Типологические особенности структуры рабочей мотивации психологов образования

652

Аннотация

Представлено исследование типологических особенностей рабочей мотивации психологов образования. Определены группы психологов, имеющих специфические особенности структуры мотивации, в качестве которых выступили соотношения идеального и реального уровней ведущих мотивов рабочей сферы. Показано, что ведущими факторами мотивационной сферы психологов образования являются: «активированность мотивов роста», «личностная ответственность – стремление к комфорту». Мотивационная сфера психологов различается мерой активированности мотивов роста, который может быть либо высоким, либо средним (низкий был бы противопоказанием к профессиональной деятельности) и выраженностью либо личностной ответственности, либо стремления к комфорту. Выявлено, что мотивационная удовлетворённость выше у интернальных, личностно ответственных психологов. Этот, желаемый для профессионала эффект достигается, за счёт субъективно контролируемых факторов: снижения по сравнению с экстерналами уровня идеального комфорта и повышения реального уровня удовлетворёния мотивов роста.

Общая информация

Ключевые слова: мотивационная сфера, профиль потребностей, мотивация, мотивационный тип, мотивация достижения, психологическая служба, психология образования, школьный психолог

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Лукьянченко Н.В., Фальковская Л.П. Типологические особенности структуры рабочей мотивации психологов образования // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 2. С. 23–32.

Фрагмент статьи

Наш опыт обсуждения и рефлексивного анализа проблем эффективности деятельности на аналитических семинарах с психологами образовательных учреждений определил два основных типа проблем, составляющих для них затруднения:

1) инструментальные проблемы, связанные с дефицитами профессионально-методической подготовки психологов;

2) проблемы осознания личных мотивационных оснований в работе и в жизни в целом.

Методическое сопровождение психологов образования позволяет достаточно быстро компенсировать инструментальные дефициты посредством обучающих семинаров и практикумов. Анализ же личностных мотивационных установок вызывает значительные затруднения как у самих психологов, так и у специалистов, по роду деятельности координирующих и управляющих процессами развития психологической службы образования. При этом, как констатирует О. А. Мальцева, «поскольку профессионал является еще и просто человеком, у него есть потребности, интересы, верования, установки, намерения в отношении других людей, которые могут не осознаваться, однако поступает он в своей деятельности в соответствии с ними…» [3, с. 26].

Требования соответствия личности психолога определенным эталонным требованиям, в первую очередь, касаются мотивационной сферы. Считается, что настоящий профессионал движим в своей деятельности собственными личностными мотивами саморазвития и соразвития вместе с клиентом [10], т. е. происходит своего рода «сращивание» личностной и профессиональной мотивации.

Литература

  1. Высоцкая В.А. Влияние ценностных ориентаций на профессиональное самосознание психологов-практиков. // Школа и личность: сборник / Краснояр. гос. пед. ун-т, Каф. психологии, Ин-т психологии, педагогики и управления образованием КГПУ. Красноярск, 2003.
  2. Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И. Яцуты. Кемерово: ИПК Графика, 2002.
  3. Мальцева О.А. Профессиональное самосознание психологов-практиков // Журнал практического психолога. – 2001. – № 3-4.
  4. Маслоу А. Мотивация и личность - СПб.: Питер, 2003.
  5. Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом // Психологический журнал. 1985. № 5.
  6. Мильман В.Э. Мотивационный профиль личности. // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и мотивация саморегуляции. / В.С. Мерлин, В.С. Бабина и [др.]. М., 1990.
  7. Пахальян В.Э. Каким должен быть и каким может быть психолог. Работающий в условиях современного образования? // Вопросы психологии. 2002. № 6.
  8. Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. / Под ред. А.А. Бодалёва, И.М. Карлинской, С.Р. Пантелеева, В.В. Столина. – М.: Издательство Московского университета. 1988.
  9. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной.  СПб., 2004.
  10. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. / Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб., 1998.
  11. Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации: метод. руководство. СПб., 2001.
  12. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-х томах. – М.: Педагогика. 1986.
  13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. СПб.,1997.

Информация об авторах

Лукьянченко Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева», Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2813-9461, e-mail: Luk.nv@mail.ru

Фальковская Лариса Павловна, директор, Красноярского Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения, Россия, e-mail: lpfpsi@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2093
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 652
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0