Психологическая наука и образование
1998. Том 3. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Экопсихологический подход к организации образовательной среды (опыт индивидуализации обучения)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: индивидуализация обучения, экопсихология, модель, адресное обучение
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Ивошина Т.Г. Экопсихологический подход к организации образовательной среды (опыт индивидуализации обучения) // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 1.
Фрагмент статьи
Современные образовательные технологии, инновационные программы обучения достаточно часто оказываются узкоориентированными на развитие (или усиление в развитии) у школьника одного из компонентов (аспектов, сфер) его сознания: физического, интеллектуального или духовного. В большинстве своем перестройка таких программ возможна либо при усложнении предметного содержания одного или нескольких учебных курсов, либо при изменении дидактического сопровождения к ним. Такой путь введения инноваций характерен для многих профильных лицеев, гимназий, колледжей и сопряжен не только с односторонностью развития учащихся всех ступеней обучения, но и с ограничением профессионального выбора у выпускников. Существуют многопрофильные образовательные учреждения, но в них, как правило, наиболее уязвимым звеном является чрезмерная нагрузка учеников. Таким образом, педагогические устремления к инновационным преобразованиям могут привести к нежелательным последствиям в развитии школьников [4, 11].
Однако возможен и другой подход к организации обучения и воспитания в школе — Экопсихологический. Суть его состоит в организации процесса обучения соответственно возрастным и индивидуальным возможностям развития детей. В этом случае образовательная среда должна обеспечить возможность каждому учащемуся найти «экологическую» нишу своего развития», обрести свою индивидуальность [11, с.13].
Возможность всерьез индивидуализировать учебный процесс появляется только при тщательном и всестороннем изучении когнитивных и личностных возможностей ученика и учителя, их межличностных и коллективных взаимоотношений, что, в свою очередь, осуществимо при грамотно поставленной психологической службе в школе. Последнее сопряжено с нестандартным штатным расписанием и нестандартной (малой) наполняемостью классов, с наличием вариативных учебных программ и пособий для учащихся, а также с наличием возможности подбирать штат учителей, стремящихся овладеть многообразием форм и методов обучения, умеющих выстраивать учебный процесс, свой предметный курс по единой логике, несмотря на разнообразие учебных материалов, и сообразуясь с индивидуальными особенностями обучения школьников.
В данной статье мы постараемся изложить основные идеи и подходы к построению одной из возможных образовательных моделей, стратегии обучения, в рамках которой решается задача индивидуализации обучения и которая определена нами как модель адресного обучения.
Литература
- Божович Е. Д. Психологические проблемы методов обучения в средней образовательной школе // Школа здоровья. 1995. N3.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Гузман Р. Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач // Вопросы психологии. 1980. N3.
- Герасимова Т. Ю., Панов В. И. Эмоциональная и интеллектуальная регуляция в напряженной образовательной среде: Первая Российская конференция по экологической психологии. М., 1996.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1982.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
- Ивошина Т. Г. Психологические особенности развития мышления школьников: Методические рекомендации. Пенза, 1989.
- Ивошина Т. Г., Питанова М. Е. Построение уроков адресного типа // Краеведческие исследования и проблемы экологического образования: Тезисы докладов научно-практической конференции. Пенза, 1996.
- Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. М., 1975.
- Ольшанникова А. Е. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1989.
- Панов В. И. Общие методологические проблемы экопсихологии детства // Учителю об экологии детства. Черноголовка: Изд. отдел ЦКФЛ РАО 1995.
- Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под. ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск, 1995.
- Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск, 1993.
- Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
- Цукерман Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996. N2.
- Щербо Н. П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. 1984. N2.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Якиманская И. О. Знания и мышление школьника. М., 1985.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1988
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 553
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0