Тамара Дембо: научный портрет на фоне ХХ века

1131

Аннотация

В статье рассматривается научная биография выдающейся женщины-психолога Тамары Дембо. Ее жизненный путь начался в самом начале ХХ века, закончился в его 90-е годы, и в нем отразились многие исторические и научно-психологические тенденции столетия. Она родилась в Российской империи, эмигрировала после Октябрьской революции в культурную и научную столицу Европы — Берлин, где оказалась в самой гуще жизни Психологического института времен его расцвета, бурного развития гештальтпсихологии, как ученица К. Левина была причастна к созданию его теории поля и рассмотрению эмоционально-волевых процессов личности в данном контексте. Ее диссертационное исследование «Гнев как динамическая проблема» (1931) можно рассматривать как работу, предвосхитившую появление сразу нескольких перспективных направлений в психологии ХХ века, связанных с исследованием мотивации достижения, уровня притязаний, фрустрации, агрессии, социально-психологических феноменов в экспериментальной ситуации. Кроме того, непродолжительная работа в Физиологическом институте у Ф. Бойтендайка (Нидерланды) в 1929 году дала ей опыт проведения экспериментальных исследований в области зоопсихологии, а также интерпретации результатов таких исследований с позиций гештальтпсихологии. Как и в случае теории поля К. Левина, исследования Дембо оказались в русле революционных научных событий: они показали ограничения бихевиоризма, обнаружили новые тенденции исследований, подтвердили результаты исследований Бойтендайка, которые позволили ему через несколько лет заявить основные идеи нового научного направления — этологии. В начале 30-х годов ХХ века в связи с приходом к власти фашизма и преследованием евреев, а также невозможностью вернуться в СССР, Т. Дембо эмигрирует в США, где, адаптируясь к традициям американской психологии, все же продолжает традиции гештальт-подхода и школы К. Левина, а также постепенно погружается в проблемы социально-психологической реабилитации инвалидов. На основе своего клинического опыта и опыта преподавания в университетах США, она способствовала формированию и институционализации новой области научно-практической психологии — реабилитационной психологии. В теме реабилитации Дембо оказывается очень созвучна гуманистической психологии, клиент-центрированному подходу К. Роджерса. Серьезный научный вклад Т. Дембо связан с изучением социо-эмоциональных отношений, в частности, ощущения счастья. На основе ее методического приема исследования представлений о счастье была создана методика Дембо-Рубинштейн, широко известная в нескольких модификациях отечественным психологам. Если проанализировать богатую и разнообразную научную биографию Т. Дембо, то можно заключить, что, в сущности, всю свою жизнь она занималась одной темой: как обыкновенный человек сталкивается с трудностями, которые предлагает ему окружение, реагирует на них и, в конце концов, личностно преодолевает препятствия, продолжая свой путь к лучшей жизни. Представленные в статье сведения о Т. Дембо как о личности и исследователе дают возможность лучше понять ХХ век, тенденции развития психологии как науки на протяжении почти целого столетия, а также личность самого ученого, чья широта и глубина силы влияния на науку и сегодня поразительна.

Общая информация

Ключевые слова: Т. Дембо, К. Левин, Ф. Бойтендайк, гнев как динамическая проблема, фрустрация, теория поля, отношения исследователя и испытуемого в экспериментальной ситуации, гештальтпсихология, зоопсихология, этология, реабилитационная психология, представления о счастье и несчастье, социо-эмоциональные отношения, ценность внутренних ресурсов, проблема «иметь или быть», методика Дембо-Рубинштейн

Рубрика издания: Портрет ученого

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Люк Х., Волкова М.В. Тамара Дембо: научный портрет на фоне ХХ века // Методология и история психологии. 2011. № 1. С. 40–73.

Литература

  1. Дембо Т. Гнев как динамическая проблема // К. Левин. Динамическая психология. М., 2001.
  2. Дембо Т., Левитон Г., Райт Б. Приспособление к несчастью: проблема социально-психологической реабилитации // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1.
  3. Габриял Т.М. Самооценка как метод изучения личности // Проблемы патопсихологии. Тез. докл. конф. М., 1972. С. 105-117.
  4. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
  5. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981.
  6. Золотова Н.В. Научное наследие и жизненный путь Б.В. Зейгарник // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 2. С. 135-146.
  7. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс Р. Уровень притязаний // Общая психология. Субъект деятельности / отв. ред. В.В. Петухов. Т. 2, кн. 2. М., 2004.
  8. Лурия А.Р. Письмо Т. Дембо от 29.06.1958. Dembo papers. Worcester, MA: Clark University Archives.
  9. Люк Х. Групповые процессы в научных исследованиях (на примере «топологической группы» Курта Левина) // Методология и история психологии. 2010. Т. 5, вып. 3. С. 77-89.
  10. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. М., 1999.
  11. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М., 1988. С. 110-118.
  12. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.
  13. Сорокина В.В. От составителя // Русский Берлин / сост., предисл. и персоналии В.В. Сорокиной. М., 2003. С. 3-10.
  14. Шлегель К. Русский Берлин: попытка подхода // Русский Берлин: 1920-1945. Международная научная конференция / науч. ред. Л.С. Флейшман. М., 2006. С. 9-19.
  15. Щур В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982. С. 108-113.
  16. Яньшин П.В. Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы // Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб., 2004.
  17. Ash M.G. Gestalt psychology in German culture: 1890-1967. Cambridge, 1995.
  18. Barker R., Dembo T., Lewin K. Frustration and regression: An experiment with young children // University of Iowa Studies in Child Welfare. 1941. № 18 (1).
  19. Birenbaum G. Das Vergessen einer Vornahme. Isolierte psychische Systeme und dynamische Ganzbereiche // Psychologische Forschung. 1930. № 13. P. 218-284.
  20. Brauns H.-P. Lewins Berliner Experimentalprogramm // Kurt Lewin — Person, Werk, Umfeld. Historische Rekonstruktionen und aktuelle Wertungen aus Anlaß seines hundertsten Geburtstags / W. Schönpflug (Hrsg.). Frankfurt, 1992. P. 87-108.
  21. Dembo T. Vortrag von Fräulein Dembo, über ihre Versuche, mit anschliessenden Fragen. Im Psychologischen Institut der Universität, Montag d. 7. Dez. 25. Berlin, 1925.
  22. Dembo T. Vp Vodwarka. 21. Juli 1927 (Protokoll). 1927.
  23. Dembo T. Futtersuche nach indirekte Merkmalen beim Vogel. Unpublished Manuscript, 1929.
  24. Dembo T. Zielgerichtetes Verhalten der Ratten in einer freien Situation // Archives Néerlandaises de Physiologie de l’Homme et des Animaux. 1930. № 15. P. 402-412.
  25. Dembo T. Briefe an F.J.J. Buytendijk aus Berlin und aus Norhampton (1930-1931). Katholiek Documentatie Centrum Nijmegen, Archief P.J.J. Buytendijk Inv. No. 15 bzw. Inv. No. 157.
  26. Dembo T. Der Ärger als dynamisches Problem // Psychologische Forschung. 1931a. № 15. P. 1-144.
  27. Dembo T. Der Ärger als dynamisches Problem. Berlin, 1931b.
  28. Dembo T. Rehabilitation psychology and its immediate future: A problem of utilization of psychological knowledge // Rehabilitation Psychology. 1969. № 16. P. 63-72.
  29. Dembo T. Social-emotional relationships analysis. Unpublished manuscript, Clark University Archives, Worcester, MA, 1971.
  30. Dembo T. Some problems in rehabilitation as seen by a Lewinian // Journal of Social Issues. 1982. № 38. P. 131-139.
  31. Dembo T. Thoughts on qualitative determinants in psychology: A methodological study // Journal of Russian and East-European Psychology. 1993. № 31. P. 15-70.
  32. Dembo Papers. Clark University Archives, Worcester, MA.
  33. Dembo T., Hanfmann E. Intuitive halving and doubling of figures // Psychologische Forschung. 1933. № 17. P. 306-318.
  34. Dembo T., Hanfmann E. The patient’s psychological situation upon admission to a mental hospital // American Journal of Psychology. 1936. № 47. P. 381-408.
  35. Dembo T., Leviton G.L., Wright B.A. Adjustment to misfortune: A problem of socialpsychological rehabilitation // Artificial Limbs. 1956. № 3 (2). P. 4-62.
  36. Dollard J.L., Doob I., Miller N.E., Mowrer O.H., Sears R. Frustration and Aggression. New Haven, 1939.
  37. Hodgson S. Tamara Dembo (1902-1993): A life of science and service // The Feminist Psychologist. 2004. № 3 (4).
  38. Hoppe F. Erfolg und Mißerfolg // Psychologische Forschung. 1931. № 14. P. 1-62.
  39. Hothersaal D. Hystory of Psychology. McGraw-Hill, 1995.
  40. Kravkov S.V. Über die Richtung der Farbentransformation // Psychologische Forschung. 1928. № 10. P. 20-31.
  41. Kravkov S.V. Über ein Grundgesetz der Farbentransformation // Psychologische Forschung. 1932. № 16. P. 160-165.
  42. Kravkov S.V., Paulsen-Bashmakova V.A. Über die kontrasterregende Wirkung der transformierten Farben // Psychologische Forschung. 1929. № 12. P. 88-93.
  43. Leeper D. Letter to Tamara Dembo (1940, January 7). Dembo papers. Worcester, MA: Clark University Archives.
  44. Lewin K. Gutachten über die Dissertation von Tamara Dembo «Der Ärger als dynamisches Problem» vom 14.7.1930. Universitätsarchiv der Humboldt-Universität zu Berlin, Dekanat der Philosophischen Fakultät, Akte Nr. 717, Blatt 171, 1930.
  45. Lewin K., Dembo T., Festinger L., Sears P. Level of Aspiration // Personality and the Behavior Disorders. Vol. I. / J.Mcv Hunt (ed.). N.Y.; Oxford, 1944. P. 333-378.
  46. Lima S. de. Mort Wiener remembers Tamara Dembo: Interpretations and recollections // From Past to Future. 1999. № 2. P. 55-59.
  47. Luria A.R. Die Methode der abbildenden Motorik bei Kommunikation der Systeme und ihre Anwendung auf die Affektpsychologie // Psychologische Forschung. 1929. № 12. P. 127-179.
  48. Lück H.E. Zur Bedeutung der Gruppenprozesse für die Wissenschaftsentwicklung am Beispiel der Topology Group Kurt Lewins // Gestalt Theory. 1989. № 11. P. 246-267.
  49. Lück H.E. Kurt Lewin. Eine Einführung in sein Werk. Weinheim, 2001.
  50. Lück H.E. Tamara Dembo: Auf der Suche nach Konzepten für ein besseres Leben // Bedeutende Psychologinnen. Biographien und Schriften / Volkmann-Raue S. & Lück H.E. (Hrsg.). Weinheim, 2002. P. 266-283.
  51. Marrow A.J. Kurt Lewin. Leben und Werk. Stuttgart, 1977.
  52. Metzger W. Verlorenes Paradies. Im Psychologischen Institut in Berlin, 1922-1931 // Schweizerische Zeitschrift für Psychologie. 1970. № 29. P. 16-23.
  53. Orne M.T. On the social psychology of the psychological experiment: With particular reference to demand characteristics and their implications // American Psychologist. 1962. № 17. P. 776-783.
  54. Ovsiankina M. Die Wiederaufnahme unterbrochener Handlungen // Psychologische Forschung. 1928. № 11. P. 302-379.
  55. Rivera J.H. de. Tamara Dembo (1902-1993) // American Psychologist. 1995. № 50. P. 386.
  56. Rivera J.H. de. Tamara Dembo’s Socioemotional relationships // From Past to Future. 1999. № 2. P. 43-54.
  57. Rosa A., Wertsch J.V. Tamara Dembo and her work // Journal of Russian and East European Psychology. 1993. № 31. P. 5-13.
  58. Samojlov A. Die Anordnung der musikalischen Intervalle im Raume // Psychologische Forschung. 1923. № 3. P. 231-240.
  59. Uznadze D. Ein experimenteller Beitrag zum Problem der psychologischen Grundlagen der Namengebung // Psychologische Forschung. 1924. № 5. P. 24-43.
  60. Uznadze D. Über die Gewichtstäuschung und ihre Analogen // Psychologische Forschung. 1930. № 14. P. 366-379.
  61. Veer R. Tamara Dembo’s European years: Working with Lewin and Buytendijk // Journal of the History os the Behavioral Sciences. 2000. Vol. 36 (2). P. 109-126.
  62. Veer R., Lück H.E. Berliner Gestaltpsychologie in Aktion. Zur Diskussion der Experimente von Tamara Dembo // Psychologie und Geschichte. 2002. № 10. P. 40-55.
  63. Wertsch J.V. Tamara Dembo. In memoriam // Journal of Russian and East European Psychology. 1993. № 31. P. 3-4.
  64. Zeigarnik B. Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen // Psychologische Forschung. 1927. № 9. P. 1-85.

Информация об авторах

Люк Хельмут, доктор психологических наук, профессор Университета Хагена, директор Института психологии Курта Левина, Хаген, Германия

Волкова Марина Всеволодовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии филиала МГГУ им. М. Шолохова, e-mail: mvsvolkova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2252
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1131
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2