Диагностика нравственно-психологических особенностей трудного подростка

914

Аннотация

Авторы разработали блок диагностических методик для изучения нравственно-психологических особенностей трудных подростков 14-16 лет. Валидность методик определяется дифференциацией результатов опроса между тремя выборками испытуемых (несовершеннолетние преступники, подростки из группы риска (из спецгрупп ПТУ), подростки из средней школы (контрольная выборка). Результаты диагностики показали, что данная психодиагностическая батарея способна достаточно широко охватить личностные искажения подростка, а также выявлять подростков зоны риска, которые способны продемонстрировать противоправное поведение и совершить правонарушения в криминогенной ситуации.

Общая информация

Ключевые слова: трудный подросток, мотивы социального поведения, криминогенная ситуация, малолетний правонарушитель, группа риска, нравственно-психологический статус

Рубрика издания: Психологическая диагностика

Для цитаты: Борисова Е.М., Валеев Р.Ф. Диагностика нравственно-психологических особенностей трудного подростка // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 1.

Фрагмент статьи

«Трудный подросток» — широко используемое в современной устной и письменной лексике понятие. Распространенность этого понятия нельзя считать случайностью, она заставляет задуматься над тем, какое же содержание в него вкладывается, какие черты, особенности присущи подростку, называемому трудным. Для этого необходимы дифференцированный подход, выделение отдельных качественно своеобразных черт и особенностей трудного подростка. Но их констатация малопродуктивна. Одной из задач психологии является разработка методов их диагностики.

Чтобы приблизиться к ее решению, следует обратить внимание на то, по каким признакам может быть замечен трудный подросток в обществе, в группе сверстников, в школе или ПТУ. Прежде всего ему свойственно вступать в конфликт с общепринятыми моральными нормами, причем часть подростков этот конфликт приводит к выраженному противоправному поведению, а затем и к преступлению.

Статистика показывает, что число несовершеннолетних преступников за последние годы увеличивается. Если принять за 100 % преступность 1961 г. (когда в стране в основном было введено новое уголовное законодательство, действующее с поправками до настоящего времени), то к 1991 г. она возросла по абсолютным данным в 3,2 раза, а коэффициент преступности — в 2–2,4 раза. Такое положение дел требует развития правовых основ государства, укрепления правопорядка и преодоления отклонений от моральных и правовых норм в сознании и поведении членов общества. В этих условиях неизмеримо возрастает роль исследования личностного фактора, который ранее недостаточно учитывался учеными, работающими в области педагогики, психологии, социологии, права и других наук.

Информация об авторах

Борисова Е.М., доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией ПИ РАО, Москва, Россия

Валеев Р.Ф., кандидат психологических наук

Метрики

Просмотров

Всего: 2436
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 914
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1