Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной

731

Аннотация

В статье освещены вопросы формирования предпосылок овладения учебной деятельностью при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Происходит перестройка психических процессов, центром которой является возникновение опосредованных форм регуляции деятельности. Подготовка к школе рассматривается, прежде всего, как формирование опосредованных способов действия.

Общая информация

Ключевые слова: учебная деятельность, познавательные процессы, опосредование, способ действия, младший школьный возраст

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Филиппова Е.В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 3.

Фрагмент статьи

Успешность обучения в школе шестилетних детей предполагает сформированность у них предпосылок овладения учебной деятельностью. Поскольку при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту у детей происходит перестройка психических процессов, центром которой является возникновение новых, опосредствованных форм регуляции деятельности, мы рассматриваем подготовку к школе прежде всего как формирование опосредствованных способов действия [5; 4].

Известно, что мышление детей старшего дошкольного возраста характеризуется как наглядно-образное, в основе его лежат конкретные представления. Проявления этого типа мышления описаны Ж. Пиаже как интеллектуальный эгоцентризм, суть которого заключается в общем отсутствии представления о точке зрения, нахождении в плену у собственной перспективы. Преодоление эгоцентризма и овладение логическими операциями, т. е. опосредствованными мыслительными действиями, означает коренную перестройку мышления и переход его на новый уровень.

В многочисленных исследованиях, отталкивающихся от понятия эгоцентризма Ж. Пиаже как исходного, центральное направление психического Развития связывается с умением принять на себя роль другого человека. Ярким примером такого рода работ является исследование Дж. Флейвелла [11], в соответствии с которым принятие роли — это познавательный процесс, занятие другой перспективы или позиции другого, т. е. изменение познавательной позиции. Этот термин мы используем и в дальнейшем изложении.

По данным Флейвелла, шестилетний возраст является сензитивным к представлению о существовании различных точек зрения. Правда, анализ их еще очень грубый, глобальный и недифференцированный. У шестилетнего ребенка возможность представить себе перспективу другого человека относится к области перцепции, особенно визуальной.

В исследовании Флейвелла лишь констатируется, что способность к изменению познавательной позиции прогрессирует с возрастом и связана с развитием интеллектуальных структур. Причинно-следственная зависимость между изменением позиции и интеллектуальным развитием им не рассматривается. Отмечается, что источником процесса изменения позиции является взаимодействие со сверстниками, но как должно строиться это взаимодействие, какая роль отводится взрослому, каков механизм изменения позиции и путь формирования этого процесса — не исследуется.

Под руководством Д.Б. Эльконина был проведен ряд исследований, центральным звеном которых явилось направленное формирование у ребенка изменения познавательной позиции через принятие роли другого лица.

Литература

  1. Белоус В.П. Значение условности в формировании способов логического мышления у дошкольников // Вопросы психологии. 1978. № 4.
  2. Бугрименко Е.А. Психологические условия организации контроля и самоконтроля у дошкольников: Автореф. канд. дис. М., 1981.
  3. Венгер А.Л. О значении изменения позиции ребенка для формирования у него новых типов организации действий // Новые исследования в психологии. 1979. № 1.
  4. Венгер А.Л. Психологическая готовность ребенка к школе: Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста // Вопросы психологии. 1984. № 4.
  5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  6. Недоспасова В.А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1972.
  7. Недоспасова В.А. О некоторых особенностях перехода от игровой деятельности к учебной // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976.
  8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
  9. Филиппова Е.В. Психологические предпосылки формирования логических операций у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1977.
  10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1977.
  11. Flavell J.H. The Development of Role-Taking and Communication Skills in Children. N. Y., 1975.

Информация об авторах

Филиппова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, профессор и заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1328-3041, e-mail: e.v.filippova@mail.ru