Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики

569

Аннотация

В статье анализируются современные исследования эффективности применения разных практик обучения одаренных и талантливых школьников, основанных на стратегиях акселерации и обогащения. Обсуждаются данные зарубежных исследований о размерах эффекта влияния на академические успехи, социальное и личностное развитие одаренных и талантливых школьников в зависимости от применяемых стратегий и программ обучения, а также ступеней образования. Можно считать доказанным положительное влияние большинства форм акселерации и обогащения на академические успехи одаренных школьников, хотя размер эффекта различен для разных форм и разных ступеней образования. В отношении социально-эмоционального и личностного развития одаренных школьников данные о положительном влиянии не так однозначны, при этом преимущество имеют программы обогащения, а максимальный размер эффекта показан для учащихся средней школы. Выявлена проблема дефицита эмпирических данных об эффективности применения обогащенных программ для одаренных школьников и более всего — для одаренных учащихся начальной школы. Представлен пример реализации стратегии обогащения для одаренных детей этой ступени образования в отечественной практике — программа творческого междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок», которая имеет достаточную, хотя и не полную доказательную базу. Более широкое ее внедрение и распространение связаны с проблемой психолого-педагогической подготовки учителя.

Общая информация

Ключевые слова: одаренность, стратегии обучения, эффективность обучения, одаренные и талантливые дети

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2020010103

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Шумакова Н.Б. Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 34–46. DOI: 10.17759/ssc.2020010103

Фрагмент статьи

Одной из мировых тенденций в образовательной политике многих стран можно считать повышение внимания к проблеме обучения одаренных и талантливых детей. И это не случайно, так как такая тенденция тесно связана с особенностями развития современного мира.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 2. С. 14—21. DOI:10.17759/chp.2019150202
  2. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е. Ретроспектива или взгляд в будущее: возможность развития общей умственной одаренности старших дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. C. 27—41. DOI:10.17759/psyedu.2019110103
  3. Ермаков С.С. Зарубежные образовательные программы для одаренных учащихся [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 72—83. URL: http://psyjournals. ru/jmfp/2014/n2/70109.shtml (дата обращения: 16.01.2020).
  4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
  5. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Московская психологическая школа: История и современность. Т. 1. Кн. 2. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 84—91.
  6. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 1. С. 26—44. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76175.shtml (дата обращения: 10.01.2020).
  7. Психология образования: лучшие практики работы с детством // Сборник материалов XV международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» (г. Москва, 19-21 ноября 2019 г.). М.: МГППУ, 2019. 202 с.
  8. Рабочая концепция одаренности // Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова и др. М.: Министерство образования РФ, 2003. 94 с.
  9. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 336 с.
  10. Шумакова Н.Б. Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 1. C. 57—69. DOI:10.17759/ psyedu.2019110105 (дата обращения: 16.01.2020).
  11. Щебланова Е.И.. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 368 с.
  12. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.: Бином, 2014. 245 с.
  13. Brown E.F., Wishney L.R. Equity and Excellence: Political forces in the education of gifted students in The United States and abroad // Global Education Review. 2017. Vol. 4 (1). P. 22—33.
  14. Heuser Brian L., Wang Ke, Shahid S. Global dimensions of gifted and talented education: The influence of national perceptions on policies and practices // Global Education Review. 2017. Vol. 4 (1). P. 4—21.
  15. Kim M. A Meta-Analysis of the Effects of Enrichment Programs on Gifted Students // Gifted Child Quarterly. 2016. Vol. 60 (2). P. 102—116. DOI:10.1177/0016986216630607
  16. McClain M.-C., Pfeiffer S. Identification of Gifted Students in the United States Today: A Look at State Definitions, Policies, and Practices // Journal of Applied School Psychology. 2012. Vol. 28. P. 59—88. DOI:10.1080/15377903.2012.643757
  17. Pfeiffer S., Shaughnessy M.F. A reflective conversation with Steven Pfeiffer: serving the gifted // Gifted Education International. 2015. Vol. 3 1(1). P. 25—33. DOI:10.1177/0261429413486860
  18. Pfeiffer Steven I. Lessons learned from working with high-ability students// Gifted Education International. 2013. Vol. 29 (1). P. 86—97. DOI:10.1177/0261429412440653
  19. Plucker J., Callahan C.M. Research on Giftedness and Gifted Education: Status of the Field and Considerations for the Future // Exceptional Children. 2014. Vol. 80 (4). P. 390—406. DOI:10.1177/0014402914527244
  20. Rogers, Karen B. Meta-analysis of 26 Forms of Academic Acceleration: Options for Elementary (Primary) and Secondary Learners with Gifts or Talents // The SAGE HandBook of Gifted and Talented Education / In B. Wallace, D. Sisk (eds.). 2019. P. 309—321. DOI:10.4135/9781526463074.n26
  21. Sriraman Bh., Dahl B. On Bringing Interdisciplinary Ideas to Gifted Education // International Handbook on Giftedness / In L.V. Shavinina (ed.). 2009. P. 1235—1256. DOI:10.1007/978-1-4020-6162-2_64
  22. Steenbergen-Hu S., Moon S.M. The effects of acceleration on high-ability learners: A meta-analysis // Gifted Child Quarterly. 2011. Vol. 55. P. 39—53. DOI:10.1177/0016986210383155
  23. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Rethinking giftedness and gifted education: A proposed direction forward based on psychological science // Psychological Science in the Public Interest. 2011. Vol. 12 (1). P. 3—54. DOI:10.1177/1529100611418056
  24. Top 20 principles from psychology for pre K—12 creative, talented, and gifted students’ teaching and learning [Электронный ресурс] // American Psychological Association, Center for Psychology in Schools and Education. 2017. URL: http://www.apa.org/ed/schools/teaching-learning/top-twenty-principles.aspx (дата обращения: 15.07.2018).

Информация об авторах

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор, кафедра возрастной психологии им.Л.Ф.Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055, e-mail: n_shumakova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1047
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 569
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 12