Нужно ли стране дошкольное образование?

523

Аннотация

Авторами последовательно обсуждаются основные цели проекта реформы образования, такие, как успешность учащегося, качество и доступность образования, выравнивание стартовых возможностей детей. В статье рассматривается аспект необходимости учета психологических законов развития детей при проектировании системы образования.

Общая информация

Ключевые слова: проектирование системы образования, образ выпускника, цели образования, успешность, школьная дезадаптация, школьные неврозы, дошкольная образовательная среда, ценность возраста

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Юдина Е.Г., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Нужно ли стране дошкольное образование? // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 2. С. 51–61.

Фрагмент статьи

В 2004 г. Министерство образования и науки РФ выступило с рядом предложений, которые, если будут реализованы, приведут к фундаментальному реформированию всей системы российского образования. Представляется совершенно очевидным, что реформа такого масштаба должна, во-первых, иметь под собой чрезвычайно существенные основания и, во-вторых, пройти детальное обсуждение (общественную и профессиональную экспертизу). Приходится с сожалением констатировать, что до сих пор министерством не было проведено ни одного серьезного обсуждения этих планов даже среди научного сообщества. Тем не менее столь значительная тема не может остаться вовсе за пределами профессионального обсуждения, она вызывает естественный интерес у педагогов и психологов, работающих в сфере образования. В этой статье мы предлагаем читателю возможность ознакомиться с результатами нашего анализа всего лишь одного аспекта этой масштабной реформы, касающегося перспектив дошкольного образования в рамках предлагаемых преобразований.

В основе реформы лежит документ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», разработанный по заказу Министерства и одобренный на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. Согласно этому документу, предполагается изменение основных целей, содержания, структуры, финансового и организационного обеспечения образования на всех уровнях. Цели, которые преследуются при проектировании системы образования (а мы имеем дело именно с проектными предложениями), отражают ожидания проектировщиков, рисуют тот «образ выпускника», который наиболее желателен с их точки зрения. Совершенно очевидно, что именно постановка перед системой образования тех или иных целей и будет в дальнейшем определять направление и качество развития самой этой системы на всех ступенях, в том числе и на его начальной ступени. Поэтому попробуем проанализировать те основные цели, которые могут быть вычленены не только из текста упомянутого документа, но и из выступлений ответственных чиновников министерства.

<...>

Литература

  1. Амонашвили Ш.А., Безруких М.М., Галигу-зова Л.Н. и др. Концепция содержания непрерывного образования. Дошкольное и начальное звено. МО РФ. М., 2004.
  2. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова СЮ. Развитие личности на ранних этапах детства. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.
  3. Галигузова Л.Н. Из опыта экспертизы игровой деятельности детей: Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М., 1997.
  4. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. и др. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. М.; Воронеж, 2001.
  5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком. От года до шести лет. М., 2004.
  6. Гарбузов В.И. Нервные дети. Л., 1990.
  7. Давыдов В.В. Последние выступления. М., 1998.
  8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1986.
  9. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб., 1995.
  10. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2000.
  11. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М., 1990.
  12. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.
  13. Мещерякова СЮ. Взаимодействие персонала с детьми: несколько советов экспертам и педагогам: Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М., 1997.
  14. Психолого-педагогическая диагностика в образовании: Опыт гуманитарной экспертизы / Под ред. Б.Г. Юдина, Е.Г. Юдиной. М., 2003.
  15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  17. Юдина Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании // Психологическая наука и образование. 2001. №1.
  18. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М., 2002.
  19. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1954.
  20. Rogers C. Freedom to Learn. Columbus (Ohio), 1969.

Информация об авторах

Юдина Елена Георгиевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ, Москва, Россия, e-mail: eleyudina@yandex.ru

Галигузова Людмила Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета "Психология образования" МГППУ, Москва, Россия, e-mail: galiguzova@yandex.ru

Мещерякова Софья Юрьевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории психического развития дошкольников ПИ РАО, ведущий научный сотрудник Сектора психологии раннего возраста МГППУ, доцент кафедры дошкольная педагогика и психология факультета психологии образования МГППУ, Москва, Россия, e-mail: sofiame@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2049
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 523
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2