Развитие обобщения у детей

1892

Аннотация

Автор доказывает, что в процессе обоснования дидактики и частных методик важную роль играют психологические данные об обобщении как главном умственном процессе. Приводится информация о фактических особенностях этого умственного процесса в главных возрастных периодах психического развития ребенка – дошкольном, младшем школьном и старшем дошкольном возрастах.

Общая информация

Ключевые слова: умственная активность, познавательные возможности, обобщение, развитие мышления, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, младший школьный возраст

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Давыдов В.В. Развитие обобщения у детей // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 1. С. 20–30.

Фрагмент статьи

При обосновании дидактики и частных методик важную роль играют психологические данные о таком главном умственном процессе, как обобщение. Различные его виды и их значение в усвоении знаний подробно описаны нами в специальной работе [8]. Вместе с тем, поскольку от характера обобщения на разных этапах детства во многом зависит организация учебно-воспитательной работы, нам представляется существенным дать сводку сведений о фактических особенностях этого умственного процесса в главных возрастных периодах психического развития ребенка.

Учет этих особенностей, с одной стороны, необходим для более полного осознания педагогами уровня мыслительной деятельности детей соответствующего возраста, с другой стороны, нужен как отправной пункт для выявления подлинных возможностей мышления детей тех же возрастов, для выявления «резервов» их умственного развития. Ясно, что обоснование наличия таких «резервов» предполагает четкое представление о фактическом уровне умственной деятельности детей, воспитание и обучение которых происходит по сложившейся и традиционной системе и культивируемых ею. Требование повышения умственной активности детей, связанное с идеями развивающего обучения, а также основанные на этом требовании системы экспериментального обучения остаются теоретически малообоснованными без ясной и четкой картины того, какими данными обладают психология и дидактика относительно ныне наблюдаемых особенностей и форм развития способности к обобщению у детей; а также без соответствующего критического анализа этих данных, без выяснения их конкретной обусловленности определенным типом учебно-воспитательной системы, принятой в детских садах и школе, без противопоставления этой системе новых способов организации мыслительной деятельности детей.

На наш взгляд, ряд авторов, правомерно ратующих за умственное развитие детей в процессе обучения, вместе с тем недостаточно четко представляют себе как фактические особенности развития в детстве основных мыслительных действий, так и связь этого развития со всей сложившейся исторически системой организации жизни ребенка. Это сообщение мы специально посвящаем краткому рассмотрению тех данных, которые накопили психология и дидактика применительно к развитию процесса обобщения в дошкольном, младшем школьном и старшем школьном возрастах.

Литература

  1. Бабкина Л. А. Соотношение содержания предложений и грамматического обобщения. //Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т.96. 1954.
  2. Блонский П.П. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1964.
  3. Боцманова М.Э. Психологические вопросы применения графических схем учащимися начальных классов в процессе решения арифметических задач. //Применение знаний в учебной практике школьников (психологические исследования) / Под ред. Н.А.Менчинской. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  4. Венгер А.А. Развитие понимания причинности у детей дошкольного возраста. //Вопросы психологии. 1958. № 2.
  5. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. Психологические вопросы формирования начальных математических понятий у детей. //Доклады РСФСР. 1961. № 1.
  6. Горбачева В.А. К вопросу об обобщении и конкретизации в процессе формирования предметных понятий у детей дошкольного возраста. //Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. Т.65. 1948.
  7. Громов М.В. Развитие мышления младшего школьника. //Психология младшего школьника. /Под ред. Е.И.Игнатьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972.
  9. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.
  10. Дидактика. /Пер. с нем. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
  11. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников). М.: Просвещение, 1965.
  12. Закожурникова М.Л., Рождественский Н.С. Русский язык: Учебник для третьего класса начальной школы, изд. 10-е. М.: Учпедгиз, 1962.
  13. Минская Г.И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста. Канд. диссертация. М., 1954.
  14. Моро М.И., Бантова М.А. Математика для первого класса. М.: Просвещение, 1969.

Информация об авторах

Давыдов Василий Васильевич, доктор психологических наук, Москва, Россия