Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах

5192

Аннотация

Исследование направлено на изучение ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах и проводится в контексте теории ценностей С. Шварца. Исследование проводилось в октябре–декабре 2004 г. В нем приняли участие 254 испытуемых в возрасте от 14 до 19 лет, составивших подростковую (133 подростка в возрасте от 14 до 16 лет) и юношескую (121 человек в возрасте от 17 до 19 лет) группы, учащиеся средних школ и вузов Москвы, Самары и Шатуры, в том числе 136 юношей (43%) и 178 девушек (57%). Был использован опросник ценностей С. Шварца. Проведен сравнительный анализ иерархии ценностей современных российских подростков и модели панкультурного консенсуса. Выявлены возрастные и гендерные особенности ценностной сферы подростков и юношей, показана их связь с особенностями социальной ситуации развития и задачами развития.

Общая информация

Ключевые слова: мотивационный тип, юношеский возраст, гендерные различия, подростковый возраст, ценностные ориентации, система ценностей

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 3. С. 16–25.

Фрагмент статьи

Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей ценностной сферы личности в старшем подростковом и юношеском возрастах. Известно, что подростковый и юношеский возрасты — это период высокой сензитивности к формированию мировоззрения и целостной картины мира, в которой ценностные ориентации выступают как психологические новообразования. Самоопределение и осуществление жизненных выборов в профессиональной и идеологической сферах основаны на ориентировке юных людей в системе ценностей, отражающих важнейшие приоритеты жизнедеятельности человека [4].

Одним из самых авторитетных подходов к исследованию особенностей ценностной сферы личности в современной психологии является «теория универсального содержания и структуры ценностей», предложенная С. Шварцем и У. Билски [6]. В рамках предложенного подхода ценноcти рассматриваются как убеждения или понятия (связанные с внеситуативным желаемым конечным состоянием или поведением человека), выполняющие функцию управления выбором или оценкой линии поведения. В концепции С. Шварца в основе любой ценностной ориентации лежат желаемые, внеситуативные цели, различающиеся по степени значимости и побуждающие человека к действию. Система таких целей составляет определенный мотивационный тип. На основании философского и культурологического анализов, результатов психологических исследований ценностной сферы личности, литературы автор выделяет 10 типов ценностной ориентации, или мотивационных типов, образующих иерархию в зависимости от личностной значимости. Выделение мотивационных типов основывается на утверждении о наличии универсальных потребностей человека, поэтому С. Шварц рассматривает предложенные ценностные ориентации как общекультурные и существующие в различных социальных группах. Автор выделяет три группы универсальных человеческих потребностей:

  1. биологические  потребности  человека,
  2. потребность в социальном взаимодействии и управлении этим взаимодействием,
  3. потребности, связанные с функционированием и выживанием группы.

Эти универсальные потребности рассматриваются человеком или группой людей как специфические цели, которые объясняют, координируют и рационализируют поведение. В различных сочетаниях они присутствуют во всех 10 мотивационных типах, выделенных С. Шварцем. Существующие индивидуальные различия в предпочтении той или иной ценностной ориентации связаны с уникальным сочетанием потребностей, темперамента и социального опыта каждого конкретного человека. В то же время автор декларирует панкультуризм, считая, что можно выделить универсализм иерархии ценностей, отражающий общее значение ценностей для человеческой природы и адаптивную функцию каждой из них в развитии общества.

<...>

Литература

  1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.
  2. Собкин В.С., Писарский П.С. Ценностные ориентации старшеклассников начала 90-х. Кросс-культурное сопоставление // Ценностно-нормативные ориентации современного старшеклассника: Труды по социологии образования. М., 1993. Т.1. Вып. 2.
  3. Тихомандрицкая О.А., Дубовская Е.М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы // Мир психологии. 1999. № 3.
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  6. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58.
  7. Schwartz S.H., Bardi A. Value hierarchies across cultures. Taking a similarities perspective // Journal of Cross-cultural Psychology. 2001. Vol. 32. № 3.

Информация об авторах

Молчанов Сергей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5147-3551, e-mail: s-molch2001@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6582
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 5192
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 33