Семейные предикторы умственного развития детей 6-7 лет в Московской и Бурятской популяциях

644

Аннотация

Авторы изучали особенности родителей в московской и бурятской популяциях, а также характерные черты межличностных отношений детей с помощью множественного регрессионного анализа. Методическую основу исследования составил сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей детей 6-7 лет и их родителей. На основании полученных данных прогнозировались уровень творческого мышления детей и их школьная готовность. В состав предикторов, полученных в обеих популяциях, входят близкие и\или совпадающие психологические характеристики родителей и межличностных отношений детей.

Общая информация

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мункоев А.К. Семейные предикторы умственного развития детей 6-7 лет в Московской и Бурятской популяциях // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 4.

Фрагмент статьи

С помощью множественного регрессионного анализа в московской и бурятской популяциях были выделены особенности родителей (показатели принятия-отвержения, авторитарной гиперсоциализации, инвалидизации, интернальности), а также характерные черты межличностных отношений детей (к матери, отцу, родителям в целом, учителю), на основании которых можно прогнозировать уровень их творческого мышления и школьной готовности. Полученные данные демонстрируют, что в бурятской и московской популяциях факторы семейной среды не менее существенны для прогноза умственного развития ребенка, чем его собственные особенности на более ранних этапах развития. Показано, что в состав предикторов в той и другой выборке входят близкие и/или совпадающие психологические характеристики родителей и межличностных отношений детей, а выделенные предикторы обладают приблизительно одинаковой прогностической валидностью в бурятской и московской выборках. Сказанное дает основание считать, что вошедшие в состав предикторов психологические характеристики относительно независимы от конкретных социоэкологических условий, и это можно считать свидетельством существования универсальных семейных детерминант, определяющих особенности формирования школьной готовности и творческого мышления детей 6-7 лет.

Разработка концепции индивидуальных траекторий развития базируется на представлении о преемственности возрастных преобразований структуры индивидуальности и возможности прогнозирования особенностей ребенка на каждой последующей стадии онтогенеза по характеристикам предшествующей. Перспективным в этом плане представляется поиск предикторов индивидуального развития, опирающихся на имеющиеся представления о структуре индивидуальности и ее уровней, межвозрастной преемственности генетических признаков от поколения к поколению. По этой логике могут быть выделены предикторы:
1) онтогенетические, характеризующие преемственность развития индивидуальности ребенка; 2) семейные, позволяющие прогнозировать развитие индивидуальности ребенка по особенностям его семейной среды; 3) межуровневые, характеризующие взаимодействие между уровнями в структуре индивидуальности ребенка [5, 7, 8, 10].

С позиций экологического подхода человеческое поведение необходимо исследовать в «природных», репрезентативных контекстах [9, 12, 13]. Подразумевается, что в таких условиях можно глубже проникнуть в содержание изучаемого психического явления. Применительно к проблеме построения семейных предикторов это положение может означать следующее: в зависимости от особенностей природной и социальной среды предикторы одного и того же психологического свойства могут различаться (качественно и количественно). В то же время выделение характеристик семьи, обладающих равной прогностической валидностью в разных контекстах, т. е. функционирующих вне зависимости от конкретных социоэкологических условий, можно расценивать как свидетельство существования универсальных семейных детерминант, определяющих особенности формирования творческого мышления и школьной готовности детей 6-7 лет. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. сопоставить особенности семейной среды детей 6-7 лет двух выборок — из московской и русскоязычной бурятской популяций;
  2. выявить параметры семейной среды, позволяющие прогнозировать развитие творческого мышления и школьную готовность детей в той и другой выборке;
  3. провести сравнительный анализ предикторов творческого мышления и школьной готовности детей в исследуемых выборках.

Литература

  1. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A. M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М., 1993.
  2. Варга А. Я., Стопин В. В. Тест-опросник родительского отношения: Практикум по психодиагностике. М., 1988.
  3. Гильяшева И. Н. Вопросники как метод исследования личности в клинике // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
  4. Доржиева Т. В. Психологическое исследование роли этнических традиций в развитии творческого потенциала детей в младшем школьном возрасте: Автореф. канд. дис. М., 2000.
  5. Димитрашку Т. Д., Марютина Т. М., Равич-Щербо И. В., Трубников В. И. Предикторы индивидуальности ребенка в многодетной семье // Мир психологии. 1996. № 4.
  6. Лидерс А. Г., Колесников В. Г. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.
  7. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Трубников В. И. О природе психологических предикторов // Психологическая наука и образование. 1998. № 1.
  8. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Мункоев А. К. Личностные особенности матери и школьная готовность ребенка: сравнительный анализ двух популяций // Психологическая наука и образование. 2000. № 1.
  9. Панов В. И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. № 1.
  10. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Трубников В. И., Белова Е. С., Кириакиди Э. Ф. Психологические предикторы индивидуального развития // Вопросы психологии. 1996. № 2.
  11. Шумакова Н. Б., Шебланова Е. И., Щербо Н. П. Фигурная форма А теста творческого мышления П. Торренса — ТТСТ: Методические рекомендации. М., 1990.
  12. Bronfenbrenneг U. Ecology of the family as a context foг human development: Research perspectives // Developmental Psychology. 1986. Vol. 22. № 6.
  13. Garbaerino J. Children and Families in the Social Environment. N.Y., 1992.

Информация об авторах

Ермолаев О.Ю., кандидат психологических наук, доцент, Университет Российской академии образования

Марютина Татьяна Михайловна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой, кафедра дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университете РГГУ, Москва, Россия, e-mail: T.M.Mariutina@rambler.ru

Мункоев А.К., кандидат биологических наук, муниципальная средняя школа № 1, Улан-Удэ, Россия