Некоторые психолого-педагогические особенности создания и использования компьютерных обучающих программ в вузе

1501

Аннотация

В статье раскрывается роль информационных технологий в системе образования. Поднимаются проблемы компьютеризированного обучения на базе технологии мультимедиа. Приводятся общие требования к созданию обучающих программ.

Общая информация

Ключевые слова: мультимедиа, обучающие программы, эффективность обучения

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Айсмонтас Б.Б. Некоторые психолого-педагогические особенности создания и использования компьютерных обучающих программ в вузе // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 4. С. 51–59.

Фрагмент статьи

В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий (ИТ) чрезвычайно важна. Сегодня они занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними начиная с ранних этапов обучения и познания. Система образования и наука являются одними из объектов процесса информатизации общества. Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знаний требует тщательной отработки используемых технологий информатизации (ТИ) и возможности их широкого тиражирования. Кроме того, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов. Отработка применяемых в сфере образования ИТ должна ставить своей целью следующие задачи:

  • поддержку и развитие системности мышления обучаемого;
  • поддержку всех видов познавательной деятельности человека в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
  • реализацию принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Недостаточно просто овладеть той или иной информационной технологией, необходимо выделить и наиболее эффективно использовать те ее особенности и возможности, которые могут в какой-то мере обеспечить решение указанных выше задач.

Литература

  1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскун-ский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М.: МГУ, 1995.
  2. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Вайскунского. М.: Можайск-Терра, 2000.
  3. Дистанциооное обучение: учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. М.: Владос, 1998.
  4. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: Изд-во АГТУ, 1999.
  5. Компьютерные учебные программы и инновации. М., № 1 — 4, 2001.
  6. Краснова Г.А. и др. Технологии создания электронных обучающих средств. М.: МГИУ, 2003.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат и др. М.: Изд-во центр «Академия», 2001.
  8. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. М.: Институт человека РАН, 1998.
  9. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. М.: Изд-во УРАО, 1999.

Информация об авторах

Айсмонтас Бронюс Броневич, кандидат педагогических наук, доцент и профессор, заведующий кафедры психологии и педагогики факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3918-2975, e-mail: abronius@yandex.ru