Вестник практической психологии образования
2020. Том 17. № 2. С. 139–149
doi:10.17759/bppe.2020170213
ISSN: 2658-3100 (online)
Экспертиза качества специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ как условие повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: экспертиза, специальные условия для получения образования, мониторинг, особые образовательные потребности, дети с ограниченными возможностями развития, рекомендации ПМПК, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогический консилиум
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170213
Для цитаты: Пестова И.В., Гурьянова Н.А., Сергеева М.С., Кузеванова С.В. Экспертиза качества специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ как условие повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 139–149. DOI: 10.17759/bppe.2020170213
Полный текст
В настоящее время одним из приоритетных направлений образовательной политики является получение доступного и качественного образования обучающимися различных категорий, в том числе имеющими особые потребности. С учетом выбранной стратегии развития актуализируется проблема исследования и оценки образовательных условий, разработки мониторинговых инструментов и экспертных процедур в сфере образования.
В наиболее интенсифицированной помощи и государственной поддержке нуждаются дети, имеющие различные отклонения в развитии: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с девиантным (асоциальным) поведением. Соответственно, возникает необходимость специальной подготовки образовательной среды для включения в образовательные отношения участников с различными возможностями.
Приведем определение экспертизы в образовании, данное Г.А. Мкртычяном (2002): «Экспертиза в образовании — это особый способ изучения инновационных явлений и процессов в образовании, имеющий целью обнаружение в них потенциала развития» [8].
В нашей работе экспертиза рассматривается как особый практико-прикладной способ изучения образовательной среды, имеющий целью проведение анализа качества специальных условий и выявление ресурсов развития системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Согласно статистическим данным, ежегодно отмечается увеличение количества обучающихся с особыми образовательными потребностями, к которым относятся дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), дети-инвалиды, а также дети с девиантным (асоциальным) поведением. Специальные образовательные условия отражаются в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [4]. В случае установления у ребенка статуса ОВЗ и предъявления родителями (законными представителями) заключения ПМПК образовательной организации она обязана создать для ребенка специальные условия для получения образования — согласно требованиям федерального законодательства (статья 79 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [7].
Создание на уровне отдельных образовательных организаций специальных условий является необходимым фактором, в отсутствие которого получение качественного образования данной категорией обучающихся будет невозможно. К ним относятся такие условия, как:
• разработка адаптированной основной общеобразовательной программы,
• создание специальных условий организации государственной итоговой аттестации,
• координация и направление коррекционной работы специалистов сопровождения.
Основанием для создания в образовательной организации специальных условий для получения образования, включая оказание психолого-педагогической помощи, является заключение ПМПК. В соответствии с рекомендациями ПМПК, изложенными в заключении, в образовательных организациях создаются специальные условия и оказывается необходимая психолого-педагогическая помощь обучающимся с учетом их психофизических особенностей [4].
Для обучающихся с ОВЗ в вопросах получения образования на первый план выходят следующие задачи:
• доступность образования, что обеспечивается вариативностью образовательной системы, использованием дистанционных технологий обучения;
• соответствие условий образования возможностям и потребностям обучающихся, которое гарантируется системой психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательной организации по месту обучения и воспитания;
• качество образовательных услуг, обеспеченных квалифицированными кадрами, функционирование психолого-педагогического консилиума, обеспечивающего реализацию психолого-педагогического сопровождения [6].
Все вышеперечисленные задачи возможно решить только в том случае, если будет создана целостная система психолого-педагогического сопровождения (п. 2 ст. 34 ч. 1 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [7]. Являясь важным элементом системы образования, ПМПК разрабатывает рекомендации для педагогов, специалистов и родителей, которые включают образовательные и организационные условия, необходимые для осуществления обучения, воспитания и коррекции нарушений в развитии конкретных обучающихся.
Актуальность мониторинга учета рекомендаций ПМПК в настоящее время признана научным сообществом: проведены масштабные исследования (ФГБОУ ВО «Московский государственный психологопедагогический университет»), результаты которых обусловливают необходимость описания системы, алгоритма организации и проведения экспертного исследования. Результаты изучения проблемы мониторинга учета рекомендаций ПМПК, предпринятые Центральной ПМПК Свердловской области на региональном уровне, свидетельствуют о том, что образование обучающихся с особыми потребностями может быть эффективным только при наличии комплексной системы психолого-педагогического сопровождения [6].
Основным условием и гарантом реализации сопровождения является деятельность психологопедагогического консилиума образовательной организации. В соответствии с Примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, психолого-педагогический консилиум (далее — ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, адаптации и социализации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. В задачи ППк входят:
• выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей развития, социальной адаптации и поведения обучающихся для последующего принятия решений об организации психологопедагогического сопровождения;
• разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
• консультирование участников образовательных отношений по вопросам: актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
• контроль за выполнением рекомендаций ППк [5].
Исходя из вышесказанного, профессиональная деятельность междисциплинарной команды специалистов ППк направлена на разработку тактических задач и детализацию необходимых образовательных условий при реализации рекомендованного ПМПК образовательного маршрута: проектирование адаптированных образовательных программ, подбор и индивидуализация конкретных коррекционных программ и технологий, уточнение задач педагогического сопровождения, динамическое наблюдение и контроль эффективности коррекционных мероприятий [1].
ТПМПК ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» более десяти лет активно развивает формы профессионального взаимодействия и сотрудничества с ППк образовательных организаций в рамках договорных отношений при участии муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, — ОМС «Управление образованием Полевского городского округа». Специалисты ТПМПК являются важным звеном в организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, решая задачи определения специальных условий для получения образования и анализа учета рекомендаций на уровне образовательных организаций.
Опыт профессионального взаимодействия ТПМПК ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» с образовательными организациями (далее — ОО) Полевского городского округа позволяет:
• обобщить технологию структурированной оценки (мониторинга) в рамках проведения процедуры экспертизы качества специальных условий, необходимых для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, с девиантным (асоциальным) поведением;
• представить технологию структурированной оценки в виде программы экспертизы с отражением всех элементов, подвергающихся анализу, участников, формулированием и получением обратной связи.
Программа экспертизы помогает выявить нормативно-правовые, организационные и программнометодические аспекты коррекционно-развивающей работы с несовершеннолетними, определить потенциальные возможности и ресурсы организации, обеспечивающие помощь ребенку в преодолении трудностей в обучении (воспитании) и развитии. Кроме того, программа предполагает собеседование с участниками образовательных отношений, которое ориентировано на определение уровня профессиональной компетентности и выделение трудностей, препятствующих обеспечению эффективности деятельности.
Алгоритм проведения экспертизы качества специальных условий для получения образования включает последовательность организационно-методических процедур и может быть представлен в 4-х этапах: подготовительный, исследовательский, аналитический, проективный. Раскроем основное содержание каждого из приведенных этапов рассматриваемого алгоритма подробнее.
Включает определение цели и задач, совместное планирование мероприятий с образовательными организациями при согласовании и с обязательным участием специалиста ОМС «Управление образованием», составление программного обеспечения экспертизы.
Цель экспертизы — это осуществление мониторинга выполнения рекомендаций ПМПК посредством выявления и анализа качества специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, обследованными на ТПМПК, определение соответствия созданных условий требованиям действующего законодательства.
Задачи экспертизы:
• провести анализ организационно-содержательных условий, созданных в образовательной организации для обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• провести анализ нормативно-правовых, организационно-методических, кадровых условий деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации;
• подготовить рекомендации по совершенствованию специальных условий для получения образования при организации системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
На подготовительном этапе проектируется приказ, регламентирующий экспертную деятельность специалистов ТПМПК и включающий информацию о сроках проведения, графике экспертизы, о составе экспертной комиссии и ответственных специалистах. Разрабатывается подробная программа проведения процедуры, форма акта по результатам экспертизы, формы отчетной документации для обобщения данных и представления результатов.
За 2 месяца в образовательные организации направляются информационные письма с целью ознакомления с программой экспертизы и уведомления о сроках ее проведения. С каждой образовательной организацией индивидуально проходит согласование должностных лиц, ответственных за представление необходимой документации.
В пакет документов дополнительно включается анкета для специалистов ППк, отчетные формы мониторинга, которые заполняются и направляются в ТПМПК до проведения экспертизы.
На данном этапе реализуется основное практическое содержание экспертизы. Исследовательская процедура осуществляется с плановым выходом экспертной комиссии в составе специалистов ТПМПК и специалистов управления образованием в образовательную организацию в следующих формах:
• анализ документации, представленной образовательной организацией;
• посещение уроков и коррекционно-развивающих занятий профильных специалистов;
• собеседование с администрацией и специалистами психолого-педагогического сопровождения.
В наиболее общем виде программа проведения экспертизы может быть представлена следующим образом (табл. 1).
Анализ исследовательских данных, полученных в ходе экспертной процедуры на предыдущем этапе, позволяет определить и зафиксировать в акте экспертизы показатели мониторинга выполнения рекомендаций ТПМПК с указанием наличия и оценкой качества в соответствии с контролируемым аспектом образовательной деятельности (табл. 2).
Завершением проведения экспертных процедур является обобщение выводов, описание качественно-количественных результатов мониторинга выполнения рекомендаций ТПМПК в форме информационноаналитической справки, содержащей подробные рекомендации по проектированию коррекционнообразовательной среды.
Таблица 1.
Программа экспертизы качества специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, обследованными ТПМПК
Содержательные компоненты экспертизы |
Документы, представленные образовательной организацией |
Экспертиза нормативно-правовой базы: • анализ документов, регламентирующих коррекционно-развивающую работу в ОО с детьми, обследованными ТПМПК; • анализ документов, регламентирующих деятельность ППк, логопедического пункта |
• основная образовательная программа ОО (раздел «Программа коррекционной работы»); • адаптированная основная образовательная программа ОО (по нозологическим группам детей с ОВЗ); • годовой план ОО (план внутришкольного контроля); • положение об организации деятельности ППк; • положение о логопедическом пункте; • планы работы ППк; • протоколы заседаний ППк; • журнал учета детей, прошедших ТПМПК, и данных рекомендаций; • личные дела детей с ОВЗ и детей-инвалидов; • расписание и графики работы специалистов; • циклограммы работы специалистов |
Экспертиза качества коррекционноразвивающей работы с детьми, обследованными ТПМПК: • анализ информационно-аналитических материалов; • посещение уроков / занятий |
• карты учета динамики развития детей с ОВЗ и детей- инвалидов, взятых на сопровождение; • карты учета выполнения рекомендаций ТПМПК; • аналитические материалы ОО по вопросам контроля работы с детьми с ОВЗ и с детьми-инвалидами, в том числе в части выполнения рекомендаций ТПМПК; • рабочие программы педагогов, работающих с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ; • планы воспитательной работы классных руководителей / воспитателей, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; • протоколы педагогических советов; • мониторинг участия детей с ОВЗ и детей-инвалидов в мероприятиях, направленных на их социализацию |
Экспертиза программно-методического обеспечения коррекционноразвивающей работы с детьми с ОВЗ: • анализ утвержденного диагностического инструментария; • анализ учебно-методического комплекса и используемых технических средств обучения |
• справка о коррекционно-диагностических методиках (инструментарии), используемых в коррекционнодиагностической деятельности с учетом особенностей контингента детей с ОВЗ; • справка об укомплектованности ОО специализированными учебниками и учебно-методическими пособиями, специализированной литературой, программнометодическими комплектами; • справка об укомплектованности ОО специализированным оборудованием, используемым в коррекционнодиагностической деятельности с учетом особенностей контингента детей с ОВЗ |
Экспертиза кадровых условий, обеспечивающих коррекционно-развивающую работу с обучающимися с ОВЗ, обследованными ТПМПК: • анализ укомплектованности квалифицированными кадрами |
• справка о кадровом составе ОО, ведущем коррекционноразвивающую работу с детьми с ОВЗ (образование, стаж работы с детьми с ОВЗ, квалификационная категория, сведения о повышении квалификации за 3 года); • справка о кадровом составе ППк (должность в ОО, образование, стаж работы, в том числе в ППк, квалификационная категория, сведения о повышении квалификации за 3 года). |
Таблица 2.
Акт по результатам экспертизы качества специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, обследованными ТПМПК
Экспертиза нормативно-правовой базы |
|||
п/п |
Контролируемый аспект |
Наличие: + в наличии ± частично - отсутствует |
Качество: 3 — высокий уровень 2 — средний уровень 1 — низкий уровень |
1.1 |
Законы и нормативные акты РФ, Свердловской области и Полевского городского округа, действующие в сфере образования, отражающие требования к условиям организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
|
|
1.2 |
Локальные акты, приказы и другие документы ОО, регламентирующие организацию деятельности коррекционно-развивающей работы с детьми, обследованными ТПМПК, как в специальных коррекционных классах / группах, так и в массовых классах / группах |
|
|
1.3 |
Локальные акты, приказы и другие документы ОО, регламентирующие деятельность ППк |
|
|
Выводы: |
|||
Экспертиза организационно-содержательного процесса коррекционно-развивающей работы с детьми, обследованными ТПМПК, как в специальных коррекционных классах / группах, так и в массовых классах / группах |
|||
п/п |
Контролируемый аспект |
Наличие + в наличии ± частично - отсутствует |
Качество 3 — высокий уровень 2 — средний уровень 1 — низкий уровень |
1 |
Основная образовательная программа ОО (раздел «Программа коррекционной работы») |
|
|
2 |
Адаптированная основная образовательная программа ОО (по нозологическим группам детей с ОВЗ): • наименование; • ознакомление родителей (законных представителей); • необходимые условия; • обеспечение условий |
|
|
3 |
Рабочие программы педагогов, работающих с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ |
|
|
4 |
Планы воспитательной работы классных руководителей, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ |
|
|
5 |
Материалы внутришкольного контроля в части работы ОО с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами |
|
|
6 |
Статистика участия детей-инвалидов и детей с ОВЗ в мероприятиях, направленных на их социализацию |
|
|
7 |
Журнал учета детей, прошедших ТПМПК |
|
|
8 |
Положение об организации деятельности ППк консилиума ОО |
|
|
9 |
Планы работы ППк |
|
|
10 |
Протоколы заседаний ППк |
|
|
11 |
Карты учета динамики развития детей с указанием конкретных сроков и оценкой результатов коррекционноразвивающей работы |
|
|
12 |
Выполнение рекомендаций ТПМПК |
|
|
13 |
Аналитические материалы профильных специалистов (мониторинг деятельности по психолого-педагогическому сопровождению) |
|
|
14 |
Расписание работы специалистов |
|
|
15 |
Графики (регламенты) работы специалистов |
|
|
16 |
Личные дела детей-инвалидов и детей с ОВЗ (заявления родителей) |
|
|
Выводы: |
|
|
|
Экспертиза программно-методического обеспечения процесса коррекционно-развивающей работы с детьми, обследованными ТПМПК |
|||
п/п |
Контролируемый аспект |
Наличие + в наличии ± частично - отсутствует |
Качество 3 — высокий уровень 2 — средний уровень 1 — низкий уровень |
1 |
Коррекционно-диагностические методики, соответствующие критериям коррекционнодиагностической деятельности |
|
|
2 |
Диагностический инструментарий для обследования обучающихся |
|
|
3 |
Наличие в учебно-методическом комплексе учебников, учебно-методических пособий, дидактических материалов, специализированной литературы, специальных технических средств обучения, компьютерных программ и т.д. |
|
|
Выводы: |
|
|
|
Экспертиза кадровых условий, обеспечивающих коррекционно-развивающую работу с детьми, обследованными ТПМПК |
|||
п/п |
Контролируемый аспект |
Наличие + в наличии ± частично - отсутствует |
Качество 3 — высокий уровень 2 — средний уровень 1 — низкий уровень |
1 |
Кадровый состав ОО, обеспечивающий психологопедагогическое сопровождение детей с ОВЗ (сведения об образовании, педагогический стаж, квалификационная категория, сведения о повышении квалификации за 3 года), в том числе: |
|
|
1.1 |
учителя начальной школы |
|
|
1.2 |
учителя основной школы |
|
|
1.3 |
учитель-логопед |
|
|
1.4 |
учитель-дефектолог |
|
|
1.5 |
педагог-психолог |
|
|
1.6 |
социальный педагог |
|
|
1.7 |
педагог-тьютор |
|
|
1.8 |
председатель ППк — заместитель директора по учебновоспитательной работе / администратор — куратор |
|
|
1.9 |
врач-педиатр (медицинская сестра, фельдшер) и т.д. |
|
|
Выводы: |
|
|
|
Собеседование с руководителем образовательной организации |
|||
п/п |
Направления анализа |
Результаты обсуждения |
Проблемы и пути решения |
1. |
Соответствие нормативной базы деятельности образовательной организации предъявляемым требованиям |
|
|
2. |
Соответствие образовательных условий, созданных в ОО, рекомендациям ТПМПК |
|
|
3. |
Структура взаимодействия специалистов ОО по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов (деятельность ППк, межведомственное взаимодействие) |
|
|
4. |
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обследованных ТПМПК |
|
|
Выводы: |
Результаты проведения экспертных процедур в отдельной образовательной организации приводятся с конкретизацией по следующим анализируемым аспектам:
• организационно-содержательный аспект процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
• программно-методический аспект обеспечения коррекционно-образовательного процесса;
• кадровые условия, созданные в образовательной организации для реализации психологопедагогического сопровождения.
Далее формулируются подробные рекомендации по совершенствованию условий, созданных в образовательной организации для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
Отчет о проведении экспертизы (информационно-аналитическая справка и рекомендации) направляются специалистами ТПМПК в ОМС «Управление образованием» муниципалитета и в конкретные образовательные организации.
Проблема расширения возможностей для получения качественного образования обучающимися с особыми образовательными потребностями остается по-прежнему актуальной в современных условиях. Важнейшим фактором, определяющим эффективность решения данной проблемы, становится профессиональное взаимодействие междисциплинарных команд специалистов ПМПК и ППк образовательных организаций, их готовность к своевременному и согласованному принятию административных и педагогических мер.
В случае необходимости дополнительной коррекционно-развивающей помощи обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам, объем которой выходит за пределы возможностей ОО, возможна организация совместного психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках соглашений образовательных организаций и ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо», в структуре которого функционирует ТПМПК [2]. Центром осуществляется работа с детьми, родителями, педагогами, специалистами органов управления образованием, областной и территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, другими субъектами профилактики — с целью создания единого информационного пространства для всех субъектов образовательной деятельности [3]. Это позволяет объединить усилия, направленные на реализацию рекомендаций ПМПК и индивидуализацию образовательного процесса в целом.
Таким образом, реализация предлагаемой авторами технологии экспертизы позволяет определить степень выполнения образовательными организациями рекомендаций ПМПК и является ресурсом для повышения эффективности деятельности психолого-педагогических консилиумов как ключевых элементов в системе сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Литература
- Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Гл. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. С. 87–89.
- Организация деятельности ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / Под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. М.: АРКТИ, 2017. 73 с.
- Пестова И.В., Сергеева М.С. Модель деятельности ПМПК с детьми с поведенческими нарушениями в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. № 1–2 (54–55). С. 74–77. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2018/n1/Pestova_Sergeeva.shtml (дата обращения: 26.07.2020).
- Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [Электронный ресурс] // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/167761220/ (дата обращения: 23.07.2020).
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72641204 (дата обращения: 27.07.2020).
- Третьякова И.А., Ракутина Т.В. Нормативные основания и организационные условия проведения мониторинга исполнения рекомендаций ПМПК образовательными организациями Свердловской области: Методическое пособие. Екатеринбург, 2020. С. 4–15.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.07.2020).
- Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: Методическое пособие / Семаго М.М. [и др.]. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2005. 128 c.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 641
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 369
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2