Проект разработки интерактивной компьютерной программы по предмету «Психология» для учащихся средней школы

638

Аннотация

Автор рассматривает некоторые аспекты разработки новых образовательных технологий в области психологии, основанных на использовании мультимедийных средств хранения, передачи и обработки информации. Предлагаемые автором технологии и подход к проектированию позволяют разрабатывать новые средства, которые способствуют не только обучению старших школьников, но и самообразованию преподавателей психологии.

Общая информация

Ключевые слова: образовательные технологии, преподавание психологии, мультимедиа

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Кондаков И.М., Мульдаров В.К. Проект разработки интерактивной компьютерной программы по предмету «Психология» для учащихся средней школы // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 1.

Полный текст

Проект разработки иэтерактив^й компьютер^й программы по предмету «Психоёогия» для учащихся сред^ей 0коёы

И. М. Кондаков, кждидат психоёогических наук;

В. К. Муёьдаров,

ка^дидат психоёогических наук

Преподавание психоёогии, стоёь важное дёя формирования научной картины мира у современного подростка, часто натаёкивается на трудности, связанные с недостаточной оснащенностью 0коё методическим материалом. Хотя имеется много психологической литературы, в том числе вполне профессионально написанной, в регионы ее попадает крайне недостаточно. Учителю в российской глубинке образование по психологическим дисциплинам получить не очень просто. Одним из путей ре0ения данной проблемы может служить разработка новых образовательных технологий, основанных на использовании мультимедийных средств хранения, передачи и обработки информации.

В настоящее время существуют обучающие системы для средней 0колы, где информация представлена в компьютерном формате и предполагает интерактивное взаимодействие учащегося с программой (вопрос учащегося — ответ ма0ины и вопрос ма0ины — ответ учащегося). Это программы по иностранным языкам, физике, математике и другим предметам. Что касается существующих компакт-дисков, тематика которых связана с психологическими дисциплинами, то из-за их узкой направленности (прежде всего, хотя не исключительно, это программы по психологической диагностике) использовать компакт-диски при обучении в средней 0коле можно ли0ь в качестве вспомогательного материала.

Для того чтобы учитель, преподающий психологию как основной предмет или как факультатив, действительно получил в свои руки достаточное средство для повышения эффективности своих занятий за счет использования ресурсов компьютера, требуются специальные методические разработки, в которых основным ориентиром выступают следующие параметры, используемые в экспертизе современных образовательных технологий [1].

Kо^цептуаль^ая оотова разработки. В преподавании общеобразовательных предметов, а также психологии существует общее правило, которое заключается в том, что новые знания, усваиваемые учащимся, должны иметь некоторый фундамент в его личном опыте. Для одних предметов значение этого опыта очевидно. К примеру, опыт, приобретаемый при проведении физических экспериментов, служит основанием для построения физической картины мира. В других предметах контроль над тем, в какой мере задействован личный опыт учащегося, достаточно сложен, как, например, при преподавании истории. Что касается психоёогии, то, безусёовно, формирование у учащегося научных представёений о че- ёовеке основывается на его индивидуаёьном, прежде всего интроспективном опыте. То, что ребенок узнает из своих ёичностных переживаний о состояниях сознания, об эмоциональных процессах, особенностях познания, сёужит ему отправной точкой и в познании мира в цеёом, и в усвоении психоёогических понятий. Поэтому при обучении ребенка психоёогии очень важно дать ему, во-первых, такие описания психоёогических процессов, которые могёи бы стать дёя него эталонными, во-вторых, снабдить ребенка опредеёенным измери- теёьным инструментарием, чтобы он мог количественно оценить психологические процессы, происходящие как в нем самом, так и у других людей.

Таким образом, цель разрабатываемой образовательной мультимедийной технологии можно сформулировать следующим образом: предоставление ребенку образцовых описаний психологических процессов и выработка у него основных измерительных операций, направленных на наблюдаемые психологические процессы.

В качестве средств достижения указанной цели мультимедийные технологии дают разработчикам уникальные возможности. Ясно, что недостаточно предоставить ребенку эталонные психологические переживания в форме только научных текстов. Использование системы гипертекста дает возможгость дополнить базовую статью, в которой дается научное описание того или иного психологического явления, множеством других, взятых, прежде всего из мировой художественной литературы. Отрывки из произведений Ё. Н Толстого, Ф. М. Достоевского, Р. Роллана, Ф. Кафки и многих других авторов прекрасно иллюстрируют не только многочисленные эмоциональные состояния человека, но и разные состояния его сознания. Этому должны служить специально подобранные музыкальные произведения, а также живописные полотна, однозначно связанные с научными психологическими понятиями.

Для формирования у ребенка основных методологических понятий и навыков мультимедийные технологии также предоставляет очень 0ирокие возможгости, существенно увеличивающие экспрессивный и теоретический потенциалы научных понятий, отраженных в соответствующих статьях (эксперимент, гипотеза, контрольная группа, статистика). В частности, многие упраж^ения психологического практикума поддаются переводу в компьютерную форму. Эти упражнения, от определения слепого пятна в зрительном поле человека до диагностики собственной интеллектуальной продуктивности, достаточно естественно ложатся на язык такой компьютерной программы, для взаимодействия с которой достаточно монитора и клавиатуры.

При ре0ении вопроса, для какого возраста может использоваться данная мультимедийная программа и какой образовательный уровень требуется для продуктивного ее усвоения, следует учитывать, что включение в ее структуру значительного по объему материала графического характера или видеорядов существенно рас0иряет применимость программы. Главным образом это затрагивает такой показатель обучения, как уровень мотивации учащегося, его заинтересованность. Чтобы формировались собственно научные понятия, необходимо владение целостной системой, с которой эти понятия могли бы увязываться. Работа с системой требует от учащегося достаточно боль0ой выдержки и настойчивости, которые при бедной предметной среде, какую моделирует учебник традиционного типа, не получают вне0ней поддержки. Использование же мультимедиа не только обеспечивает оперативный переход от того или иного понятия к системе понятий (через контекстный поиск), но может значительно разнообразить предметную среду, с которой взаимодействует ребенок. В результате, если полноценное формирование научных психологических понятий, как правило, происходит в возрасте 15—17 лет, при использовании современных образовательных технологий нижняя граница сдвигается на 1—2 года.

Такой параметр образовательной технологии, как тип учителя, в случае использования мультимедиа оказывается не очень существенным: в задачу учителя преимущественно вхо­

дит обеспечение работы компьютерной техники и общий регёамент взаимодействия учащихся с системой.

Боёее существенным параметром явёяется материально-техническое обеспечение. обучения. Прежде всего, требуются боёее производитеёьные компьютеры, так как разрабатываемая программа по психоёогии не может быть достаточно эффективной, есёи явёяется не Windows-, a DOS-приёожением. Еще одна трудность может возникнуть из-за обеспеченности компьютеров дисководами CD-ROM. Деёо в том, что поёноценное испоёьзование компакт-диска с программой по психоёогии предпоёагает автономный доступ к проигрывате- ёю компакт-диска, что в усёовиях классной работы возможно при наличии проигрыватеёя на каждой ма0ине. to есёи обучение ведется на основе сервера, на котором стоит один проигрыватеёь, и нескоёьких терминаёов, то можно испоёьзовать только существенно усеченный вариант программы. Предпоёагается, что в этом сёучае основные тексты, посвященные научным психоёогическим понятиям, а также ряд упражнений психоёогического практикума переносятся с компакт-диска в оперативную память или на жесткий диск сервера, и это деёает их доступными со всех терминаёов. to при этом вся графическая, видео- и аудиоинформация становится невоспроизводимой в интерактивном варианте, с места учащегося, а возможна ёи0ь по командам с учитеёьского места.

Временные характеристики занятия с компакт-диском из-за того, что всем процессом управёяет сам учащийся, не имеют строгих границ. При этом коёичество времени, проведенное с системой, прямо зависит от интересности изёожения. to структурная организация материаёа, разбивка ее на опредеёенные темы дает тем самым некоторые рекомендации и по объему материаёа, предназначенного для одного «урока», и по последовательности прохождения «уроков». В частности, во всей системе представлены следующие блоки вполне самостоятельной информации:

I.   Теоретическая психоёогия:

1)   философские проблемы психологии;

2)   методология психологии (экспериментальные методы, методы измерения

и анализа в психологии, психофизика, психодиагностика, тесты);

3)   биологическая основа психических процессов (анатомия ПДС, физиология ВИД, эволюция психики, психогенетика, генетика поведения, психофизиология, психофизиологические аспекты сознания, психофармакология);

4)   психологические процессы и состояния:

а)   психология поз^аватель^ых процессов (психология внимания, психология памяти, психология ^ауче^ия, психология ощущений, психология восприятия, психология мы0ле^ияи речи);

б)   психология мотивациотых процессов (психология эмоций, психология мотивации, психология воли, психология темперамента и характера, психология личности);

5)   психология пола;

6)   парапсихология;

7)   психология развития (зоопсихология, возрастная психология).

II.   Практическая психоёогия:

1)   педагогическая психология;

2)   дифференциальная психология;

3)   клиническая психология (дефектология, патопсихология, нейропсихология, медицинская психология, психотерапия);

4)   социальная психология (социальные нормы и ценности, психология групп, социально-психологические проблемы личности, этнопсихология);

5)   производственная психоёогия (инженерная психоёогия, психоёогия труда, психология управёения);

6)   психоёогия искусства;

7)   психоёингвистика.

III.   История психоёогии:

1)   философские направёения;

2)   психологические направления;

3)   персоналии;

4)   психологические ассоциации;

5)   психологические журналы;

6)   библиография по психологии.

^а целостной системе, представленной данными темами, базируется построение частных курсов. Так, основной курс включает в себя работу с информацией о познавательных и мотивационных процессах. Более продвинутый курс (вторая ступень) ориентирован на методологию психологического исследования и историю психологии. ^аконец, на третьей ступени формируются общие представления о направлениях прикладной психологии и даются образцы психодиагностических и психокоррекционных методик, вырабатываются основные навыки по их использованию.

В заключение необходимо обратить внимание на следующее. Конечно, использование мультимедийных образовательных технологий может служить очень существенным подспорьем учителю (прежде всего работающему в регионах) в преподавании такого предмета, как психология. Вместе с тем такая технология, безусловно, имеет и некоторые ограничения. Первое ограничение заключается в том, что данная программа все же не может заменить живого общения учащегося со взрослым человеком по волнующим его вопросам, касающимся его психологических состояний, и непосредственного взаимодействия преподавателя, владеющего своим предметом, с учебным классом. Второе ограничение имеет временный характер — не все находки в области методики преподавания психологии могут быть отражены в конкретном программном продукте, в таком, каким является компакт­диск по психологии. Тем не менее, данная технология и выбранный подход к ее проектированию позволят в ближай0ее время разработать новые средства, которые будут способствовать не только обучению стар0его 0кольника, но и самообразованию преподавателя психологии, а также станут инструментом 0кольного психолога.

Литература

  1. Гуружапов В. А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий / Психологическая наука и образование. 1997. № 2.

Информация об авторах

Кондаков Игорь Михайлович, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией математических моделей Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: ikondakow@mtu-net.ru

Мульдаров Валентин Карумович, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ПИ РАО

Метрики

Просмотров

Всего: 1468
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 638
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0