Проблема дифференциальной диагностики при отборе детей в специальные школы и классы

725

Аннотация

В статье описывается экспериментальное исследование параметров дифференциальной диагностики психического недоразвития и задержанного психического развития. Результаты исследования подтверждают вывод о наличии качественных отличий в познавательной сфере детей, имеющих разные варианты психического дизонтогенеза.

Общая информация

Ключевые слова: ЗПР, коррекционный класс, вспомогательная школа, задержка психического развития, психологическая диагностика

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Солдатов Д.В., Солдатова С.В. Проблема дифференциальной диагностики при отборе детей в специальные школы и классы // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 3.

Фрагмент статьи

Современное развитие образования в нашей стране связано, в частности, с организацией дифференцированных форм обучения. Дифференцированное обучение предполагает наличие в одном классе учеников, сходных по своим психологическим качествам, что значительно упрощает организацию их обучения. В этих условиях важную роль приобретают вопросы отбора детей, связанные с необходимостью проведения психологической диагностики.

Особенно актуальна, сложна и ответственна работа по отбору детей в специальные классы и школы. Речь идет о так называемых коррекционных классах массовых общеобразовательных школ, в которых, по существующему положению, должны обучаться преимущественно дети с задержкой психического развития (ЗПР), и вспомогательных школах, как особом типе специальных школ для обучения умственно отсталых детей в степени дебильности.

Дифференциальная диагностика при отборе детей в специальные классы и школы осложняется тем, что дети с психическим недоразвитием (умственной отсталостью) и дети с ЗПР обнаруживают много сходных нарушений психики: недостатки восприятия, внимания, слабость памяти, конкретность мышления, недоразвитие речи, колебания работоспособности и т. п. Поэтому на основании данных о состоянии отдельных психических процессов весьма затруднительно делать однозначные выводы о характере дефекта у того или иного ребенка. Известно также, что и нормально развивающиеся дети могут обнаруживать недостатки внимания, памяти, мышления, работоспособности.

С научной точки зрения проблема дифференциальной диагностики задержанного психического развития и психического недоразвития в значительной степени решена. В многочисленных работах описаны закономерности и особенности нарушений психики у рассматриваемых категорий детей [1; 2; 5; 7; 8; 9]. Обобщив имеющиеся данные, назовем те параметры, по которым можно оценивать и сравнивать характер этих психических нарушений.

Литература

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.
  2. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.
  3. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М., 1985.
  4. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
  5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  6. Лубовский В.И, Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
  7. Марковская И. Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1993.
  8. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965.
  9. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.

Информация об авторах

Солдатов Д.В., кандидат психологических наук, доцент, Орехово-Зуевский педагогический институт, Орехово-Зуево, Россия

Солдатова С.В., аспирант, Психологический институт РАО

Метрики

Просмотров

Всего: 2684
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 725
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 10