Психологическая наука и образование
1999. Том 4. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Экспертная система проективных ожиданий развития школы. Сообщение 2
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: тест планирования профессиональной карьеры, тест планирования развития среднего и высшего образования, дифференциальный тест вариантов развития системы среднего школьного образования, школьный психолог
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Янковская Н.А. Экспертная система проективных ожиданий развития школы. Сообщение 2 // Психологическая наука и образование. 1999. Том 4. № 1.
Полный текст
Экспертная система проективных ожиданий развития школы. Сообщение 2
Рассматривая перспективы дальнейшего развития школьной системы к началу XXI в., прогнозисты составили пять вариантов (сценариев) развития средней школы. В «Дифференциальном тесте вариантов развития системы среднего школьного образования» Н. А. Аминова —Н. А. Янковской в виде кратких рассказов приведены эти сценарии. Надо составить два варианта своего прогноза развития каждого сценария: желаемого (левая колонка) и вероятного (правая колонка). Для этого обведите кружком (или подчеркните) одну из девяти оценок степени желательности и степени вероятности — реалистичности развития данного сценария. Не забудьте проранжировать каждый сценарий до того, как обработаете результаты.
В тесте 1 приводятся пять основных сценариев, но вам предлагается, рассматривая перспективы дальнейшего развития школьной системы в началу XXI в., выступить в роли эксперта — составить свой сценарий развития системы среднего школьного образования — написать шестой, на ваш взгляд, оригинальный сценарий.
Приведем пример шестого сценария. Он написан администрацией средней школы, для которой приоритетна цель: способствовать возрождению российской культуры и интеллигенции, формируя духовность детей, создавая окружающую культурную среду, обучая культуре жизни, заботливому подходу к детям, осваивая богатства мировой культуры. Эта школа принимает участие в проекте ЮНЕСКО «Учитесь жить, учитесь заботливому подходу» и работает в рамках теории развивающего обучения В. В. Давыдова.
Приведем пример заполненного бланка к «Тесту вариантов развития системы среднего школьного образования» Н. А. Аминова — Н. А. Янковской:
1. Ф.И.О. Иванова Ирина Борисовна.
2. Возраст — 27 лет.
3. Специальность — психолог, преподаватель психологических дисциплин.
4. Специализация — социальным педагог.
5. Стаж работы — 3 г.
6. Дата обследования — 05.11.96 г.
Степень желательности варианта развития |
Сценарий развития средней школы |
Степень вероятности структуры развития |
|
987654321 |
1 |
3 |
123456789 |
987654321 |
2 |
6 |
123456789 |
987654321 |
3 |
4 |
123456789 |
987654321 |
4 |
5 |
123456789 |
987654321 |
5 |
1 |
123456789 |
987654321 |
6 |
2 |
123456789 |
Пользуясь инструкцией к «Дифференциальному тесту развития системы среднего школьного образования» Н. А. Аминова. — Н. А. Янковской, сначала найдем рейтинг сценариев у каждого обследуемого (в нашем случае у И. Б. Ивановой):
а) Преобразуйте шкалу желательности степени развития в шкалу от «+4» до «-4»:
Шкала |
+4 |
+3 |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
-4 |
Степени желательности развития |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
б) Найдите произведение результата по шкале ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ степени РАЗВИТИЯ на СТЕПЕНЬ ВЕРОЯТНОСТИ для первого сценария:
Степень желательности |
№ сценария |
Степень вероятности |
987654321 |
1 |
123456789 |
4 3 2 1 0 -1 -2 -3 -4 |
|
|
1х6=6 |
Степень желательности |
Сценарий развития средней школы |
Степень вероятности структуры развития |
|
Рейтинг |
|
987654321 |
1 |
3 |
123456789 |
1х6=6 |
5 |
987654321 |
2 |
6 |
123456789 |
(-3) х1=-3 |
6 |
987654321 |
3 |
4 |
123456789 |
3х5=15 |
3 |
987654321 |
4 |
5 |
123456789 |
2х5=10 |
4 |
987654321 |
5 |
1 |
123456789 |
4х6=24 |
1 |
987654321 |
6 |
2 |
123456789 |
4х6=24 |
2 |
Мы получили результат тестирования И. Б. Ивановой. Она, работая в школе, где администрация предложила свой оригинальный сценарий, предпочла пятый сценарий теста. Это ее видение развития школы.
Перед нами таблица с результатами обследования администрации школы, предложившей свой шестой сценарий. В состав администрации входят 11 человек: директор (обозначен буквой «Л») и завучи («А»-«К»):
№ п/п |
Ф.И.О. |
Сценарий 1 |
Сценарий 2 |
Сценарий 3 |
Сценарий 4 |
Сценарий 5 |
Сценарий 6 |
1 |
А |
4 |
4 |
4 |
4 |
0 |
36 |
2 |
Б |
-2 |
-4 |
15 |
-2 |
2 |
32 |
3 |
В |
6 |
-3 |
15 |
10 |
24 |
24 |
4 |
Г |
-1 |
0 |
28 |
16 |
18 |
21 |
5 |
Д |
-4 |
0 |
4 |
-1 |
20 |
36 |
6 |
Е |
0 |
15 |
28 |
-28 |
4 |
20 |
7 |
Ж |
0 |
-4 |
10 |
-2 |
32 |
36 |
8 |
З |
32 |
16 |
5 |
-4 |
24 |
21 |
9 |
И |
7 |
-15 |
-21 |
0 |
0 |
24 |
10 |
К |
4 |
-36 |
-4 |
36 |
4 |
36 |
11 |
Л |
-4 |
-4 |
-4 |
-4 |
36 |
36 |
|
Сумма баллов |
42 |
-31 |
122 |
35 |
166 |
366:11 |
|
Среднее арифмети ческое |
42:11 |
(-31):11 |
122:11 |
35:11 |
166:11 |
366:11 |
|
Рейтинг сценария |
4 |
6 |
3 |
5 |
2 |
1 |
Вычислив среднее арифметическое значение отдельно по каждому сценарию (№ 1 — 6), исходя из числа испытуемых (11 человек), мы найдем сценарий (шестой), получивший наивысший положительный результат (366:11).
Таким образом, шестой сценарий является приоритетным для данной группы испытуемых — администрации школы. Сценарий, написанный администрацией школы, совпадает с видением развития школы ее администрацией.
Точно так же измеряются ожидания развития школы — определяется приоритетный сценарий развития школы для учителей (включая И. Б. Иванову), школьников и их родителей. Если ожидания разных групп совпадут, то совпадет и видение развития школы каждой группой. Случаи несовпадения ожиданий развития школы разными группами мы рассмотрим в следующей статье, а сейчас...
3. Познакомимся с «Тестом планирования развития среднего и высшего образования»
Н. А. Аминова — Н. А. Янковской (тест 2), инструкциями к нему по пользованию и обработке результатов.
к тесту планирования развития среднего и высшего образования
Н. А. Аминова — Н. А. Янковской
А. По данным аналитических центров прогноза, система среднего и высшего образования России с 1996 по 2006 г. может прийти к 7 возможным целям:
1. |
НАВЫКИ. |
2. |
ВСЕ. |
3. |
ЭЛИТА. |
4. |
ВЛАСТЬ. |
5. |
ТЕХНИКА. |
6. |
ОБУЧЕНИЕ. |
7. |
ПРОЕКЦИЯ |
Эти условные названия возможных целей расшифровываются следующим образом:
1. НАВЫКИ — ограничен уровень образовательных услуг, они ориентированы на ближайшие потребности общества (отраслевое образование). Школа становится политехнической, трудовой, с ориентацией на приобретение учащимися навыков.
2. ВСЕ — школа стремится дать образование, позволяющее обеспечить «единый» старт для всех учащихся. Образовательные услуги предоставляются всем учащимся бесплатно (субсидированное образование).
3. ЭЛИТА — школа дает высокий уровень теоретических знаний и практических умений, что позволяет учащимся реализовывать эти знания в жизни. Высокий рейтинг в обществе обеспечивается высоколицензированным образованием и дает человеку возможности для самореализации. Вместе с тем это образование для избранных (тех, у кого есть деньги или исключительные способности).
4. ВЛАСТЬ — частная школа дополняет государственную школу, образование субсидируется властями. Отсутствие частных вузов.
5. ТЕХНИКА — это школа, ориентированная на использование современных средств обучения (занятия по телевизору, компьютеры и т. д.). В ней используется только та «техника», которая прошла испытания на практике, ее эффективность и актуальность очевидны для практической реализации в учебном процессе.
6. ОБУЧЕНИЕ — школа является «институтом», в котором реализуется идея обучения, а не воспитания. В школах и вузах исследования не проводятся — акцент в работе педагогов делается только на обучение.
7. ПРОЕКЦИЯ — проекция настоящего (1997) на будущее с учетом незначительных изменений. Школа ориентирована на теоретические знания.
Б. При реализации выбранного вами сценария развития образования в вашем учебном учреждении произойдут структурные изменения по 5 основным элементам образовательной системы:
1. Образование.
2. Учебные заведения.
3. Преподаватели.
4. Школьники.
5. Семья.
В. Используя шкалу от —8 до +8, оцените интенсивность изменений значений каждого из 5 структурных элементов в зависимости от реализации вашего сценария развития школы в каждой из 7 возможных конечных целей ( последовательность возможных целей задана выше и обозначается числами от 1 до 7)
Разность в значениях |
Определение |
0 |
Значение не изменяется |
+2, -2 |
Небольшое увелечение (уменьшение) |
1 'Tf + |
Большое увелечение (уменьшение) |
+6, -6 |
Значительное увелечение (уменьшение) |
+8, -8 |
Максимальное увелечение (уменьшение) |
+ 1, +3, +5, +7 |
Промежуточное значение между двумя |
-3, -3, -5, -7 |
смежными суждениями |
Тенденции
Положительные «+» |
Отрицательные «—» |
ОБРАЗОВАНИЕ |
|
1) увеличение |
уменьшение |
2) увеличение |
уменьшение |
3) увеличение |
уменьшение |
4) увеличение (не для семьи) |
уменьшение |
5) да |
нет |
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ |
|
1) без изменений |
изменится |
2) увеличение «дифференцированных» учебных заведений |
уменьшение |
3) самоуправление |
зависимость |
4) увеличение |
уменьшение |
5) нет, в соответствии с потребностью |
да |
6) увеличение |
уменьшение |
7) увеличение |
уменьшение |
ПРЕПОДАВАТЕЛИ |
|
1) увеличение |
уменьшение |
2) повысится уровень квалификации |
понизится |
3) увеличение образовательных функций |
уменьшение |
4) увеличение |
уменьшение |
5) увеличение |
уменьшение |
ШКОЛЬНИКИ/СТУДЕНТЫ |
1) увеличение |
уменьшение |
2) по призванию, по способности |
без изменений |
3) увеличение функции обучения и восприятия |
уменьшение |
4) организация рабочих мест |
без изменений |
СЕМЬЯ |
|
1) увеличение |
уменьшение |
2) увеличение образовательного уровня |
уменьшение |
3) участие членов семьи в самоуправлении |
без изменений |
4) имеется |
не имеется |
Инструкция по пользованию «Тестом планирования развития среднего и высшего образования» Н. А. Аминова — Н. А. Янковской
Вам предлагается оценить стоимость структурных изменений в русле выбранного сценария в зависимости от реализации каждой из 7 конечных целей: ПРОЕКЦИЯ, НАВЫКИ, ВЛАСТЬ, ВСЕ, ЭЛИТА, ТЕХНИКА, ОБУЧЕНИЕ:
• внимательно прочтите инструкции А, Б, В и заполните каждый пункт анкеты, опираясь на ваше субъективное представление о структурных изменениях в системе вашего учебного заведения в зависимости от реализации каждой из 7 конечных целей;
• при ответе используйте ТЕНДЕНЦИИ с указанием дополнительных характеристик с исходным балансом номерных значений.
Инструкция по обработке результатов «Теста планирования развития среднего и высшего образования» Н. А. Аминова — Н. А. Янковской
а) вычислите сумму баллов по каждой из 7 конечных целей, учитывая положительные и отрицательные значения (т. е. ответы со знаком «+» складываются, ответы со знаком «—» вычитаются), по всем элементам образования;
б) полученный результат (он может быть как положительным, так и отрицательным) записывается внизу каждой колонки, соответствующей номеру конечной цели;
в) нахождение среднего арифметического значения по каждому столбцу проводится исходя из числа испытуемых.
Наибольшее среднее арифметическое ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ значение оценивается как самая трудоемкая (дорогостоящая) цель развития учебного заведения.
Наименьшее среднее арифметическое ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ (или наибольшее среднее арифметическое ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ) значение оценивается как наименее трудоемкая (дешевая) цель развития учебного заведения по конечному результату.
ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Тест 2. «Тест планирования развития среднего и высшего образования» Н. А. Аминова — Н. А. Янковской — выбор средств достижения цели:
Средства достижения цели |
|||||||
Проекция 1 |
Навыки 2 |
Все 3 |
Элита 4 |
Власть 5 |
Техника 6 |
Обучение 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Кол-во участников |
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1098
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 354
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0