Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации

1055

Аннотация

Исследование направлено на выявление представлений старшеклассников о взрослой жизни, семье, профессии, образовании, а также диагностику отношений старшеклассников в семье, школе, с учителями и сверстниками. Авторы разработали специальный опросник, включавший методику определения ценностных ориентаций Рокича и тест незаконченных предложений, позволивших выявить отношение подростка к родителям, семье, собственному прошлому и будущему, к себе, своему и противоположному полу. Опросник был разработан с целью выявления особенностей социализации детей из разной социальной среды. В статье описывается выборка обычных московских десятиклассников.

Общая информация

Ключевые слова: самосознание, профессиональная ориентация, мировоззрение, старшеклассник, представление о будущем

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 1.

Полный текст

Пpeдcтaвлeния старшеклассников о будущем как аспект их социализации

За последние 10 ёет очень заметно изменилась социально-экономическая ситуация в стране, стал иным тот мир, в который доёжен войти подросток. Изменились нормы и ценности (не тоёько социально-экономические, но и психологические), модели поведения, которые должен освоить ребенок. Вопрос о социализации стар0еклассников в современной социально­экономической ситуации, условиях и факторах, способствующих ее успе0ности, стал, таким образом, особенно актуальным.

Хоро0о известно, что стар0ий 0кольный возраст сензитивен для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отно0ения к окружающей действительности [7, 9]. По мнению боль0ин- ства психологов, основным новообразованием в стар0ем 0кольном возрасте становится жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем [9]. Профессиональное самоопределение, выбор профессии и путей достижения этого начинает занимать одно из ведущих мест в структуре самосознания, а учебная деятельность приобретает в результате определенную нацеленность на будущее и обусловливается в значительной степени профессиональной ориентацией. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и в то же время устремленность в будущее.

^а0е исследование было направлено на выявление представлений стар0еклассников о взрослой жизни, семье, профессии, образовании, а также на диагностику особенностей взаимоотно0ений стар0еклассников в семье, 0коле, с учителями и сверстниками. Для этого был использован специальный опросник, включав0ий несколько тестовых заданий, в том числе методику определения ценностных ориентации Рокича и тест незаконченных предложений, позволив0их выявить отно0ение подростка к родителям, семье, собственному про0лому и будущему, к себе, своему и противоположному полу. Всего данный опросник содержит 76 вопросов, ответы на которые помогают оценить степень эмоционально­личностного благополучия конкретного индивида и охарактеризовать отдельные аспекты его социализации в обществе. В предложенной статье проанализирована определенная часть этих вопросов, отражающая представления стар0еклассников о некоторых сторонах их будущей взрослой жизни.

В исследовании приняли участие 46 человек (29 девочек и 17 мальчиков), учащихся десятых классов двух московских общеобразовательных 0кол. Из них 30 человек — учащиеся 0колы с углубленным изучением иностранных языков, 16 — ученики обычной муниципальной средней 0колы. Среди всех опро0енных 83 % живут в полных семьях, 17 % — с одним из родитеёей. По материалам обработки поёученных нами данных (резуёьтатов опроса и бесед с учитеёями) можно говорить также, что обсёедованная нами группа стар- 0екёассников состоит из впоёне бёагопоёучных детей, как по объективным, так и по субъективным характеристикам. В частности, для боёь0инства обследованных характерны высокая иёи средняя самооценка, уверенность в себе и своих возможностях, нормальные от- но0ения с родителями и в семье в целом, все опро0енные стар0еклассники имеют не менее 1—3 друзей.

Часть вопросов анкеты была направлена на выявление круга наиболее значимых для стар0еклассников людей. В списке перечисленных лиц (мать, отец, брат, сестра, друг, подруга, учитель, з^акомы.е взрослые, родственники, другие, шкто) нужно было отметить тех, к кому опра0иваемый «обратится за помощью в трудной жизненной ситуации», «поделится радостью», «расскажет о неприятностях», тех, с кем он «наиболее «откровенен», а также предлагались некоторые другие ситуации.

В результате оказалось, что значимыми для себя лицами стар0еклассники считают прежде всего мать, подругу (друга), реже — отца. Это соответствует возрастным особенностям опро0енных и соотносится с данными, ранее известными в литературе. То есть еще раз подтвердилось то положение, что, несмотря на стремление к самостоятельности, характерное для данного возраста, родители продолжают играть важную роль и, как отмечают сами стар0еклассники, они готовы с ними делиться радостями, неприятностями, обращаться к ним в трудных ситуациях. ^апример, на вопрос «С кем ты посоветуе0ься, если захоче0ь изменить жизнь?» (предлагалось выбрать не более двух ответов) 70 % стар0еклассников отвечали: «С матерью (отцом)», на втором месте по числу выборов (50 %) оказался ответ: «С подругой (другом)». Примером в жизни для 35 % стар0еклассников также служат «отец (мать)», а в редких случаях — «другие», в том числе исторические личности, литературные персонажи, теле- и кинозвезды. Роль родителей проявляется также и в том, что подавляющее боль0инство стар0еклассников (90 % опро0енных) признают, что именно родители вправе указывать им на их недостатки и готовы при этом их послушаться.

Исследование также выявило тот факт, что учитель нигде не фигурирует ни как пример, ни как авторитет. В ответах стар0еклассников практически отсутствуют и другие взрослые как значимые для них лица. Таким образом, в качестве референтной группы по всем важным вопросам для стар0еклассников выступили родители (мать в боль0ей степени, чем отец), а также друг или подруга.

В исследованиях, проведенных под руководством И. В. Дубровиной, было показано, что самоопределение в области получения необходимого образования и профессиональное самоопределение происходят у учащихся VIII—IX классов. Ре0ение продолжить обучение в стар0их классах, как правило, предполагает нацеленность 0кольников на получение в дальней0ем выс0его образования либо приобретение высококвалифицированных профессий.

По данным на0его исследования, 100 % опро0енных заявили о своем желании получить выс0ее образование, при этом 50 % из них считали, что «человек постоянно должен повышать уровень своего образования и общей культуры». ^а на0 взгляд, такая нацеленность стар0еклассников на получение выс0его образования может свидетельствовать, с одной стороны, о его престиже, с другой, о том, что оно рассматривается стар0еклассни- ками как один из путей достижения жизненного успеха. При этом было выявлено, что в от- но0ении стар0еклассников к образованию прослеживается их четкая ориентация на семью. Как следует из ответов самих десятиклассников, мнение родителей является для них наиболее значимым в данном вопросе, именно «отец — мать» в 44 % случаев оказали наи- боль0ее влияние на выбор конкретной профессии опро0енными. Мнение сверстников не значимо и практически не учитывается, чаще всего о сверстниках говорят: «У всех мнение разное».

Анализ ответов на другие вопросы анкеты косвенным образом подтверждает значение выс0его образования, прежде всего для семей исследуемой выборки. ^апример, отвечая на вопросы о распределении семейного бюджета, стар0еклассники отмечают, что деньги гёавным образом расходуются на продукты и образование. Ценность образования явёяется необходимой составёяющей семейных установок и выступает одной из важных статей семейного бюджета. Родители, а вслед за ними и дети признают его значимость, о чем свиде- теёьствуют материальные затраты в этой обёасти. Ориентация на поёучение выс0его образования происходит еще в непоёной средней 0коёе, до поступёения в X класс. По результатам на0его опроса все стар0еклассники уже ориентированы на продолжение образования на еще более высокой ступени. То есть и в современных социально-экономических условиях подтверждается известное ранее положение о том, что профессиональное самоопределение учащихся, их профориентация происходит на рубеже окончания неполной средней 0колы.

Ряд вопросов анкеты был направлен на выявление представлений стар0еклассников о будущей профессии и их профессиональных установок. Стало ясно, что спектр выбираемых профессий достаточно 0ирок — от повара, экономиста, бухгалтера до художника, киноведа, музыканта. Тем не менее, для стар0еклассников все-таки характерна ориентация на профессии, рекомендуемые и востребуемые современным обществом, такие, как экономист, бухгалтер, менеджер, а также профессии, связанные с хоро0им знанием иностранных языков, в частности переводчик. Желание стать переводчиком определяется, очевидно, не только востребованностью данной профессии, но и обучением части опро0енных в 0коле с углубленным изучением иностранных языков. Говоря о будущей профессии, боль0инство стар0еклассников считают, что сделали свой выбор самостоятельно, но в то же время не отрицают, что на их выбор повлияли родители. ^а вопрос «Кто оказал на тебя наиболь0ее влияние при выборе профессии?» 61 % опро0енных нами 0кольников ответили: «Сам ре- 0ил», остальные указали на определяющую роль родителей — либо отца, либо матери. Характерно, что другие взрослые, а также сверстники в ответах на этот вопрос не упоминаются, хотя они тоже перечислены в списке предлагаемых вариантов ответов, т. е. если это влияние и есть, то в сознании стар0еклассников оно не представлено. Можно говорить, следовательно, об убежденности значительной части стар0еклассников в том, что свой профессиональный выбор они сделали либо самостоятельно, либо под влиянием родителей. ^а вопрос «3нае0ь ли ты, где можно приобрести интересующую тебя профессию?» 50 % десятиклассников ответили: «Да, знаю» — и указали где, остальные 50 % отметили, что знают ли0ь «приблизительно». Боль0инство десятиклассников утверждают также, что они имеют представление о выбранной ими профессии, знают о требованиях к способностям и личностным качествам, предъявляемым панной профессией, умениях и навыках, содержании и условиях труда.

Результаты опроса показали, что стар0еклассников в интересующей их профессии привлекает, прежде всего «интересная работа» — данный пункт отметили 68,3 % опро0енных, в том числе 75 % мальчиков и 64 % девочек. Второе место по частоте встречаемости ответов заняли «высокие заработки». Всего данный пункт отметили 51,2 % опро0енных, среди них мальчики составили 56,3 %, девочки — 48 %. ^а третьем месте оказалась «престижная работа». Ее избрали 31,7 % опро0енных, в том числе 12,5 % мальчиков и 44 % девочек. 29,3 % стар0еклассников (37 % мальчиков и 28,6 % девочек) привлекает «возможсностъ сделать карьеру». «Воз.можсностъ развить свои способности» оказалась значимой только для девочек — 28 % опро0енных отметили этот пункт, среди них ни одного мальчика. Возможно, это объясняется тем, что для девочек традиционно является значимым интерес к внутреннему миру человека, сфера взаимоотно0ений людей. Результаты опроса свидетельствуют также о том, что для современных стар0еклассниц важна профессиональная карьера, а их социализация в значительной степени связана с профессионализацией. Зарубежные ис-

сёедоватеёи также отмечают стремёение части деву0ек добиться успеха в жизни через собственную трудовую активность. Дёя достижения своих цеёей в приобретении выбранной профессии, а также жизненного успеха подавёяющее боёьшинство опрошенных старшеклассников готовы «потратить время, силы и э^ергию».

Известно, что устремленность в будущее оказывает бёаготворное вёияние на формирование ёичности растущего чеёовека тоёько тогда, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Косвенным показатеёем эмоционально-ёичностной зреёости ребенка сёужит удовёетворенность принадлежностью к своей возрастной группе [1, 9]. ^а вопрос анкеты: «Представь себе, что ты можешь выбрать ёюбой возраст. Какой возраст ты предпочитаешь: а) ^ам^ого моложе; б) моложе; в) как сейчас; г) стар0е; д) ^ам^ого стар0е?» — 65,9 % опрошенных нами старшеклассников ответили «как сейчас», 19,5 % — хотеёи бы быть старше, 14,6 % — моёоже, чем сейчас. Полученный результат можно рассматривать как свидетеёьство опредеёенного эмоционально-ёичностного благополучия опрошенных нами старшеклассников. Подтверждением этого явёяется также и ответ на прямой вопрос, отражающий взгёяд старшеклассников на их будущее: «Выбери из ответов, приведенных ниже, тот, который наибоёее соответствует твоему взгёяду на будущее: а) я с уверенностью и оптимизмом смотрю в будущее; б) у меня есть сомнения, что моя жизнь сложится удачно; в) я со страхом и пессимизмом ожидаю завтра0ний дет>». Было выявёено, что 77,7 % опрошенных десятиклассников «с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее», у остальных 22,3 % есть сомнения в том, что «их жизнь сложится удачно», ответ «со страхом и пессимизмом» не быё выбран ни разу. Старшеклассники в боёьшинстве своем смотрят в будущее с уверенностью и оптимизмом.

Подросток хочет ощущать себя взросёым, самостоятеёьным. Старший шкоёьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взросёости, которое явёяется показатеёем опредеёенного уровня самосознания ребенка и играет важную роёь при формировании ценностных ориентации старшеклассника.

Один из вопросов анкеты был направлен непосредственно на выявление представлений старшеклассников о взрослости. В вопросе «С чем ты связываешь свое представление о взрослости?» предлагалось 14 возможных вариантов ответов, среди которых можно было выбрать не более трех, в том числе допускалось высказывание в свободной форме. Было установлено, что свое представление о взрослости опрошенные старшеклассники связывают в первую очередь с получением необходимого образования и устройством на постоянную работу, а также в значительной степени с созданием собственной семьи и необходимостью отвечать за свои поступки. То есть у опрошенных нами десятиклассников стремление получить высшее образование выступает не само по себе, а в общей структуре жизненных планов, целей и представлений о взрослой, самостоятельной жизни. В ответе на вопрос анкеты о том, что нужно для самостоятельной жизни, они чаще всего отмечали такие пункты, как «умение зарабатывать деньги», «иметь постоянную работу и хоро0ий заработок», а также выделяли определенные качества — быть волевым, деловым, не бояться работать, уметь отстаивать свои интересы, быть хорошим профессионалом. Различий между представлениями девочек и мальчиков в данном вопросе не выявлено, позиции их очень близки. Большинство девочек (80 %) ориентированы на самостоятельное материальное обеспечение. Этим, вероятно, в значительной степени обусловлен и их профессиональный выбор (в основном профессии высокооплачиваемые, без романтического ореола).

Выявление структуры жизненных ценностей старшеклассников с помощью методики Рокича позволило получить следующие результаты.

^а первое место у подавляющего большинства опрошенных мальчиков и девочек выступило «здоровье». Характерно при этом, что себя старшеклассники считают достаточно здоровыми, и это подтверждается ответами на другие вопросы анкеты. ^еожиданно здоровье оказалось наиболее значимым для старшеклассников. ^а второе место десятиклассники поставиёи «любовь», на третье — мальчики «интересную работу», девочки «счастливую семейную жизнь». «Наличие хоро0их и верных друзей» заняёо в структуре ценностей стар0е- кёассников четвертое место. В чисёе незначимых оказались: «жизнь, полнаяудовольствий и развлечений», «активная, деятель^ая жизнь», «творчество» (10—12—13-е места соответственно). Причем «творчество» и «активная жизнь» единодушно поставёены на посёедние места, так же как на первые места однозначно вы0ёи «здоровье», «интеретая работа», «счастливая семейная жизнь», «друзья». «Материальная обеспеченность» занимает в структуре ценностей стар0еклассников промежуточные позиции. Это предваритеёьные данные, но возникает вопрос: «Чем все-таки опредеёяется тот факт, что здоровье выдвигается 0коёьниками на первое место?» Объективно мы ведь имеёи деёо не с выборкой боёьных детей, и себя по результатам этого же опросника они оценивают как впоёне здоровых. Вероятно, за этим стоит связь между состоянием здоровья и возможностью поёучить престижную работу, которая требует необходимого уровня здоровья.

Как показаёо на0е иссёедование в структуре ценностных ориентации стар0еклассни- ков и их представлений о своем будущем важное место принадлежит созданию семьи. Пожелание иметь свою семью высказали все 100 % опро0енных 0кольников. Все они предполагают также, что в семье будет 1—2 ребенка. Создание семьи девочки планируют в возрасте 20—25 лет, мальчики — 25—30 лет. То есть можно с уверенностью говорить о том, что у современных стар0еклассников прослеживается четкая ориентация на семью и стремление иметь детей. Определяющим в своем желании создать семью стар0еклассники считают «любовь», «желание иметь детей», «стремление жить самостоятельно». Главным в будущей семейной жизни они видят «воспитание детей» и «зарабатывание денег». Для девочек, кроме того, является значимым «содержание дома в чистоте и порядке», для мальчиков — «организация досуга». Вопрос: «Чего бы ты хотел пожелать своим детям? (Выбрать не более двух ответов)» показал, что, прежде всего стар0еклассники желают им «хоро0его здоровья» (68,3 %), «быть хоро0ими и честными людьми» (48,8 % выборов), на третьем месте находятся пожелания «дружной семьи» и «быть хоро0о материально обеспеченными» (по 29,3 %). Таким образом, выдвижение «здоровья» на первое место среди жизненных ценностей не является для стар0еклассников случайным, значимость его для дальней0ей жизни подтверждается и в ответах на вопрос о пожеланиях своим детям.

Обобщая результаты на0его исследования, можно говорить об ориентированности стар0еклассников в современных условиях на освоение профессиональной деятельности, а также на создание семьи. Эти традиционные жизненные ценности по-прежнему занимают боль0ое место в структуре их жизненных планов и представлений о будущей взрослой жизни, при этом боль0ое место уделяется профессионализации и связанной с ней хоро0ей материальной обеспеченности. Такая позиция стар0еклассников в отно0ении своего будущего представляется нам достаточно зрелой и реалистичной. Опро0енные стар0еклассники хотят жить самостоятельно, иметь семью, получить выс0ее образование, профессию и обеспечивать себя сами, при этом они считают себя способными добиться этого и готовы приложить необходимые усилия. Получение хоро0его образования, в том числе выс0его, является для стар0еклассников ценным и высокозначимым. Профессиональная ориентация в основном происходит до окончания неполной средней 0колы, и в X класс идут те, кто выбрал выс0ее образование и предполагает на его основе получить будущую профессию. Разброс в выборе профессий достаточно велик, но характерна ориентация на профессии, дающие материальную обеспеченность и социальный престиж, — экономист, предприниматель, переводчик.

Можно также говорить, что в современном социуме источником стабильности для стар0еклассников является, прежде всего, семья, поддержка родителей. 0кольники ориентированы на их мнение по основным жизненно важным вопросам, осознанно принимают материальную поддержку родителей, считая сферой своей самостоятельной жизни прове­

дение досуга. Можно говорить о достаточном развитии у опро0енных стар0еклассников предпосыёок и факторов, обеспечивающих их успе0ную социализацию, а именно удовлетворенность настоящим, уверенность в будущем, реалистичные и адекватные профессиональные и семейные установки. Обсёедованные нами стар0еклассники в цеёом оптимистично смотрят в будущее.

В заключение еще раз отметим, что опросник был разработан с цеёью выявёения особенностей социаёизации детей из разной социаёьной среды, в данном случае мы описали выборку обычных московских десятиклассников. Проведение подобного опроса в детских домах и интернатах дало другие резуёьтаты.

Литература

  1. Диагностика психического развития детей. М., 1992.
  2. Клее М. Психология подростка. М., 1991.
  3. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.
  4. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1991.
  5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1994.
  6. Фельдштейн Д. И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире 1994. № 0.
  7. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии М., 1995.
  8. Шахова И. П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления. М., 1996.
  9. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.

Информация об авторах

Барабанова Вера Викторовна, старший преподаватель, кафедра «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9266-4829, e-mail: vvbarabanova@yandex.ru

Зеленова Марина Евгеньевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Институт психологии РАН, Член Российского психологического общества и Общества специалистов в области психологии и психотерапии травматического стресса., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6921-976X, e-mail: zelenmar@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2310
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 1055
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2