Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С.Пушкин и А.И.Галич

685

Аннотация

Автор рассматривает систему обучения в Царскосельском лицее и знакомство А. С. Пушкина с А. Г. Галичем. Как Галич преподавал психологию-философию в лицее, его основная идея.

Общая информация

Ключевые слова: Пушкин А.С. , философия, душа, преподавание психологии, психология

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С.Пушкин и А.И.Галич // Психологическая наука и образование. 1999. Том 4. № 3.

Фрагмент статьи

Александр Сергеевич, обладая феноменальной памятью и острым умом, никогда не упускал случая учиться чему-то новому и интересному. При этом все усвоенное существовало в его психической организации достаточно автономно и могло появиться на свет в самом неожиданном месте и в совершенно неузнаваемом виде. Безусловно, отдельные знания по психологии человека Пушкин получил еще до того, как поступил в лицей, — из повседневного общения и французской литературы, с которой познакомился очень рано. Но с систематическим изложением психологии он должен был столкнуться именно в лицее, прежде всего на занятиях А. П. Куницына и А. И. Галича.

Пушкин познакомился с Куницыным раньше, чем с Галичем, в день торжественного открытия лицея. Куницын был преподавателем политических и нравственных наук. Для лицеистов пушкинского курса им читалось 12 общественных предметов, в число которых входили логика, психология, нравственность, частное естественное право, публичное естественное право, народное право, русское гражданское право, русское публичное право, русское уголовное право, римское право, политическая экономия и финансы. Не исключено, что некоторые психологические закономерности были усвоены Пушкиным как раз из этих лекций, например такая, приводившаяся им позднее для иллюстрации мысли о постепенности роста народного самосознания: «Глаз, привыкший к темноте, надо постепенно приучать к свету» [1, с. 288]. Вместе с тем пафос лекций Куницына был не в том, чтобы систематизировать психологические феномены, а передать лицеистам особый позитивный нравственный заряд, за счет того, что акцент в них делался на понятиях, обладающих глубоким гражданственным смыслом (свобода, справедливость, право и т. д.).

Галич был солидарен с большинством из этих политических идей, навеянных опытом Французской революции, но, обладая совершенно другим темпераментом (эмоциональным, непредсказуемым, открытым к общению), он в своих лекциях делал несколько другие акценты и, соответственно, иначе воспринимался лицеистами. Показательно, что Пушкин в конспекте автобиографии сблизил его фигуру и творчество («Экзамен. Галич. Державин — стихотворство — смерть» [14, с. 133]). Основания для такого сближения были не только фактологические, — как известно, по предложению именно Галича для публичного экзамена по русской словесности было написано («заставил написать») пушкинское стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», прочитанное в присутствии Г. Р. Державина, — но и более глубокие.

Литература

  1. Башилов Б. Пушкин и масонство (главы из книги) //А. С. Пушкин: путь к Православию / Сост., подгот. текста, примеч. А. Н. Стрижева. М., 1997.
  2. Вересаев В. В. Пушкин в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников: В 2 кн. Кн. 1. СПб., 1995.
  3. Галич А. И. Картина человека, опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий, начертанный А. Галичем. СПб., 1834. Т. 1, 2.
  4. Галич А. И. Лексикон философских предметов, составленный Ал. Галичем. Т. I. СПб., 1845.
  5. Галич А. И. Роспись идеалам греческой пластики // Летопись факультетов на 1835 год, изданная в двух книгах А. Галичем и В. Плаксиным. СПб., печатано в типографии И. Глазунова. 1835. Т. 1.
  6. Галич А. И. Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, извлеченная из немецкой библиотеки словесных наук А. Галичем. СПб., печатано при Императорской Академии Наук, 1830.
  7. Колубовский Я. Галич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. Vila. СПб., 1892.
  8. Лепахин В. «Отцы пустынники и жены непорочны…» (Опыт подстрочного комментария) // А. С. Пушкин: путь к Православию / Сост., подгот. текста, примеч. А. Н. Стрижева. М., 1997.
  9. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».: Комментарии: Пособие для учителя. Л., 1983.
  10. Модзалевский Б. Л. Библиотека А. С. Пушкина. СПб., 1901.
  11. Пушкин А. С. Собрание сочинений: В Ют. М., 1975 — 1978.
  12. Пушкин А. С. Сочинения: В 3 т. М., 1985 — 1986.
  13. Рассказы братьев Россет П. И. Бартеневу // Последний год жизни Пушкина / Сост., вступ. очерки и примеч. В. В. Кунина. М., 1988.
  14. Тырнова-Вильямс А. Жизнь Пушкина: В 2т. М., 1998. Т. 1.

Информация об авторах

Кондаков Игорь Михайлович, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией математических моделей Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: ikondakow@mtu-net.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1398
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 685
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1