Новый учебный предмет «Философия для детей»

1101

Аннотация

Автор анализирует новую программу «Философия для детей», разработанную под руководством профессора М. Липмана. Данная программа предполагает формирование у ребенка подлинно рефлексивного и самокорректирующегося типа мышления. Основной формой обучения является обсуждение учащимися и учителем вопросов и проблем, интересных для них и имеющих философское содержание. Программа включает в себя тексты для детей, руководство для учителя, содержащее планы организации дискуссии, систему игр и упражнений.

Общая информация

Ключевые слова: развитие мышления, Д.Б. Эльконин, философия

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Марголис А.А. Новый учебный предмет «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 1. С. 64–72.

Фрагмент статьи

Анализ процессов, развертывающихся в России в последнее время, показывает, что основные трудности, которые испытывают реформы, вытекают из столкновения массового утопического сознания людей с принципиально иным укладом жизни, сложившимся в других странах и регионах.

Догматизированное сознание человека, являющееся продуктом и результатом идеологизированного образования, не приемлет ничего выходящего за рамки усвоенных штампов и мифов, оказывается неспособным не только к перестройке окружающего мира, но и прежде всего к критическому отношению к самому себе.

Отсутствие рефлексии своих действий и своего поведения приводит к однозначному списыванию ответственности за положение в обществе с себя на кого-то другого, к поиску очередного врага, к слепой вере в очередной миф, потребности в простых решениях и схемах выхода из кризиса.

В этой связи результаты последних политических выборов выглядят не только неудивительными, но и закономерными.

Сложившаяся ситуация не может быть Разрешена, с нашей точки зрения, без существенного переосмысливания роли образования в социуме и рассмотрения его как действенного средства развития общественной системы. Такой подход заставляет также переосмыслить соответственно образовательные цели и понять Меру их неадекватности сложившимся социокультурным и экономическим условиям.

Одной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, рефлексивного человека, не воспринимающего слепо набор некоторых деклараций и способного к их критическому осмыслению человека, могущего понять действия других людей и в равной степени основания собственных действий, человека, способного к самокоррекции поведения, нахождение себя в новых и непростых условиях жизни.

Каким же образом достигается сегодня указанная выше цель в сложившейся системе образования?

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1571
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1101
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1