Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков

16156

Аннотация

Целью данной работы являлось определение роли эмоциональной стороны детско-родительских отношений в построении межличностных отношений любви в старшем подростковом возрасте. Испытуемыми были учащиеся старших классов Москвы. Опираясь на концепцию привязанности Боулби–Эйнсворт и проанализировав литературу по проблеме методов изучения привязанности за пределами раннего детства, автор предпринял попытку разработать «Опросник на привязанность к родителям для старших подростков» для определения преобладающего типа привязанности в отношениях с каждым из родителей по трем классическим типам привязанности. С целью определения качественных особенностей привязанности в отношениях любви испытуемым были предложены методика «Шкала тревожной романтической привязанности» [C.G. Hindy, J.C. Schwarz, 1994] и «Опросник на привязанность в отношениях любви» [J.A. Simpson, 1990]. В результате была выявлена статистически значимая связь тревожной привязанности в отношениях любви и тревожной привязанности в детско-родительских отношениях, как с отцом, так и с матерью.

Общая информация

Ключевые слова: привязанность, межличностные отношения, старший подростковый возраст, детско-родительские отношения

Рубрика издания: Психологическая диагностика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Яремчук М.В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 3. С. 86–94.

Полный текст

Целью нашей работы было определение роли эмоциональной стороны детско-родительских отношений в построении межличностных отношений любви в старшем подростковом возрасте.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
разработать опросник для выявления типа привязанности старших подростков к родителям;
сопоставить тип привязанности в детско-родительских отношениях с характеристиками стиля семейного воспитания, воспринимаемыми старшими подростками;
3)дать характеристику особенностей привязанности старших подростков в отношениях любви.
Термин «привязанность» был предложен Дж. Боулби для объяснения поведения детей младенческого и раннего возрастов, помещенных в больницу или круглосуточный детский сад и перенесших вследствие этого раннюю и продолжительную разлуку с матерями. Будучи разлученными с матерями, дети, по наблюдениям Дж. Боулби, демонстрировали три последовательно сменяющие друг друга формы поведения (протест, отчаяние, отвержение). Боулби сделал вывод, что разлука с матерью приводит к актуализации поведения привязанности, направленного на поиск близости и поддержание контакта с матерью (или другим близким взрослым, ухаживающим за ребенком, - фигурой привязанности). Внешне поведение привязанности проявляется в таких реакциях, как плач, зов, лепет, улыбка, сосание (не связанное с питанием), локомоции, направленные на приближение к матери, следование за ней [1].
Поведение привязанности можно отчетливо наблюдать уже со второго года жизни ребенка, и в этом его важное эволюционное значение: благодаря привязанности слабый, не способный еще постоять за себя ребенок находится поблизости от фигуры привязанности, что позволяет матери защищать его в случае возможной угрозы (например, от нападения хищников). Таким образом, поведение привязанности представляет собой «поиск возможности находиться в непосредственной близости к другой особи и попытку сохранить такое положение» [1, с. 217].
Для активации системы привязанности разлука с матерью не обязательно должна быть продолжительной; важно, что, заметив исчезновение матери, ребенок тяжело переживает ее отсутствие, причем такое отношение носит ярко выраженный избирательный характер и наблюдается лишь по отношению к фигуре привязанности.
Основываясь на концепции Дж. Боулби, М. Эйнсворт разработала специальную исследовательскую процедуру для оценки взаимоотношений младенца с матерью - так называемую незнакомую ситуацию (Strange Situation), состоящую из 8 кратковременных эпизодов разлуки / воссоединения ребенка с матерью [4].
Данные многочисленных наблюдений позволили выделить три основных типа привязанности младенца к матери, ставших классическими [5]:
надежную привязанность. В присутствии матери ребенок чувствует себя в безопасности, использует мать как надежную базу для исследования мира в эпизодах до разлуки; переживает ее отсутствие, отказывается от игры, снижает исследовательскую активность, когда матери нет рядом; стремится к матери, ищет физического контакта с ней при воссоединении;
тревожно-амбивалентную привязанность. Дети демонстрируют признаки тревоги даже до разлуки с матерью; тяжело переживают отсутствие матери в эпизодах разлучения; во время воссоединения в их поведении наблюдаются амбивалентные реакции: с одной стороны, они ищут контакта с матерью, с другой - препятствуют осуществлению контакта и взаимодействию;
избегающую привязанность. Переживания младенцев во время разлуки с матерью отличаются низкой выразительностью, они редко плачут и демонстрируют меньше признаков беспокойства по сравнению с младенцами двух предшествующих групп; во время воссоединения они избегают матери, либо смешивая поведение поиска близости и избегания контакта, либо полностью игнорируя мать.
Считается, что тот или иной тип привязанности складывается в результате накопления опыта взаимодействия ребенка с фигурой привязанности и остается сравнительно постоянным на протяжении всей жизни человека [6]. Как писал Дж. Боулби, несмотря на то что поведение привязанности особенно ярко выражено у детей младенческого и раннего возрастов, тем не менее оно «не исчезает вместе с уходящим детством, а сохраняется на протяжении всей жизни» [1, с. 390]. Сложившийся в детско-родительских отношениях (прежде всего в отношениях с матерью) паттерн привязанности продолжает играть важную роль в последующей жизни, не только определяя дальнейшие взаимоотношения с матерью, но и выступая в качестве опосредующего звена при построении любых других близких эмоциональных отношений (дружеских, супружеских, родительских) [9].
Многие исследователи посвятили свои работы изучению связи детской привязанности и привязанности в дальнейшей жизни. Были получены факты, свидетельству-
ющих в пользу гипотезы преемственности типов привязанности. Конечно, необходимо было переосмыслить само определение привязанности с учетом возрастного аспекта. Так, если для ребенка надежная привязанность предполагает поиск физического контакта с матерью для реальной защиты от потенциально опасного окружения, то привязанность у взрослых можно определить скорее как стабильную тенденцию индивида к поиску и поддержанию близости или контакта с одним или несколькими индивидами, которые обеспечивают субъективно воспринимаемый потенциал для физической и/или психологической безопасности [7].
Транслирование типа привязанности сквозь дальнейшие отношения и его некоторое постоянство во времени объясняются наличием так называемых «внутренних рабочих моделей» - когнитивно-аффективных представлений, воплощающих в виде обобщенных схем образ себя, фигуры привязанности, отношений и чувств. Таким образом, вступая в новые отношения, человек подходит к ним с уже готовыми ожиданиями и способами поведения, обусловленными наличием у него прежнего опыта отношений со значимыми людьми [1].
Среди методов определения привязанности у взрослых наибольшую известность приобрело «Интервью для взрослых о привязанностях», разработанное в 1985 г. М. Мэйн с коллегами (русскоязычный вариант предложен в исследовании О.Н. Павловой [31]). Интервью предполагает индивидуальную работу исследователя с испытуемым по выяснению его взаимоотношений с родителями в раннем детстве с целью выявления возможных периодов сепарации и переживаний испытуемого по этому поводу.
Опираясь на концепцию привязанности Боулби-Эйнсворт и проанализировав литературу по проблеме методов изучения привязанности за пределами раннего детства, мы в своей работе предприняли попытку разработать «Опросник на привязанность к родителям для старших подростков». Опросник включает в себя 10 троек высказываний, соответствующих трем классическим типам привязанности. Испытуемому предлагается выбрать по одному высказыванию из каждой тройки отдельно для отца и для матери. На основании выборов испытуемого делается вывод о преобладающем типе привязанности в отношениях с каждым из родителей (см. Приложение).
Данный опросник предлагался для заполнения старшеклассникам школ ЗАО Москвы. Было получено 186 заполненных протоколов по привязанности к матери и 171 по привязанности к отцу.
Обработав полученные данные методами математической статистики (процедура кластерного анализа - статистический пакет SPSS, версия 10.0), мы разделили наших испытуемых на три группы по преобладающему типу привязанности к матери и на три группы по преобладающему типу привязанности к отцу (табл. 1,2).

Таблица 1: Привязанность к матери - выделение трех групп испытуемых (количество баллов по субшкалам «Опросника на привязанность к родителям для старших подростков»)

Субшкалы опросника

Кластеры

1

2

3

Тревожная привязанность

5

2

1

Избегающая привязанность

2

5

1

Надежная привязанность

3

4

8

Число испытуемых

40

41

105

Таблица 2: Привязанность к отцу - выделение трех групп испытуемых (количество баллов по субшкалам «Опросника на привязанность к родителям для старших подростков»)

Субшкалы опросника

Кластеры

1

2

3

Тревожная привязанность

4

2

1

Избегающая привязанность

3

6

2

Надежная привязанность

3

2

7

Число испытуемых

41

59

71

 
Как видно из табл. 1, в нашей выборке четко выделяется группа надежной привязанности (кластер 3), оставшихся испытуемых с достаточной долей уверенности можно отнести к группе тревожно-амбивалентной (кластер 1) или избегающей (кластер 2) привязанности к матери.
По результатам опросника на привязанность к отцу (табл. 2) также наблюдаются три группы, одну из которых можно определить как надежную привязанность (кластер 3). Среди оставшихся одна группа может быть названа избегающей (кластер 2), а другая - группой привязанности неопределенного типа с небольшим преобладанием значения тревожно-амбивалентной привязанности (кластер 1). В дальнейшем с учетом этой оговорки, а также при сопоставлении с показателями двух других групп мы будем называть данных испытуемых группой тревожно-амбивалентной привязанности.
Таким образом, в нашем исследовании были выделены три качественно своеобразные группы, отличающиеся по параметрам, характеризующим тот или иной тип привязанности в детско-родительских отношениях.
Дж. Боулби считал, что поведение фигуры привязанности «играет ведущую роль в определении паттерна привязанности, который впоследствии формируется у ребенка» [1, с. 383]. Следовательно, можно ожидать, что тип привязанности к родителям будет связан с некоторыми характеристиками стиля семейного воспитания, в особенности с теми, которые касаются эмоциональной стороны детско-родительских взаимоотношений. Поэтому помимо «Опросника на привязанность к родителям» мы предложили нашим испытуемым заполнить методику ADOR [2]. Данная методика позволяет получить сведения о воспринимаемом испытуемым стиле семейного воспитания каждого из родителей по таким показателям, как
позитивный интерес;
директивность;
враждебность;
поддержка автономии;
непоследовательность воспитания.
Анализ концепции привязанности дает возможность высказать следующие предположения:
надежная привязанность к родителям должна сопровождаться восприятием высокого позитивного интереса с их стороны и низкой враждебности, балансом между директивностью и поддержкой автономии, последовательностью в воспитании;
тревожно-амбивалентная привязанность будет связана с воспринимаемыми невысоким позитивным интересом, повышенной директивностью и воспитательной непоследовательностью со стороны родителей;
избегающая привязанность будет сочетаться с обедненной эмоциональной стороной взаимодействия и превалированием поддержки автономии над директивностью.
Сопоставительный анализ результатов по методике ADOR и «Опроснику на привязанность к родителям» выявил статистически значимую связь типа привязанности с показателями по субшкалам ADOR.
Надежная привязанность к матери характеризуется воспринимаемыми позитивным интересом с ее стороны (p < 0,001), превалированием поддержки автономии ребенка над директивностью при некотором значении последней (p < 0,05), а также последовательной реализацией стратегии воспитания (p < 0,05). Надежная привязанность к отцу также характеризуется выраженным позитивным интересом (p < 0,001) при низком значении враждебности (p < 0,05) и отсутствием непоследовательности в реализации стратегии воспитания (p < 0,05).
Тревожно-амбивалентная привязанность связывается с большей директивностью со стороны матери (p < 0,05), низким позитивным интересом и высокой враждебностью как со стороны матери (p < 0,05), так и со стороны отца (p < 0,05), непоследовательностью в воспитании (p < 0,05).
Избегающая привязанность к матери характеризуется в первую очередь сниженным позитивным интересом (p < 0,001) и повышенной враждебностью с ее стороны (p < 0,05), которые значимо отличаются от аналогичных оценок при надежном типе привязанности к матери. Такие же закономерности были выявлены и при характеристике испытуемыми с избегающим типом привязанности отношения со стороны отца.
Данные результаты в целом соответствуют теоретически ожидаемым, что может служить подтверждением валидности «Опросника на привязанность к родителям» для характеристики эмоциональной стороны детско-родительских отношений в старшем подростковом возрасте.
В своем исследовании мы также предприняли попытку сопоставления характеристик привязанности в детско-родительских отношениях и в отношениях любви у старших подростков.
Считается, что прежний опыт надежной привязанности, обобщенный во «внутренних рабочих моделях», способствует переживанию собственной ценности и значимости для других людей, а также восприятию окружающих как доброжелательных и заслуживающих доверия.
С целью определения качественных особенностей привязанности в отношениях любви мы предложили испытуемым для заполнения «Шкалу тревожной романтической привязанности» [8] и «Опросник на привязанность в отношениях любви» [10]. В результате математической обработки полученных данных (факторный и кластерный анализы - статистический пакет SPSS, версия 10.0) были выделены группы надежной, тревожной и избегающей привязанностей, а также группа привязанности неопределенного типа.
При этом три классические типа привязанности в отношениях любви предстают следующим образом:
надежная привязанность к любимому человеку характеризуется легкостью установления близких отношений. Надежно привязанные подростки спокойно переживают некоторую взаимозависимость партнеров в романтических отношениях и не тревожатся, что отношения будут прерваны из-за того, что партнер их покинет;
тревожная привязанность в отношениях любви выражается в повышенном стремлении оказаться как можно ближе к любимому человеку, психологически слиться с ним. Это желание, как правило, встречает противодействие со стороны партнера, что переживается тревожно привязанным человеком как отсутствие любви со стороны романтического партнера. В результате возрастает страх быть брошенным, покинутым любимым человеком;
подростки с избегающей привязанностью в отношениях любви испытывают затруднения в установлении близких отношений: они предпочитают сохранять психологическую дистанцию с романтическим партнером, препятствуют ее сокращению, нервничают, когда кто-то становится слишком близок им. Подросткам с избегающей привязанностью трудно полностью доверять партнеру, полагаться на него, чувствовать взаимозависимость.
Попарное сравнение выделенных групп выявило статистически значимую связь тревожной привязанности в отношениях любви и тревожной привязанности в детско-родительских отношениях как с отцом (p < 0,05), так и с матерью (p < 0,001).
Как уже отмечалось выше, подобная связь может свидетельствовать об опосредующем влиянии паттерна детско-родительских отношений привязанности при построении избирательных отношений любви в старшем подростковом возрасте. А именно, испытывая тревогу и амбивалентные чувства по отношению к родителям вследствие переживания непоследовательности воспитательных воздействий с их стороны, непредсказуемости поведения родителей, а также опыта взаимодействия с родителями, окрашенного отрицательными эмоциями, в частности страхом быть покинутым, старшие подростки и к новым в их жизненном опыте отношениям подходят с прежде сложившимися ожиданиями, используют прежние схемы поведения.
Таким образом, в нашем исследовании было получено подтверждение наличия связи привязанности в детско-родительских отношениях и привязанности в отношениях любви в старшем подростковом возрасте.
Так как романтические отношения лишь начинают строиться в старшем подростковом возрасте, вероятным представляется объяснение этой связи в русле концепции привязанности как формирование новой системы близких эмоциональных взаимоотношений через опосредующее влияние внутренних рабочих моделей, сложившихся в результате обобщения прежнего опыта привязанностей, прежде всего привязанностей в детско-родительских отношениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опросник на привязанность к родителям для старших подростков
И н с т р у к ц и я. Выберите, пожалуйста, из каждой тройки высказываний одно, характеризующее ваши отношения с матерью (запишите его номер слева от высказываний), и одно, характеризующее ваши отношения с отцом (запишите его номер справа от высказываний). Из каждой тройки можно выбрать лишь одно высказывание для отца и одно - для матери. Их номера могут совпадать, могут различаться. При затруднениях с выбором отвечайте так, как бывает в большинстве случаев.
Спасибо.
 

Мать

1

Отец

 

  1. Моя мать / мой отец редко показывает свою любовь ко мне.

  2. Я уверен, что, что бы ни случилось, моя мать / мой отец будет любить меня.

  3. Иногда я боюсь, что моя мать / мой отец меня не любит

 

 

2

  1. Моя мать / мой отец поддерживает и одобряет мои собственные решения.

  2. Моя мать / мой отец предоставляет мне самому принимать решения, не интересуется ими.

  3. Моя мать / мой отец то очень сильно контролирует мои решения, то почти не контролирует их, часто я не могу понять почему

 

 

3

  1. Я часто злюсь, не получив со стороны моей матери / моего отца помощи, необходимой мне в трудной ситуации.

  2. В трудной ситуации моя мать / мой отец редко помогает мне, предоставляя разбираться самому.

  3. В трудной ситуации я всегда могу рассчитывать на помощь со стороны моей матери / моего отца

 

 

4

  1. Моя мать / мой отец ценит и уважает мои личные цели и интересы.

  2. Моя мать / мой отец скептически относится к моим личным целям и интересам.

  3. Моя мать / мой отец имеет весьма малое представление о моих целях и интересах

 

 

5

  1. Участие моей матери / моего отца в моей жизни колеблется от большого до незначительного.

  2. Моя мать / мой отец с уважением относится к моей личной жизни.

  3. Моя мать / мой отец не вникает в мою жизнь достаточно глубоко

 

 

6

  1. Когда мне необходимы помощь и поддержка, я предпочитаю не обременять мою мать / моего отца своими проблемами.

  2. Я часто обращаюсь к моей матери / моему отцу за помощью и поддержкой.

  3. Мне очень сильно нужны помощь и поддержка со стороны моей матери / моего отца, часто мне их недостает

 

 

7

  1. Я не всегда уверен, что, обратившись за советом к моей матери / моему отцу, я получу желаемое, но каждый раз надеюсь на это.

  2. Я редко советуюсь с моей матерью / моим отцом.

  3. Моя мать / мой отец всегда с готовностью дает мне совет, когда я ее/его об этом прошу

 

 

8

  1. Моя мать / мой отец почти не интересуется тем, как я провожу свое свободное время.

  2. Моя мать / мой отец часто меняет рамки моей свободы по неясным для меня причинам.

  3. Моя мать / мой отец предоставляют мне право самому (самой) распоряжаться моим свободным временем

 

 

9

  1. Я часто делюсь с моей матерью / моим отцом своими радостями и горестями по поводу происходящих событий.

  2. Делясь с моей матерью / моим отцом своими переживаниями, я часто волнуюсь, что получу не тот отклик, на который я рассчитывал^).

  3. Я рассказываю моей матери / моему отцу в основном о происходящих событиях, а не о своих чувствах по этому поводу

 

 

10

  1. Я бы назвал свои отношения с моей матерью / моим отцом неустойчивыми.

  2. Я бы назвал свои отношения с моей матерью / моим отцом прохладными.

  3. Я бы назвал свои отношения с моей матерью / моим отцом близкими

 

 

Ключ

Тип привязанности

Номер группы

Надежная привязанность

1

2

2

1

3

3

4

1

5

2

6

2

7

3

8

3

9

1

10

3

Тревожно-амбивалентная привязанность

3

3

1

2

1

3

1

2

2

1

Избегающая привязанность

1

2

2

3

3

1

2

1

3

2

Литература

  1. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
  2. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: Методическое пособие. М.; СПб., 1995.
  3. Павлова О.Н. Применение интервью для взрослых о привязанностях в исследовании больных с депрессиями. М., 2001.
  4. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2002.
  5. Ainsworth M. D. Infant-mother attachment // American Psychologist. 1979. V. 34. №3.
  6. Ainsworth M. D. Attachments beyond infancy // American Psychologist. 1989. V. 44. № 4.
  7. Berman W. H., Sperling M.B. The Structure and Function of Adult Attachment // Attachment in Adults. Clinical and Developmental Perspectives / Ed. by W.H. Berman, M.B. Sperling. N. Y.; L., 1994.
  8. Hindy C.G., Schwarz J.C. Anxious Romantic Attachment in Adult Relationships // Attachment in Adults. Clinical and Developmental Perspectives / Ed. by W.H. Berman, M.B. Sperling. N. Y.; L., 1994.
  9. Ricks M.H. The Social Transmission of Parental Behavior: Attachment Across Generations // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1985. V. 50. № 209.
  10. Simpson A. Influence of attachment styles of romantic relationships // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. V. 59. № 5.

Информация об авторах

Яремчук Мария Викторовна, кандидат психологических наук, педагог-психолог, член экспертного совета, РБОО «Центр лечебной педагогики», Москва, Россия, e-mail: yarem@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6733
В прошлом месяце: 76
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 16156
В прошлом месяце: 104
В текущем месяце: 5