Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками

1413

Аннотация

Использование метафоры изменения может преодолеть трудности, испытываемые подростками, и восстановить нормальный ход их развития. Также метафора способна помочь тинэйджерам реализовать «задачу возраста». Проведенное экспериментальное исследование показало, что систематическое применение метафоры изменения в старшем школьном возрасте, ориентированной на возрастные задачи, благоприятно сказывается на динамике личностного развития.

Общая информация

Ключевые слова: самооценка, тревожность, идентификация, проекция, старший подростковый возраст, метафора

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Гинзбург М.Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 1.

Фрагмент статьи

Одним из центральных понятий в современной возрастной психологии является понятие «возрастная задача» или «задача возраста». Истоки этого понятия восходят к работам Э. Эриксона, одного из крупнейших мировых авторитетов в области возрастного развития человека. Рассматривая фазы онтогенетического развития, Э. Эриксон указывал, что они в целом совпадают со стандартным хронологическим и социокультурным делением на возрасты. На каждой фазе развития индивид должен решить центральную задачу, которая становится доминирующей. Кризис развития, лежащий в основе фазы, является всеобщим, а конкретная ситуация определяется культурной. По Э. Эриксону, существуют три основных переменных, определяющих ход онтогенетического развития:

  • внутренние необратимые законы развития;
  • культурные влияния, задающие желаемый уровень развития и благоприятствующие одним внутренним закономерностям за счет других;
  • индивидуальные реакции каждого человека и его конкретный способ регулировать свое развитие в ответ на требования общества.

Развивающийся индивид стремится овладеть «темой» фазы развития и обойти ее ловушки; при этом успешное разрешение конфликта в каждой фазе мотивирует дальнейшее продвижение по шкале зрелости, а задержка или неудача в развитии ставят под угрозу всю иерархию развития.

Особое внимание уделял Э. Эриксон взаимодействию развивающегося индивида и общества. Средовые силы, указывал он, одновременно и ограничивают, и освобождают индивида. Среда дает большую свободу для индивидуального выбора, а индивид ищет управления со стороны общества в той же мере, в какой общество хочет управлять им. Каждый человек нуждается в объяснении жизни в свете разумной теории или веры; религия и идеология дают такое объяснение. Человек, говорил Э. Эриксон, живет инстинктивными силами, а культура настаивает на правильном использовании этих сил. Культурная среда, интерпретируемая индивидом, отбирает природу индивидуального опыта каждого индивида. Влияние культурной среды осуществляется через обучение, которое обеспечивает одновременно и выживание индивида, и сохранение уникальных качеств общества. Однако у этого процесса имеется и оборотная сторона; «длительное детство, — отмечал Э. Эриксон, — делает из человека технического и психического виртуоза, но оно также создает у него остаток пожизненной эмоциональной незрелости» (по: Майер, 1965). Это же относится и к подростничеству: длительное подростничество, характерное для большинства западных культур, создает зазор между психоматическим и психосоциальным созреванием и влияет на личностное развитие, подобно формирующим годам раннего детства. По Э. Эриксону, развивающийся ребенок нуждается в обществе, а общество нуждается в нем; онтогенетическое развитие ребенка, собственно говоря, состоит из «ряда детств», в каждом из которых возникает новая совокупность интенсивных требований общества. В соответствии со своими представлениями о природе этих требований Э. Эриксон и выделяет 8 стадий развития, первые 5 из которых охватывают детство, а последние 3 — взрослый возраст. Каждая фаза рассматривается одновременно как вертикальный кризис, кульминирующий в индивидуальном психосоциальном разрешении, и горизонтальный кризис, взывающий к личностно и социально удовлетворительному разрешению проблемы внутренних мотивационных сил.

Литература

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  3. Meier H. W. Three Theories of Child Development. N.Y., 1965.
  4. Touret G. L'histoire du gland // Phoenix. 1989. N 4. P. 22—27.
  5. Watzlawick P., Nardone G. L'art du changement. P., 1993.

Информация об авторах

Гинзбург М.Р., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, ПИ РАО