

  1. Baars B. The global workspace theory of consciousness // M. Velmans, S. Schneider (eds.). The Blackwell Companion to Consciousness. N.Y., 2006.
  2. Banks W.P., Pockett S. Benjamin Libet’s work on the neuroscience of free will // M. Velmans and S. Schneider (eds.). The Blackwell Companion to Consciousness. N.Y., 2006.
  3. Chalmers D. Facing up to the problems of consciousness // Journal of Consciousness Studies. 1995. 2 (3). P. 200–219.
  4. Crick F. The Astonishing Hypothesis: The scientific search for the soul. London, 1994.
  5. Dennett D.C. Consciousness Explained. London, 1991.
  6. Dewey J. How We Think. Buffalo, N.Y., 1991 [1910].
  7. Eccles J.C. The Human Psyche. N.Y., 1980.
  8. Farthin J.W. The Psychology of Consciousness. Englewood Cliffs, N.J, 1992.
  9. Lenneberg E.H. Biological foundations of language. N.Y., 1967.
  10. Nagel T. What it is like to be a bat? // Philosophical Review. 1974. Vol. 83. P. 435–451.
  11. Panksepp J. Affective consciousness // M. Velmans, S. Schneider (eds.). The Blackwell Companion to Consciousness. N.Y., 2006.
  12. Saksena, Shri Krishna. The story of Indian philosophy // V. Ferm (ed.). History of Philosophical Systems. Paterson, N.J, 1965.
  13. Velmans M. Is human information processing conscious? // Behavioral and Brain Sciences. 1991 a. 14 (4). P. 651–701.
  14. Velmans M. Consciousness from a first-person perspective // Behavioral and Brain Sciences. 1991 b. 14 (4). P. 702–726.
  15. Velmans M. Consciousness, causality and complementarity // Behavioral and Brain Sciences. 1993. 16 (2). P. 404–416.
  16. Velmans M. Consciousness and the «causal paradox» // Behavioral and Brain Sciences. 1996. 19 (3). P. 537–542.
  17. Velmans M. Understanding Consciousness. London, 2000.
  18. Velmans M. Heterophenomenology versus critical phenomenology: A dialogue with Dan Dennett. On-line debate at http://cogprints.soton.ac.uk/documents/disk0/00/00/17/95/index.html (2001).
  19. Velmans M. How could conscious experiences affect brains? // Journal of Consciousness Studies. 2002a. 9 (11). P. 3–29.
  20. Velmans M. Making sense of causal interactions between consciousness and brain // Journal of Consciousness Studies. 2002b. 9 (11). P. 69–95.
  21. Velmans M. Preconscious free will // Journal of Consciousness Studies. 2003. 10 (12). P. 42–61.
  22. Velmans M. Dualism, reductionism, and reflexive monism // M. Velmans, S. Schneider (eds.). The Blackwell Companion to Consciousness. N.Y., 2006.
  23. Velmans M. Heterophenomenology versus critical phenomenology // Phenomenology and the Cognitive Sciences. 2007. Vol. 6, N 1–2. P. 221–230.
  24. Velmans M., Schneider S. (eds.). The Blackwell Companion to Consciousness. N.Y., 2006.

Информация об авторах

Велманс Макс, PhD, доктор философии (PhD), заслуженный профессор факультета психологии Голдсмитсовского университета Лондона (Emeritus Professor, Department of Psychology, Goldsmiths, University of London), Лондон, Великобритания

Метрики

Просмотров

Всего: 1107
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4