Психологическая наука и образование
2005. Том 10. № 2. С. 101–106
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самооценка, произвольность, умение учиться, психологическая готовность к школе, дошкольный возраст, личностная готовность к школьному обучению, учебные умения, учебные способности
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кузьмишина Т.Л. К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 2. С. 101–106.
Фрагмент статьи
Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку — как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся, таким образом, к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно осваивать окружающий мир. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.
В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым (Р.С. Буре, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Г.А. Цукерман и др.). Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками.
В научной литературе представлен широкий спектр направлений исследований по проблеме взаимодействия и общения детей друг с другом. Одним из них является изучение общения ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности, разработанной М.И. Лисиной (З.М. Богуславская, Л.Н. Галигузова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.). Согласно данной концепции, в целостной практике ребенка существует тесная связь общения со всеми другими видами деятельности и с общей жизнедеятельностью ребенка. Особенность данного подхода заключается в акценте на содержательных качественных особенностях общения детей с ровесниками на разных возрастных ступенях развития. Общение рассматривается как сложная деятельность, имеющая свои структурные компоненты (потребности, мотивы, цели, задачи и т. д.).
Потребность в общении со сверстником выражается в стремлении дошкольника к самопознанию и самооценке посредством сравнения себя с ровесником как равным партнером. По данным Л.Н. Галигузовой, уже на третьем году жизни у ребенка начинает складываться потребность в общении со сверстником. На протяжении дошкольного возраста данная потребность возрастает, к старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый.
Вышеназванные авторы отмечают, что развитие общения и его практическая реализация в процессе взаимодействия детей между собой совершаются поэтапно и зависят от организующих воздействий взрослого. Ими выделяются три формы общения детей друг с другом на протяжении дошкольного возраста: эмоционально-практическая (2-4-й годы жизни ребенка), ситуативно-деловая (4-6 лет), внеситуативно-деловая (6-7 лет).
<...>
Литература
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.
- Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. А.В. Запорожец. М., 1979.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М., 1997.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.
- Пчелина М.В. С какого возраста идти в школу // http://liintl.inbinet.ru.
- Учительская газета. 2000. № 20-on-line.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2004.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3044
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 764
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0