Психологическая наука и образование
2005. Том 10. № 2. С. 101–106
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самооценка, произвольность, умение учиться, психологическая готовность к школе, дошкольный возраст, личностная готовность к школьному обучению, учебные умения, учебные способности
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кузьмишина Т.Л. К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 2. С. 101–106.
Полный текст
В жизни ребенка поступление в школу - это поистине переломный момент. Он связан с изменением всего образа жизни ребенка. Изменяются условия, в которых он действует, он обретает новое положение в обществе, у него складываются иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
После поступления в школу главным в жизни ребенка становится учеба. Это его обязанность. Он несет за нее ответственность перед обществом, перед учителем, перед семьей. Жизнь школьника подчинена строгим, одинаковым для всех правилам, основное из которых - приобретение объема знаний, обязательного для всех детей.
В школе ребенок встречается с учителем. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Учитель воплощает в себе общественные требования к ребенку; он оценивает учеников, и эта оценка - некая объективная мера того, насколько ученик соответствует предъявляемым к нему общественным требованиям. Плохую оценку нельзя возместить хорошим поведением или раскаянием. Оценка настолько значима для детей, только что поступивших в школу, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, на его взаимоотношения с одноклассниками. Авторитет учителя в начальных классах очень высок. Его слова являются для первоклассников истиной в последней инстанции, его оценка определяет их отношение к себе и окружающим.
Само учение по содержанию и его организации резко отличается от привычных дошкольнику форм деятельности. Основной целью становится усвоение знаний. Оно выступает в чистом виде, а не кроется, например, в игре.
Знания, которые дети получают в школе, носят систематизированный, последовательный характер. Основная форма организации учебной работы школьников - урок, время на котором рассчитано до минуты. На уроке от всех детей требуется следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.
Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям.
Школьник должен ответственно относиться к учебе, сознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни.
Соответственно, школьнику необходим весь комплекс тех качеств, которые формируют умение учиться:
навыки самоконтроля и самооценки;
понимание смысла учебных задач, их отличия от практических;
осознание способов выполнения действий.
Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка - без них он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинить его решению учебных задач, правильно вести себя на уроке. Произвольным должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка - его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи.
Школьнику приходится последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления.
Предпосылки психологических качеств, составляющих психологическую готовность к школе, являются итогом развития ребенка в дошкольном детстве. Среди них в первую очередь следует назвать желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться (внутренняя позиция школьника). Это желание у большинства детей появляется к концу дошкольного возраста (к 6,5-7 годам). Ребенок постепенно начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения ко взрослой жизни, который дает ему игра, он перерастает игру, являвшуюся ведущей деятельностью и занимавшей ребенка всецело в дошкольном детстве.
Другой составляющей психологической готовности ребенка к школе является достаточный уровень развития волевых качеств. К 7 годам у большинства детей складывается соподчинение мотивов (они уже умеют отдавать предпочтение в деятельности не тому, что «хочется», а тому, что «надо» сделать). Это позволяет ребенку управлять своим поведением.
Однако даже к моменту поступления в школу произвольность не достигает полного развития: ребенку все еще трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. д.
Безусловно, для успешного обучения ребенка в школе ему необходим и некоторый запас знаний об окружающем мире (о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о моральных нормах поведения). Эти знания успешно прививаются дошкольникам в детских садах и семье.
Из вышесказанного следует, что особенности ребенка дошкольного возраста не соответствуют требованиям, предъявляемым к ученику школы. В дошкольном возрасте лишь начинают формироваться и проходят небольшой путь своего развития качества, необходимые для успешного школьного обучения.
Многочисленные исследования, посвященные проблеме обучения дошкольников в массовой школе, красноречиво свидетельствуют о том, что 5- или 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Например, у него преобладает произвольная память - он запоминает главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить; специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.
Трудность с произвольным поведением - одна из самых значительных: в дошкольном возрасте произвольность только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
Особенности личности дошкольников создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и находятся под влиянием конкретных ситуаций. Поэтому во время учебных занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям учителя.
Для большинства дошкольников характерна завышенная самооценка. Это приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и, когда учитель говорит: «Ты сделал неправильно», это воспринимается как «Ты плохой». Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность и состояние дискомфорта. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу на уроке. У 5-6-летних детей недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. Это обнаруживается в том, что их активность, творческая инициатива не могут проявляться в условиях жестких требований, строго регламентированного общения. Например, ребенок может разукрасить указанный предмет не в нужный цвет, а в тот, который ему больше нравится, и, если его порицают, у него возникает обида и боязнь ошибиться в следующий раз. Довольно часто встречающийся в наших школах авторитарный стиль общения с детьми 6 лет не просто нежелателен - он недопустим.
Комплексное обследование разных сторон развития 6-летних детей показало, что они чувствуют себя спокойнее и увереннее (психологически комфортно) при обучении в подготовительных группах детского сада, чем в первых классах школы. И дело не только в том, что условия детского сада привычнее для ребенка (а этим во много раз облегчается процесс адаптации ребенка к новой, учебной деятельности), и даже не в том, что благоприятные условия смогли создать не во всех школах. Главная причина заключается в том, что детсадовский ритм жизни, стиль общения детей со взрослым человеком и между собой больше всего отвечают уровню развития психики ребенка-дошкольника. В силу своей эмоциональной и социальной нестабильности, из-за трудностей приспособления к новым условиям и отношениям (к которым ребенок еще морально не готов) 6-летний ребенок остро нуждается в непосредственных эмоциональных контактах. А в формализованных условиях школьного обучения эта потребность не удовлетворяется.
Д. Б. Эльконин [10] пишет о том, что вместо организации школьного обучения с 6 лет целесообразнее расширить сеть подготовительных групп детских садов, в которых удобнее готовить детей к школе, поскольку детям в детском саду лучше, они живут более полной, более многообразной жизнью и выглядят жизнерадостнее и здоровее, чем их сверстники-школьники.
Погружение дошкольника в формализованную систему школьного обучения чревато тем, что, как показали проводившиеся в школах исследования, у детей часто ухудшается состояние здоровья: могут снизиться вес, уровень гемоглобина в крови, острота зрения, появиться головные боли. В связи с ухудшением общего самочувствия ребенок начинает часто болеть, понижается его и так невысокая работоспособность. В отдельных случаях возникают неврозы, школьная дезадаптация.
На первоначальном этапе приспособления к новой, школьной, жизни все дети испытывают трудности адаптации. И чем младше ребенок, чем слабее сформирована у него внутренняя позиция ученика, тем выше риск школьной дезадаптации. Дети напряжены и физически, и психологически. У некоторых появляются вялость, плаксивость, нарушается аппетит и сон, другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми. Все они переутомляются из-за перегрузок, которые испытывают в школе.
По данным некоторых психологических исследований, примерно треть 7-летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-летними ситуация выглядит еще более сложной. Безусловно, среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но таких меньшинство. По некоторым данным среди поступающих 6-летних детей только около 40 % имеют внутреннюю позицию школьника, у остальных она отсутствует.
Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Например, на уроке математики дается задача: «Дети поехали за грибами. Гриша нашел 3 белых гриба, а Маша - 2 сыроежки. Сколько всего грибов нашли дети?» Едва дослушав, 6-летние первоклассники сообщают: «А мы тоже ездили за грибами!», «А мы белых не нашли». Кроме того, они обычно включаются в работу при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания. Когда учитель и родители выражают недовольство их поведением и учебными неудачами, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности [8].
Наметившаяся тенденция перехода детей к школьному обучению с 5-6 лет породила проблему несоответствия психических особенностей дошкольника и условий школьного обучения. Данный возраст характеризуется незавершенностью становления психических функций (произвольного внимания, опосредованного запоминания, воображения, логического мышления, эмоционально-волевой сферы и др.) и требует специальной работы, нацеленной на их развитие. В то же время в соответствии с образовательной программой начальной школы к детям этого возраста предъявляются весьма жесткие требования по освоению системы знаний в логике школьного обучения, что предполагает сформирован- ность указанных функций. Следствиями данного несоответствия могут выступать ранняя утрата учебной мотивации, разнообразные эмоциональные дисгармонии, возникновение защитных невротических реакций, перерастающих в устойчивые черты личности, «выученной беспомощности» и т. д.
Возрастные возможности дошкольников, сколь бы велики они ни были, входят в противоречие с нормативными характеристиками учебной деятельности (если понимать ее не только и не столько как деятельность по усвоению знаний, умений и навыков). Так, у 5-летнего ребенка в большинстве случаев еще не сложились предпосылки (только предпосылки) важнейших учебных умений и способностей:
прослеживать источники происхождения новых знаний;
выявлять искомую закономерность на материале анализа одного-двух случаев, овладевая общим способом решения задач данного типа;
различать учебно-исследовательские и конкретно-практические задачи;
с самого начала вырабатывать гибкую стратегию (теоретический замысел) решения;
воспринимать учителя как носителя специфически учебной помощи и самостоятельно вовлекать его в процесс учебного сотрудничества;
анализировать основания своих действий, а также действий учителя и сверстников;
адекватно контролировать и оценивать успешность выполнения учебной деятельности;
учиться на своих и чужих ошибках;
свободно включаться в коллективное обсуждение учебных проблем. Для формирования вышеуказанных предпосылок ребенок должен пройти еще значительный отрезок дошкольного пути развития.
В результате только к 6,5-7 годам благодаря развитию «дошкольных» видов деятельности в относительно завершенном виде могут быть сформированы такие значимые с точки зрения будущей учебной деятельности качества, как:
«необыденность» мировосприятия - предпосылка дальнейшего усвоения содержания научно-теоретических понятий, противостоящего рассудочно-житейскому опыту;
открытость проблемам - источник исследовательской активности в школьном обучении;
«универсальная пластичность» (В.В. Давыдов [3]), связанная с работой творческого воображения, - основа рационального постижения законов становления целостных объектов;
инициативность - основа умения и желания учиться, специфической учебнопознавательной мотивации;
отсутствие специализированности (многофункциональность) - один из гарантов освоения целостного образа культуры, который задан через содержание школьного образования;
слитность образующих моментов деятельности (например, ее рациональных и эмоциональных моментов) - условие порождения «умных» эмоций (А.В. Запорожец [4]), интеллектуальных переживаний, позднее регулирующих протекание учебной деятельности;
приоритет смысловой стороны деятельности по отношению к операционно-технической - предпосылка учебной рефлексии.
В свое время в отечественном образовании уже была предпринята попытка снизить возраст поступления в школу с 7 до 6 лет. В результате проведенных реформ в апреле-мае 2000 г. в периодической прессе, в специализированных изданиях и в Интернете появилось «Открытое письмо министру образования Российской Федерации», подписанное ведущими российскими психологами и педагогами, известными и авторитетными учеными: В.В. Рубцовым, В.И. Слободчиковым, В.Р. Кучмой, И.В. Дубровиной, В.П. Зинченко, В.В. Собкиным, А.Г. Сухаревым, А.А. Леонтьевым, В.А. Петровским и многими другими [9]. В этом письме выражалась прямая и обоснованная критика идеи школьного обучения дошкольников.
«.. .Психологи, педагоги и медики, работающие в области образования, крайне обеспокоены тем, что в последнем варианте Концепции 12-летней школы начальный возраст детей, принимаемых в школу, указан как «не менее 6 лет на 1 сентября». Массовый переход к обучению в школе с 6 лет может повлечь негативные последствия медицинского и психосоциального плана.
Так, последние медико-психологические исследования показывают, что подавляющее большинство современных 6-летних детей (около 80 %) оказываются не готовыми к школьным формам обучения. Причем число 6-летних детей, не готовых к систематическому обучению, за последние годы увеличилось в 5 раз. У 6-леток в школе в 2 раза чаще, чем в детском саду, наблюдаются невротические реакции, нарушения зрения, различные психосоматические расстройства (бронхиальная астма, нейродермит, энурез, заболевания пищеварительной системы и т. п.). Именно у них отмечается наиболее высокий уровень школьной тревожности. Все это не только приводит к трудностям в обучении 6-лет- них детей, но и разрушает их здоровье. Если же в законе будет определен срок начального обучения в 6 лет, мы рискуем получить больную нацию» [9].
Дошкольник 6, а тем более 5 лет не способен целенаправленно и полноценно учиться, прежде чем сложатся определенные физиологические и психологические предпосылки. Этот процесс невозможно ускорить или «подстегнуть». Преждевременное начало школьного обучения лишает детей полноценного дошкольного детства. В результате многие качества и способности, необходимые для нормального обучения, остаются несформированными, и этот недостаток уже невозможно восполнить в более поздние возрастные периоды.
Несмотря на многочисленные попытки и требования специалистов, в современной массовой школе, которых в настоящее время большинство, не были созданы адекватные условия для нормального обучения и развития детей дошкольного возраста. Ни квалификация учителей, ни современное состояние материально-технической базы не позволяют создать такие условия в большинстве наших массовых школ.
Во многих западных странах обучение детей 5-7 лет аналогично по форме, условиям и методам обучению дошкольников в российских детских садах, где учитывается социальная ситуация развития ребенка-дошкольника. Причем содержание обучения наших дошкольников примерно соответствует тому, которое существует во II-III классах европейской начальной школы.
Детским дошкольным учреждениям удается довольно успешно справляться с обучением и воспитанием 5-6-летнего ребенка.
Так, в старшей группе детского сада, где воспитываются дети от 5 до 6 лет, решаются следующие задачи обучения и воспитания: расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире, труде людей;
развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;
совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка. Расширять и активизировать словарь, обучать простым формам монологической речи;
воспитывать у детей положительное отношение и привычку к труду, желание систематически выполнять посильные трудовые обязанности, делать полезное окружающим;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;
развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру;
воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе;
продолжать развивать способность эстетического восприятия действительности и произведений искусства, умение чувствовать их характер, настроение, замечать выразительные средства;
продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, выразительного чтения, рассказывания, развивать певческие навыки и исполнительские умения в танцах;
развивать художественно-творческие способности детей: поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции.
В заключение обратимся снова к Открытому письму министру образования Российской Федерации: «Одним из главных аргументов в пользу перехода школы на 12-летнее образование выдвинуто сохранение здоровья детей. Между тем прием детей в школу с 6-летнего возраста противоречит этой задаче. Массовый переход к обучению в школе с 6 лет катастрофически скажется на состоянии физического и психического здоровья детей, снизит академическую успеваемость и приведет к разрушению уникальной системы дошкольного образования. Мы полагаем, что пренебрежение мнением специалистов (врачей, психологов, педагогов, логопедов и др.) не может быть оправдано никакими социальными или политическими мотивами» [9].
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что 5-летний ребенок психологически и физически не готов к условиям школьного обучения. Дошкольный возраст - это время, когда только созревают предпосылки способностей к школьному обучению; это время первичного складывания личности. Ребенку дошкольного возраста чрезвычайно важно и нужно общаться с родителями, играть со сверстниками, учиться полиадическому взаимодействию с первым значимым чужим взрослым - воспитателем детского сада. Это необходимые условия нормального роста и развития человека.
Образовательная среда детского сада гораздо больше соответствует потребностям 5-летнего ребенка, чем условия школы и класса. Здесь мы имеем в виду всю организацию процесса обучения и воспитания ребенка. Учителя начальных классов не готовы в настоящий момент успешно взаимодействовать с дошкольниками: играть с ними, понимать их, обучать их так, как это способны делать воспитатели детских садов.
В настоящее время было бы уместнее уделять больше внимания психолого-педагогическому просвещению родителей. Чем больше родители будут знать о своих детях, заниматься с ними, заботиться об их психическом, социальном, физическом здоровье, тем увереннее можно будет прогнозировать успехи ребенка в школе и дальнейшей жизни.
Литература
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.
- Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. А.В. Запорожец. М., 1979.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М., 1997.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.
- Пчелина М.В. С какого возраста идти в школу // http://liintl.inbinet.ru.
- Учительская газета. 2000. № 20-on-line.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2004.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3172
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 782
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0