Дифференциальная нейропсихология формирования памяти в младшем школьном возрасте

2252

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования памяти в связи с динамикой возрастных изменений и ответственности за эти изменения различных мозговых структур. Автор подробно исследует формирование слуховой, зрительной и двигательной памяти при активизации соответствующих участков мозга. Приводятся различные приемы тестирования на предмет выявления индивидуальных различий в формировании памяти у детей и установлению способности к обучению.

Общая информация

Ключевые слова: дифференциальная нейропсихология, память, слуховая память, зрительная память, двигательная память, ДиаКор

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология формирования памяти в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1999. Том 4. № 2.

Фрагмент статьи

В последние годы в рамках нейропсихологии появился целый ряд работ, направленных на исследование связи индивидуально-психологических и морфофункциональных характеристик мозга человека [1—3, 5—6, 11—17, 19—25].

Появление этих работ свидетельствует о формировании нового раздела нейропсихологии — дифференциальной нейропсихологии.

Задачу дифференциальной нейропсихологии можно определить как исследование индивидуальных и популяционных нейропсихологических различий между людьми и группами людей на основе анализа взаимосвязи особенностей протекания психических процессов и морфофункциональных особенностей организации мозга.

Одной из наиболее перспективных задач этого направления нейропсихологии становится выявление индивидуальных различий в формировании психических функций на разных этапах нормального онтогенеза. Это связано с тем, что в онтогенезе происходит активное формирование психических функций и мозга ребенка: оптимизируется работа различных отделов, структур мозга и развивается сложное взаимодействие между ними, стабилизируется структура и обогащается содержание психических функций.

Понимание природы индивидуальных различий в онтогенезе представляется весьма актуальным, так как нейропсихологический аспект этой проблемы в значительной степени переплетается с психолого-педагогическим. Декларируемый в настоящее время дифференцированный, индивидуальный подход к обучению детей в школе требует использования различных обоснованных (в том числе и психологических) показаний, которые послужили бы объективным критерием для его реализации.

Индивидуальные различия между детьми как в пределах одного возрастного этапа онтогенеза, так и на разных этапах онтогенеза обусловливаются гетерохрониями роста и темпов созревания функциональных систем. Эти различия отражают степень зрелости мозговых структур (структурной основы психических функций) и проявляются в уровне сформированности психических функций. Это, в свою очередь, определяет индивидуальные особенности и отклонения в развитии каждого ребенка, дает основания для выявления типологических форм развития и отклонений в развитии детей как в пределах одного, так разных возрастных периодов.

Для анализа состояния высших психических функций (ВПФ) ребенка в их связи с работой различных зон мозга наиболее удобным инструментом является синдромный анализ нарушения высших психических функций, разработанный А. Р. Лурией [8, 10] в теории системной динамической локализации ВПФ.

Литература

  1. Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М., 1998.
  2. Ахутина Т. В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.
  3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня. М., 1996.
  4. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М., 1995.
  5. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира: Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М., 1998.
  6. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997.
  7. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.
  8. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
  9. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  10. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. Т. 1, 2. М., 1974.
  11. Микадзе Ю. В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1996 № 2..
  12. Микадзе Ю. В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей // I Международная конференция памяти А. Р. Лурии. М., 1998.
  13. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. М., 1994.
  14. Микадзе Ю. В., Чурсина Н. П. Нейропсихологическая диагностика и коррекция памяти у 6 — 7-летних детей // Журнал практического психолога. 1996. № 6.
  15. I Международная конференция памяти А. Р. Лурии: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М., 1998.
  16. Поляков Ю. Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1996. № 2.
  17. Поляков Ю. Ф. Потенциальное богатство научного наследия А. Р. Лурии // I Международная конференция памяти А. Р. Лурии. М., 1998.
  18. Сафонова Т. Я., Фролова А. Д. Охрана здоровья детей // О положении детей в РФ: Государственный доклад. М., 1995.
  19. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.
  20. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М., 1991.
  21. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня. М., 1996.
  22. Хомская Е. Д. Латеральная организация мозга как Нейропсихологическая основа типологии нормы // I Международная конференция памяти А. Р. Лурии. М., 1998.
  23. Хомская Е. Д., Ефимова И. В. К проблеме типологии индивидуальных профилей межполушарной асимметрии мозга // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. № 4.
  24. Хомская Е. Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
  25. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М., 1997.

Информация об авторах

Микадзе Юрий Владимирович, доктор психологических наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), ведущий научный сотрудник Федерального центра мозга и нейротехнологий (ФГБУ «ФЦМН» ФМБА России); профессор кафедры клинической психологии, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8137-9611, e-mail: ymikadze@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3545
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 2252
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4