Вопросы экспертизы современных образовательных технологий

627

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы экспертизы образовательных технологий. Под «образовательной технологией» (ОТ) автор понимает всю совокупность методов обучения, позволяющих при выполнении определенных условий достичь заданного образовательного эффекта. Автор описывает особенности экспертизы ОТ на современном этапе развития образования в Российской Федерации, общую схему экспертизы. В качестве примера приводится экспертиза курса математики системы Д.Б Эльконина - В.В. Давыдова в национальной сельской школе.

Общая информация

Ключевые слова: психологизация образования, экспертиза, схема экспертизы, научно-методическая работа, образовательные технологии

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 2.

Фрагмент статьи

1. Введение

Современная ситуация в образовании характеризуется большим разнообразием учебных курсов, методик и программ, претендующих на право называться образовательными технологиями. В этой связи актуальной стала экспертиза содержания и методов обучения, предлагаемых разработчиками образовательных технологий (ОТ).

Под экспертизой обычно подразумевается оценка авторитетными специалистами состояния объекта или процесса, причин возникновения события или возможных его последствий, перспектив использования вещей, ресурсов или принятия определенных решений. Экспертиза может опираться на научные исследования, но вместе с тем существенно от них отличаться. Прежде всего, результатом экспертизы является заключение, в котором дается окончательная оценка объекта, конечно, с учетом ограниченных возможностей экспертов, в то время как исследование может закончиться выдвижением гипотезы и постановкой новой проблемы.

Предметом экспертизы являются особенности объекта, которые имеют конкретное, строго говоря, документальное выражение. Итак, мнения, предположения, составляющие предмет исследования в гуманитарных науках, не являются таковым в экспертизе. Так, например, бессмысленно проводить экспертизу метода обучения, основанного на какой-либо теории, пока он не будет конкретно описан. А исследовать возможности создания такого метода и строить на этот счет предположения возможно.

Исследование может строиться на основе одной теории или идеи (другие теории выступают как объект критики или фундамент для выдвижения гипотезы). Экспертиза изначально опирается на совокупность достижений разных теорий, прежде всего в плане их реализации на практике. При этом эксперт вынужден больше доверяться здравому смыслу, нежели красоте теоретических построений.

Эксперт ограничен более жесткими временными рамками. Трудно представить экспертизу, которая могла бы проводиться в течение нескольких лет, как многие серьезные научные исследования. Как правило, экспертное заключение требуется представить в течение не более 1—2 месяцев.

Информация об авторах

Гуружапов Виктор Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия