Понятие образа мира охватывает настолько обширную область психической жизни человека, что со времени его появления многие вопросы, касающиеся различных аспектов природы и функционирования этого, в определенном смысле, всеобъемлющего феномена, пока еще не решены, а другие даже не поставлены. Понятие «образ мира» встречается в ряе работ зарубежных психологов, среди которых в первую очередь следует назвать основателя аналитической психологии К.Г. Юнга. В его концепции образ мира предстает динамическим образованием: он может всё время меняться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, каждая новая мысль придают образу мира новые очертания.
Термин «образ мира» появился в отечественной психологии благодаря А.Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как «проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности» [Романова, 1991].
В работах Е.Ю.Артемьевой образ мира понимается как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной действительностью» [Берулава, 2001]. С позиции современной психологии образ мира определяется как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система, «которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» [Шумакова, 1996]. Образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой.
Проблема образа мира является цен тральной в психологических исследованиях С.Д. Смирнова. Раскрывая понятие об раза мира как систему представлений, как картину мира, С.Д. Смирнов определяет его характерные черты, среди которых выделяет целостность. Образ мира не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое. Кроме того, для образа мира характерно чувственное восприятие действительности и его переработка в сознании человека. Образ мира – «не склад инструментов, приемов и программ», а живое начало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности миру. С.Д. Смирнов отмечает, что образ мира человека является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением.
Образ мира возникает у каждого ребенка в процессе взаимодействия с реальностью и выполняет ориентирующую роль по отношению к дальнейшим действиям, т. е. служит совершенствованию и обогащению любой деятельности ребенка. Реально этот процесс часто осуществляется стихийно. Сформированный на стихийном уровне образ ми ра в любом случае становится стартом для формирования его обогащенного содержания, которое обеспечивает переход ребенка в зону ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддъяков) развития. По мнению Г.А. Берулавы, образ мира в значительной степени определяет «парадигму жизни» конкретного человека. Соответствующий образ мира воплощается для человека в устойчивости его поведения, которое проявляется в конкретных действиях, оценках, поступках. Все это подтверждает практическую значимость исследования проблемы образа мира, поставлен ной в психологии А.Н. Леонтьевым и другими учеными. Она имеет прямое отношение к педагогическим задачам воспитания, среди которых приоритетной является задача формирования ориентировки личности в сфере и ситуации своей деятельности.
Особую актуальность проблема образа мира приобретает в настоящее время. Как справедливо отметил Д.И. Фельдштейн, общество не предстает перед нами гомогенно. Оно сложно структурировано, и при этом сами структурные характеристики его изменились. Поэтому важен дифференцированный анализ, раскрывающий, как и что воспринимает современный человек в разных группах, в разном возрасте: на что рефлексирует, какие образы у него формируются, как изменяется его мотивационно-потребностная сфера, как на него воздействует окружающая действительность, как он действует и каковы возможности действия разных групп людей [Шумакова, 2004].
Однако, отмечает в своих работах Д.И. Фельдштейн, как это ни обидно, приходится признать, что нами до сих пор все еще не исследованы и не исследуются в должной мере характер и направленность изменений, отличающих современных людей: растущих, молодых, зрелых, пожи лых, старых. «Отсюда одной из главных проблем выступает определение возможностей, условий, путей развития человече ского потенциала именно у 10–15летних людей, которые будут формировать, структурировать будущее общество» [13. С. 7]. В то же время «уже ясно всем, что решать современные проблемы, носящие главным образом глобальный характер, смогут лишь творчески мыслящие люди, обладающие целостным миропониманием и системным мышлением, осознающие взаимосвязь вещей и явлений в природе, особое место в ней человека. Способность человека «за деревьями видеть лес», пони мать принадлежность «кирпича», сколь глубоко и детально ни пришлось бы его изучать, некой целостности – «здания» – определяет способность современного общества или цивилизации к выживанию. С этим непосредственно связано достижение важнейшей цели образования – развития духовно-нравственных основ личности» [16. С. 23].
Все вышесказанное определяет актуальность изучения образа мира у современных подростков. Особый интерес пред ставляет изучение образа мира у одаренных подростков. Во-первых, это связано с тем, что именно на этих школьников общество возлагает надежды на решение самых острых проблем современности, именно они в скором будущем будут определять продвижение общества в науке, технике, культуре и т. д. Кроме того, имеются и психологические основания для такого изучения. Мы разделяем взгляды А.М. Матюшкина и Н.Б. Шумаковой, считающих, что одаренные дети позволяют нам изучать идеальную модель развития всех детей [16].
Именно у одаренных детей наблюдается высокий уровень развития самосознания, повышенная потребность в осмыслении мира, что позволяет нам в наиболее отчетливой форме выявить те особенности и тенденции развития образа мира, понимание которых обеспечит возможность совершенствования воспитания, обучения и развития всех детей.
В связи с этим нами была определена цель нашего исследования – изучить психологические особенности образа мира у современных одаренных подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- найти адекватные методы и процедуры анализа, позволяющие определить качественное своеобразие образа мира у одаренных подростков;
- провести сравнительный анализ образа мира у одаренных детей и их обычных сверстников.
Методика исследования
Для решения поставленных задач нами были проанализированы различные методики, которые можно использовать для изучения психологических особенностей образа мира у подростков и старших школьников. Мы принимали во внимание тот факт, что образ мира представляет собой целостную многоуровневую систему представлений человека, поэтому его изучение должно вестись на разных уровнях по крайней мере в образном плане и вербальном. Поиск велся в двух направлениях: поиск вербальной методики и невербальной. В качестве вербальной мы остановились на методике Г.А. Берулавы, которая представляет собой вербальный критериально ориентировочный проективный тест диагностики образа мира субъекта, включающий в себя следующую систему заданий:
- Опишите, как вы представляете себя.
- Опишите, как вы представляете других людей.
- Опишите, как вы представляете окружающий мир.
- Опишите, как вы представляете свою жизнь.
Эта методика позволяет изучить образ мира с позиции наличия в нем содержа тельной и формальной составляющих. С позиции содержательного анализа автор предлагает три типа образа мира: эмпирический, позитивистский, гуманистический.
Мы использовали также формальные характеристики образа мира, которые предлагает автор. Они рассматриваются по отношению к основным шкалам: шкала эмоциональной насыщенности, шкала активности [Варламова, 2002].
В качестве невербальной методики мы остановились на рисуночном тесте «Картина мира» (авторы Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина). Это задание предполагает выполнение изображения субъективного представления об окружающем мире, т. е. то, как видит его сам испытуемый. По мнению авторов методики, этот тест может выявлять особенности мировосприятия, мироощущения человека. Рисунки дают нам информацию о широте и целостности представлений ребенка об окружающем мире.
В исследовании принимали участие де ти разных возрастных групп (средние подростки, старшие подростки и старшие школьники) и с разными уровнями развития интеллектуальных и творческих способностей, так называемые обычные дети и дети с общей одаренностью.
В контрольную группу вошли дети с разным уровнем развития интеллектуальных и творческих способностей – от уровня несколько ниже среднего, до одаренных, – обучающиеся в гимназии г. Липецка по традиционной образовательной программе. По своим психологическим характеристикам этих школьников можно считать типичными представителями школ гимназического типа (это дети прежде всего с повышенной мотивацией к обучению). Однако необходимо отметить, что в гимназической выборке процент одаренных детей выше, чем в общеобразовательной школе.
Экспериментальную группу составили одаренные дети, обучающиеся в московской школе № 1624 «Созвездие» по специальной программе (автор Н.Б. Шумакова), отвечающей их повышенным познавательным потребностям и возможностям. Эта программа предусматривает создание условий для раскрытия индивидуальности ребенка, направлена на развитие творческой личности, системного мышления, целостного миропонимания и духовно-нравственных основ личности. Все дети этой группы характеризовались высокими интеллектуальными и творческими способностями.
Данное исследование проводилось весной 2004 года. В исследовании приняли участие учащиеся седьмых классов: контрольная группа –
91 человек, из них 48 девочек, 43 мальчика; экспериментальная группа – 25 чело век, из них 12 девочек и 13 мальчиков; учащиеся девятых классов: контрольная группа – 69 человек, из них 40 девочек, 29 мальчиков; экспериментальная группа – 22 человека, из них 9 девочек, 13 мальчиков; учащиеся одиннадцатых классов: контрольная группа – 80 человек, из них 60 девочек, 20 мальчиков, экспериментальная группа – 22 человека, из них 14 девочек, 8 мальчиков.
Результаты исследования
Анализ протоколов исследований, про веденных с помощью вербальной методики
«Образ мира», показал, что полученные данные в преобладающем большинстве работ детей контрольной группы могут быть распределены по тем содержательным группам, которые выделила Г.А. Берулава – это эмпирический, позитивистский, гуманистический образы мира.
Другая картина наблюдается в экспериментальной группе и в некоторых работах детей контрольной группы. Здесь выделяется подгруппа учащихся, ответы которых характеризуются качественным своеобразием, что не позволяет их отнести ни к одной содержательной группе, выделенной автором методики. Анализ протоколов исследований отмеченной нами подгруппы одаренных детей позволил выделить и описать еще один качественно своеобразный тип образа мира – философский, который отличается активным характером осознания мира как целого и осмыслением места человека в этом целостном мире. Мы считаем, что философский образ мира – наиболее высокий уровень осмысления мира и места в нем человека.
Анализ протоколов исследования с точки зрения формальных характеристик так же обнаруживает невозможность описания образа мира с опорой только на характеристики, описанные Г.А. Берулавой. Так, ответы одаренных детей отличаются образностью, которая зачастую характеризуется метафоричностью, необычными сравнениями себя, своей жизни с предметами, явлениями своей жизни.
* Учащиеся этой группы обнаруживают высокие показатели развития интеллектуальных и творческих способностей, соответствующие уровню, который в международной практике принято относить к уровню одаренности. Это исследование выполнено Е.И. Щеблановой на основании применения специальной адаптированной ею Мюнхенской батареи методик в рамках мюнхенского лонгитюда [17].
Рассмотрим более подробно особенности образа мира у одаренных детей и обычных учащихся по каждому из вопросов, предложенных Г.А. Берулавой.
Представление о самом себе
В табл. 1, 2 отражены данные о содержа тельных и формальных характеристиках представлений подростков о самом себе.
Сравнительный анализ содержательных характеристик представлений о самом себе в группе обычных и одаренных детей показывает следующие особенности.
С возрастом число ответов с эмпиричским образом мира, как и ответов «не задумывался над этим вопросом», у одаренных детей значительно уменьшается. Однако увеличивается число ответов, отражающих гуманистический характер образа мира.
В то же время у обычных детей во всех возрастных группах преобладающими остаются ответы эмпирического характера, например:
«Я представляю себя добрым, отзывчивым человеком, с хорошей успеваемостью, чувством юмора, дружелюбным и решительным» (Рома, VII класc)
или
«Я представляю себя общительной и доброй. Наверное, я могу считать себя хорошей ученицей и послушным ребенком» (Оксана, IX класc).
Число философских ответов у одаренных детей с возрастом также увеличивается, что не наблюдается у их сверстников. Вот примеры некоторых из ответов:
«Я представляю себя маленькой частичкой во Вселенной, но даже эта маленькая часть может что-то изменить, что-то улучшить» (Диана, IX класc).
В своих работах одаренные дети говорят о формировании их мировоззрения:
«Я был рожден, чтоб мыслить и страдать…» (А.С. Пушкин). Внутри каждого человека огромный уникальный внутренний мир. Мое мировоззрение, по-моему, еще до конца не сформировалось, но эпиграф его отражает весьма точно» (Иван, IX класc).
Многие из таких детей размышляют о развитии своего внутреннего мира:
«Мне кажется, что я меняюсь изо дня в день. Внутри меня происходят какие-то изменения, и каждый новый день я считаю себя другим человеком» (Оля, XI класc)
или
«Я представляю себя человеком непохожим на других. Я очень резко меняюсь» (Леонид, VII класc)
Большинство одаренных ребят независимо от их возрастной группы задумываются о своем месте в жизни:
«Я – человек, который ищет и пытается найти, словно бабочка, которая мечется от пламени одной свечи к пламени другой» (Ольга, XI класc)
А также размышляют о смысле жизни и о своем предназначении:
«Я представляю себя частичкой чего-то большого, из чего состоит вся планета. Однако я считаю, что каждая подобная частичка может повлиять на то, что происходит вокруг, изменить не только часть своего окружения, но и всю систему. Пока я представляю себя одним из миллионов подобных, но тем не менее я уже играю какую-то роль в обществе» (Николай, XI класc).
Именно одаренные дети отмечают, что творчество играет немаловажную роль в их жизни.
Таблица 1. Содержательные характеристики представлений подростков о себе (%)
|
Содержательные характеристики |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
|
VII класc |
IX класc |
XI класc |
VII класc |
IX класc |
XI класc |
|
|
Эмпирический |
85,6 |
68,7 |
80,0 |
80,0 |
50,0 |
50,0 |
|
Позитивистский |
3,3 |
20,9 |
11,3 |
20,0 |
13,6 |
22,7 |
|
Гуманистический |
0,0 |
3,0 |
2,5 |
0,0 |
13,6 |
9,1 |
|
Философский |
3,3 |
3,0 |
1,3 |
0,0 |
13,6 |
18,2 |
|
Не задумывались |
7,8 |
4,5 |
5,0 |
0,0 |
9,1 |
0,0 |
Таблица 2. Формальные характеристики представлений подростков о себе (%)
|
Формальные характеристики |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
|
VII класc |
IX класc |
XI класc |
VII класc |
IX класc |
XI класc |
|
|
Эмоциональность |
12,9 |
22,2 |
20,6 |
23,1 |
40,0 |
33,3 |
|
Индифферентность |
35,9 |
26,7 |
26,9 |
25,0 |
4,4 |
12,5 |
|
Активность |
17,1 |
28,9 |
25,0 |
28,8 |
31,1 |
35,4 |
|
Пассивность |
31,8 |
20,0 |
22,5 |
19,2 |
13,3 |
10,4 |
|
Образный ответ |
2,4 |
2,2 |
5,0 |
3,8 |
11,1 |
8,3 |
Как видно из табл. 2, которая отражает формальные характеристики представлений о самом себе, ответы одаренных детей эмоционально насыщеннее, чем ответы их сверстников:
«Молодой человек, вы такой веселый!» – сказал про меня психолог (совсем не зная меня). Очень веселый, общительный, есть свои недостатки, как и у всех людей. Сам себя очень люблю и считаю, что это нормально» (Андрей, IX класc).
Число же индифферентных ответов у детей в экспериментальной группе больше, чем эмоциональных:
«Себя я не представляю особенным, во мне нет ничего такого, чтобы выделять меня среди других людей» (Виталик, VII класc).
В ответах одаренных детей ярко выражена и активная позиция, которая хорошо просматривается во всех возрастных группах:
«Творческая натура, веселая, добрая, интересуюсь практически всем – от литературы до конного спорта. Часто бываю задумчивой, иногда мечтательной. Мечтаю связать свою будущую профессию с физикой» (Маргарита, VII класc),
«Я представляю себя одной из 9 млрд. всех людей, населяющих нашу планету. Я представляю себя такой маленькой-маленькой, но в то же время очень сильной и решительной. Знаю, что в жизни надо полагаться только на себя, никто кроме тебя самого не может быть тебе верной опорой» (Жанна, XI класc).
Ответы большинства обычных детей характеризуются пассивностью в суждениях:
«Я вообще беззаботный чело век. Я живу сегодняшним днем» (Катя, IX класc).
Ответы одаренных детей отличаются также своей образностью и непредсказуемостью суждений:
«Я – некий дух, что-то, что управляет моим телом с того момента, как я родился, один из тех, кто идет по колее своего жизненного пути, запечатлевая прошлое в памяти» (Егор, IX класc)
или:
«Я представляю себя маленькой песчинкой среди других таких песчинок на огромном шаре. Но я нужен для какой-то цели, но ее еще надо найти» (Илья, XI класc).
Представление о других людях
В табл. 3, 4 представлены данные о со держательных и формальных характери стиках представлений подростков о других людях.
Одаренные дети очень часто выходят за пределы просто эмпирического описания, для них характерны ответы-рассуждения:
«Я не понимаю людей, которые делают зло другим людям. Ведь если мы будем вместе, то у нас получится всё, а если отдельно, то мы не добьемся ничего» (Валерия, VII класc).
Большинство ответов обычных детей сводится просто к констатации того факта, что одни люди им нравятся, а другие нет:
«Люди вокруг меня самые разные. И я по-разному с ними общаюсь. Некоторые очень злые и мне это не нравится, но есть и такие люди, которые мне очень нравятся» (Мария, IX класc),
«Я отношусь к другим людям поразному. К одним хорошо, к другим плохо. К своим друзьям я отношусь хорошо, стараюсь быть с ними искренним» (Станислав, IX класc).
В отличие от учащихся контрольной группы, которые в большинстве своем отмечают, что люди бывают хорошие и плохие, добрые и злые, одаренные дети зачастую дают интересную классификацию других людей:
«Я не делю людей по половому, национальному или по какому другому признаку, каждый человек – личность, которой необходимы уважение и понимание» (Анна, XI класc).
Одаренные подростки отличаются также и тем, что при выборе друзей для общения ориентируются на другие личностные характеристики, выделяя в качестве значимых такие, как творчество, любознательность, гибкий и пытливый ум. Например, обычные дети отмечают следующее:
«В основ ном меня окружают добрые честные, общительные люди. С теми, кто такими не являются, я стараюсь не общаться» (Елена, VII класc).
Для одаренных детей характерными являются другие варианты:
«Я выбираю себе друзей умных, добрых, интересных, любящих сочинять» (Валя, VII класc).
Число ответов, отражающих философские характеристики образа мира, у одаренных детей с возрастом увеличивается. Вот некоторые из них:
«Я думаю, люди на всей земле – это одно общее целое, но многие из них этого не понимают, из-за чего возникают войны и конфликты. Во всех нас есть что-то общее, пусть это только часть» (Диана, IX класc)
«Для меня отношения с другими людьми значат очень многое. Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать другом? Добро та, честность.… Да, но многие люди обладают такими качествами, но не все становятся друзьями. Друзья – это что-то такое свыше, это, как любовь» (Жанна, XI класc).
Таблица. 3 Содержательные характеристики представлений подростков о других людях (%)
|
Содержательные характеристики |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
|
VII класc |
IX класc |
XI класc |
VII класc |
IX класc |
XI класc |
|
|
Эмпирический |
90,0 |
91,3 |
88,8 |
84,0 |
77,3 |
77,3 |
|
Позитивистский |
1,1 |
4,3 |
5,0 |
12,0 |
9,1 |
0,0 |
|
Гуманистический |
0,0 |
1,4 |
3,8 |
0,0 |
4,5 |
13,6 |
|
Философский |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4,5 |
9,1 |
|
Не задумывались |
8,9 |
2,9 |
2,5 |
4,0 |
4,5 |
0,0 |
Таблица 4. Формальные характеристики представлений подростков о других людях (%)
|
Формальные характеристики |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
|
VII класc |
IX класc |
XI класc |
VII класc |
IX класc |
XI класc |
|
|
Эмоциональность |
8,3 |
17,9 |
16,3 |
30,0 |
23,9 |
23,9 |
|
Индифферентность |
40,5 |
32,1 |
32,5 |
18,0 |
21,7 |
23,9 |
|
Активность |
17,9 |
20,0 |
17,5 |
30,0 |
23,9 |
28,3 |
|
Пассивность |
31,0 |
29,9 |
31,3 |
18,0 |
21,7 |
19,6 |
|
Образный ответ |
2,4 |
0,0 |
2,5 |
4,0 |
8,7 |
4,3 |
Одаренные дети отмечают, что каждый человек индивидуален и неповторим:
«Я считаю, что к любому человеку можно найти подход, ведь в каждом есть что-то, за что его можно ценить и уважать» (Николай, XI класc)
или
«Я думаю, что нужно видеть только плюсы других людей, но также не забывать об их минусах. А можно хорошо подумать, и может быть, поймешь, что это на самом деле плюс» (Юля, VII класc).
Одаренных детей в большей мере, чем их обычных сверстников, интересует внутренний мир людей, они говорят:
«В каждом человеке, замечая позитив, можно обнару жить богатый внутренний мир, который интересует меня, ведь он у всех разный, у каждого свой» (Диана, IX класc).
Количество эмоциональных ответов у одаренных детей преобладает над индифферентными, они отвечают следующим об разом:
«Другие люди – магическим образом двигающиеся тела. Они похожи на меня. Вызывают разные чувства. Странно, не так ли?» (Владимир, IX класc)
«Других людей я представляю как бесчисленное количество разных характеров и взглядов. Другие люди всегда интересны для меня» (Никита, XI класc).
Среди обычных детей в подростковом и старшем школьном возрасте индифферентных ответов практически в два раза больше, чем эмоциональных:
«Люди бывают хорошие и плохие» (Павел, IX класc).
Активность в описании других людей ярко выражена опять же у одаренных детей: «Все люди разные. Внешность часто обманчива. Чужая душа – потемки! Нужно уметь разбираться в людях, чтобы их понять» (Иван, IX класc)
или
«Людей много, они все разные, но они должны объединиться для высшей цели (Игорь, XI класc).
Обычные сверстники отличаются пассивностью:
«Других людей я точно не могу представить: одни могут быть лучше, другие хуже» (Виталик, VII класc).
Так же, как и в случае ответов на предыдущий вопрос, в работах одаренных детей чаще встречаются образные ответы и при этом они сохраняют свою неординарность:
«Я считаю, что мир состоит из миллионов таких же людей как я. Можно пред ставить, что жизнь людей – это множество прямых в пространстве, которые пересекаются или же они параллельны» (Татьяна, XI класc).
Представление об окружающем мире
В табл. 5, 6 находятся данные о содержательных и формальных характеристиках представлений подростков об окружающем мире.
В своих рассуждениях об окружающем мире большинство одаренных детей указывают на то, что в мире всё гармонично и взаимосвязано:
«Мир развивается, и любое отклонение приводит к падению» (Кирилл, VII класc), «Окружающий мир – нечто необъятное. То, что живет по своим собственным правилам, и каждое вмешательство в его жизнь, как и в человеческую, приносит ущерб и людям, и животным. Всем! У природы всё продуманно и всё сбалансировано» (Юля, IX класc),
«Окружающий мир – мир, полный гармонии, мир, пронизанный совершенными взаимосвязями. И эта удивительная гармония меня поражает, я восхищаюсь ею. Я не верю в Бога, но верю в силу природы, в ее могущество и мудрость, которая поддерживает гениальный баланс и гармонию во всем вокруг» (Екатерина, IX класc).
Некоторые из одаренных подростков отмечают, что в современном мире необходимо бороться за свое место в нем:
«Мир соперничества между людьми, странами, религией и т. д. Только сильный может вы жить в нем» (Илья, XI класc).
Ответы этих детей отличаются своей оригинальностью:
«Окружающая среда – это пространство, в котором я нахожусь в данный момент. Это ограниченные рамки, куда у меня есть доступ» (Егор, IX класc)
или
«Я представляю мир как большой-пребольшой компьютер со многими программами» (Юра, VII класс).
Именно у них ярко выражено желание познать мир:
«Мир вокруг меня разнообразен, велик и полон различных мест для развития духовного мира. Но также он полон неразгаданных загадок. Мне бы хотелось их разгадать» (Наташа, VII класс).
Забота об окружающем мире особенно значима для одаренных, эта мысль прослеживается в работах большинства детей:
«Наш мир уникален. Надо его беречь. Я надеюсь, что еще есть много добрых и отзыв чивых людей, ведь иначе бы Земля просто превратилась в хаос» (Светлана, VII класс),
«Окружающий мир я представляю большим муравейником. Мир очень красив, но всего этого нельзя увидеть одному человеку. Поэтому так замечательно путешествовать, видеть жизнь других людей, экзотическую флору и фауну и т. д. Окружающий нас мир многообразен, до конца не изучен, уникален и мы должны его беречь» (Жанна, XI класc).
Вот несколько образных ответов одаренных детей, в которых опять же можно увидеть рассуждения о защите окружающего мира:
«Окружающий мир подобен охотничьим угодьям: неосторожный зверек попадает в ловушку, осторожный и умелый остается жить. Впрочем, гарантий никаких нет» (Ольга, XI класc)
«Окружающий мир – это птица, которую заперли в правила и ограничения. Она уже не поет и медленно умирает, угасая. Конечно, еще есть воз можность спасти ее, но мало кто из людей понимает эту опасность» (Диана, IX класc).
Ответы обычных детей в большей степе ни отличаются своей индифферентностью и пассивностью:
«Я представляю окружающий мир как окружение живой и неживой природы» (Виталик, VII класс), «Окружающий меня мир – это наша планета Земля и все существа» (Никита, VII класс)
или
«Я думаю, что окружающий мир очень загрязнен» (Елена, IX класc).
Эмоциональные ответы у одаренных детей преобладают над индифферентными:
«Люблю природу, люблю находиться с ней наедине. В такие моменты природа как-то помогает тебе спокойно размышлять о судьбе, о будущем, о чем-то, что тебя тревожит» (Александр, IX класc).
Анализ работ одаренных детей показывает, что в них есть ответы, которые отражают наличие своеобразного внутреннего диалога, т. е. эти дети находятся в постоянном диалоге не только с собой, но и с окружающим миром.
Однако с возрастом эмоциональный фон в работах меняется в сторону пессимизма. Число пессимистичных ответов у одаренных детей значительно увеличивается:
«Мир прекрасен, но в последнее время человек его все больше загрязняет. Взятки, апатия, недееспособные законы. Нужно уметь видеть в окружающем мире прекрасное: восход Солнца, расцветающее дерево. И тогда жить станет легче» (Иван, IX класc),
«Равновесие постоянно смещается, нет четкой границы между светом и тьмой. Иногда кажется, что тьмы в этом мире больше. Она скрывает очертания соседних предметов и очень легко пропустить нужный поворот или не заметить обрыв…» (Ольга, XI класc)
«Криминал везде, деньги решают всё» (Степан, IX класc)
или
«Мир – это лишь творение людей. На планете не осталось почти ничего естественного. Мир – это сплошная коррупция, несправедливость. Деньги – высшая ценность. Мир – один большой рынок самых различных товаров, где все продается и всё покупается. Ради такой жизни не стоило родиться» (Анна, XI класc).
Полученные нами данные, по-видимому, могут быть обусловлены особенностью детей с общей одаренностью, на которую обращали внимание А.М. Матюшкин и ряд других авторов. Так, согласно А.М. Матюш кину, одной из основных характеристик одаренности людей является высокоразвитая способность к предвосхищению, в силу чего они могут «видеть» на несколько шагов вперед, прогнозировать развитие событий [Симановский, 2003]. Способность к прогнозированию, умение увидеть возможные варианты дальнейшего развития событий и могут служить причиной пессимистических раз мышлений о будущем вплоть до возникновения так называемой экзистенциальной депрессии [18].
Таблица 5. Содержательные характеристики представлений подростков об окружающем мире (%)
|
Содержательные характеристики |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
|
VII класc |
IX класc |
XI класc |
VII класc |
IX класc |
XI класc |
|
|
Эмпирический |
70,8 |
75,0 |
76,3 |
76,0 |
63,6 |
59,1 |
|
Позитивистский |
0,0 |
0,0 |
5,0 |
8,0 |
0,0 |
4,5 |
|
Гуманистический |
14,6 |
22,1 |
10,0 |
16,0 |
22,7 |
18,2 |
|
Философский |
0,0 |
0,0 |
2,5 |
0,0 |
9,1 |
18,2 |
|
Не задумывались |
14,6 |
2,9 |
6,3 |
0,0 |
4,5 |
0,0 |
Таблица 6. Формальные характеристики представлений подростков об окружающем мире (%)
|
Формальные характеристики |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
|
VII класc |
IX класc |
XI класc |
VII класc |
IX класc |
XI класc |
|
|
Эмоциональность |
19,6 |
29,9 |
23,7 |
26,4 |
35,4 |
34,0 |
|
Индифферентность |
29,1 |
20,1 |
24,4 |
20,8 |
8,3 |
12,8 |
|
Активность |
23,4 |
25,4 |
20,5 |
24,5 |
27,1 |
23,4 |
|
Пассивность |
25,3 |
24,6 |
27,6 |
22,6 |
16,7 |
23,4 |
|
Образный ответ |
2,5 |
0,0 |
3,8 |
5,7 |
12,5 |
6,4 |
Представление о своей жизни
Табл. 7, 8 отражают содержательные и формальные характеристики представлений подростков о своей жизни.
Как видно из данных табл. 7, 8, с возрастом число ответов, отражающих эмпирические характеристики образа мира, у одаренных детей становится меньше, а у их сверстников значительных изменений не наблюдается.
Ответов, характеризующих философский образ мира, у одаренных детей с возрастом становится больше:
«Свою жизнь на данный момент я представляю интересной и непростой. Жизнь моя делится на полосы, как у зебры. То они белые, то черные. Мне почему-то кажется, что черных полос больше, и всё же жизнь я считаю уникальным подарком, тем, что не купишь ни за какие деньги. Свою жизнь я представляю тем, что прожить надо достойно. Это похоже на снежный ком, с каждым днем, месяцем, годом этот ком обрастает снегом (жизненным опытом). И обрастать этот ком перестанет только тогда, когда его разрушат или он сам разрушится. Человек также до конца своей жизни учится и набирается жизненного опыта» (Жанна, XI класc).
Однако у обычных детей в различных возрастных группах число ответов с философским образом мира не увеличивается. В ответах одаренных детей четко про слеживается поиск смысла жизни:
«Моя жизнь – это путь, по которому мне нужно пройти. Это срок, который мне дается на свою долю создания этого мира, с его прошлым, будущим и настоящим» (Егор, IX класc).
Они также отмечают, что их жизнь разнообразна и интересна:
«Моя жизнь очень разнообразна. В ней уже было много перемен и неожиданностей. Я думаю, что моя жизнь непростая, так как «нахожусь» на Земле для какой-то цели» (Юля, VII класc).
Показательна динамика отношения к своему будущему. У одаренных детей ярко выражена ориентация на будущее, а не только на прошлое и настоящее. У большинства обычных детей нет проекции на свое будущее:
«Моя жизнь без приключений, живу как обычный ученик, иногда бывают неприятные случаи в школе, они касаются оценок» (Никита, VII класc)
или
«Я никогда не задумывалась над своей прожитой или будущей жизнью. Как ни меняй свою жизнь – все равно от судьбы не уйдешь» (Вика, IX класc).
Количественный показатель образных ответов у одаренных детей значительно выше по сравнению с их сверстниками. Хочется обратить внимание на оригинальность данных ответов:
«Жизнь – это компьютер. Сначала он работает, затем зависает и ломается. А денег чтобы починить его, нет. Да и гарантия уже кончилась» (Максим, VII класc)
«Смерть – это стрела, пущенная в тебя, а жизнь – это время, пока летит стрела. И с каждым мгновением ты понимаешь, что это неизбежно и что стрела приближается. И жизнь оборвется так же неожиданно, как и началась» (Анна, XI класc).
Таблица 7. Содержательные характеристики представлений подростков о своей жизни (%)
|
Содержательные характеристики |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
|
VII класc |
IX класc |
XI класc |
VII класc |
IX класc |
XI класc |
|
|
Эмпирический |
68,9 |
63,8 |
63,8 |
72,0 |
54,5 |
36,4 |
|
Позитивистский |
16,7 |
20,3 |
30,0 |
20,0 |
22,7 |
45,5 |
|
Гуманистический |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Философский |
1,1 |
0,0 |
0,0 |
4,0 |
9,1 |
18,2 |
|
Не задумывались |
13,3 |
15,9 |
6,3 |
4,0 |
13,6 |
0,0 |
Таблица 8. Формальные характеристики представлений подростков о своей жизни (%)
|
Формальные характеристики |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
|
VII класc |
IX класc |
XI класc |
VII класc |
IX класc |
XI класc |
|
|
Эмоциональность |
12,3 |
20,5 |
23,9 |
26,4 |
28,9 |
26,0 |
|
Индифферентность |
36,2 |
27,0 |
24,5 |
18,9 |
13,3 |
18,0 |
|
Активность |
27,6 |
28,7 |
29,7 |
18,9 |
26,7 |
34,0 |
|
Пассивность |
20,9 |
18,9 |
18,7 |
26,4 |
15,6 |
10,0 |
|
Образный ответ |
3,1 |
4,9 |
3,2 |
9,4 |
15,6 |
12,0 |
У одаренных детей активная жизненная позиция преобладает над пассивной:
«Я считаю, что моя жизнь пока только начинается, поэтому сейчас я закладываю фундамент для дальнейшей профессии и образа жизни» (Даша, XI класc).
Ответы одаренных детей на данный вопрос также наиболее эмоционально насыщенны:
«Замечательная жизнь! Иногда легкая, иногда трудная, но при этом супер интересная и разнообразная!» (Андрей, IX класc)
«Я очень люблю жить. Я считаю, что моя жизнь такая, какой я ее сам делаю. В конце концов, всё зависит от меня. Моя жизнь меня устраивает» (Дима, XI класc).
Ответы же обычных детей характеризуются индифферентностью суждений:
«Беззаботная, спокойная жизнь» (Денис, IX класc)
«Мне трудно сейчас представить свою будущую жизнь и что меня ждет завтра» (Наталья, IX класc)
или
«Я представляю свою жизнь нормальной и спокойной» (Антон, IX класc).
Анализ результатов изучения образа мира, полученных с помощью рисуночной методики, обнаруживает те же тенденции, что были выявлены нами с помощью вербальной методики. Так, качественное своеобразие образа мира у одаренных детей проявилось в преобладании метафориче ской, абстрактной картины мира. По мере взросления наблюдается увеличение числа одаренных школьников, демонстрирующих метафорическую картину мира, что не характерно для учащихся контрольной группы. Более того, для одаренных подростков и старших школьников характерен выход за пределы как метафорической, так и абстрактной картин мира. Тип же картины мира – непосредственное окружение – нами не был зафиксирован ни в одном случае.
Важно отметить, что рисунки одаренных детей, на которых изображена пейзажная или планетарная картина мира, отличают ся своей необычностью и неоднозначностью, выходом за рамки общественных стереотипов. Они пронизаны заботой об окружающем мире и зачастую наглядно указывают на те последствия, к которым могут привести различного рода катастрофы. Поэтому анализ данных работ вызвал затруднения, было сложно отнести их к той или иной категории.
Характеристика образа мира у разных групп учащихся (по данным рисуночной методики) представлена на рисунке.
Как видно из рисунка, число ответов с абстрактной и метафорической картинами мира у одаренных детей составляет в VII класcе 61,6%, в IX класcе – 72,0%, в XI класcе – 68,2%, что значительно превы шает количественный показатель по отношению к другим видам – планетарной (VII класc – 23,1%, IX класc – 13,6%, XI класc – 22,7%) и пейзажной (VII класc – 15,4%, IX класc – 13,6%, XI класc – 9,1%).
В то же время у их обычных сверстников ответов с абстрактной и метафорической картинами мира значительно меньше, чем у одаренных детей (VII класc – 34,4%, IX класc – 46,2%, XI класc – 40,7%), а планетарной (VII класc – 34,4%, IX класc – 29,9%, XI класc – 25,0%) и пейзажной (VII класc – 30,2%, IX класc – 23,9%, XI класc – 34,4%). В целом же можно констатировать, что в контрольной группе число ответов с планетарной и пейзажной картинами мира в зависимости от возраста в той или иной степени меньше, чем ответов, отражающих абстрактную и метафорическую картины мира.
С нашей точки зрения, абстрактная и метафорическая картины мира отражают уровень представления о мире в форме обобщенных структур, т. е. такой уровень, который соответствует философскому типу, выделенному нами с помощью вербальной методики.
Необходимо отметить также и оригинальность способов построения рисунка в целом, и необычность его отдельных компонентов у одаренных подростков, что позволяет заметить их нестандартность мышления, наличие развитого воображения. К старшему школьному возрасту у одаренных учащихся усиливается внимание к объектам духовной культуры, что яр ко проявляется в особенностях их рисунков.
Выводы
Исследуя особенности изменения образа мира у одаренных детей, мы получили результаты, на основании которых можно сделать определенные выводы.
Анализ особенностей образа мира у одаренных детей позволил выделить и описать еще один качественно своеобразный тип образа мира – философский, который отражает активный характер осознания мира как взаимосвязанного целого и осмысление места человека в этом целостном мире. Философский образ мира – наиболее высокий уровень осмысления мира и места человека в нем. Философский характер кар тины мира у одаренных подростков и старших школьников обнаруживается также с помощью рисуночной методики, выявляющей преобладание метафорической и абстрактной картин мира у этой группы учащихся.
Философский образ мира наиболее характерен для одаренных детей. Число одаренных детей с философским образом мира возрастает к старшему школьному возрасту. Таких изменений в группе их сверстников не наблюдается.
У одаренных детей во всех возрастных группах число эмоционально насыщенных ответов преобладает над индифферентными, что не характерно для их обычных сверстников.
Анализ особенностей образа мира у одаренных подростков и старших школьников позволил выделить и описать еще одну формальную характеристику, отражающую качественное своеобразие образа мира у одаренных школьников – образность. Ответы одаренных детей характеризуются образностью, которая, в свою очередь, отличаются своеобразностью, специфичностью и неординарностью.
Заключение
Наше исследование было посвящено изучению качественного своеобразия об раза мира у современных одаренных подростков.
Многочисленные исследования в области изучения одаренности показывают, что одаренные дети отличаются целым рядом особенностей развития, среди которых центральное место занимают повышенные познавательные потребности и возможности. Уже в младшем школьном, а тем более в подростковом возрасте такие дети проявляют ярко выраженный интерес к глобальным проблемам, их отличает высокий уровень развития самосознания, повышенная потребность в осмыслении мира как целого. Возможности же познания человека, как уже было отмечено выше, тесно связаны со спецификой образа мира. Во время нашего исследования, используя методику «Образ мира», мы установи ли, что основные различия между одаренными и обычными детьми подросткового возраста наблюдаются по параметру «представление о своей жизни». Одаренные подростки чаще, чем их сверстники, задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
На основании полученных нами данных было выявлено своеобразие жизненной позиции одаренных подростков. Их жизненная позиция заключается в отношении к жизни как к открытой, т.е. творческой задаче, в которой человек должен сам осознанно выбрать ценности и цели своего бытия, самостоятельно найти ресурсы их достижения. У подростков ярко выражено стремление составлять собственные жизненные планы, стремление занять определенное место в жизни, обществе, а также поиск средств реализации собственных планов, что свидетельствует о высоком уровне развитии самосознания. Их обыч ные сверстники часто определяют свою жизненную задачу четко очерченным кругом целей – образование, семья, карьера, рост материального благополучия и т. д. Это то, чему человек может полностью посвятить свою жизнь, не проявляя сверх ординарных усилий, не задумываясь о своем уникальном предназначении в мире, о смысле именно своей жизни.
Помимо представлений о своей жизни ярко выраженные различия между одаренными и обычными детьми наблюдаются по параметру «представление об окружающем мире». Одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Именно одаренных детей характеризует умение смотреть на проблему с разных сторон.
В результате роста самосознания, само развития они не только глубоко осмысляют окружающий их мир, но и осуществляют прогностическую деятельность. Песси мизм, который наблюдается во многих работах, – это, скорее, предвосхищение событий, они прогнозируют будущее, видят на несколько шагов дальше, чем их обычные сверстники. Немного слабее выражены различия между одаренными и обычными детьми по параметру «представление о самом себе».
Одаренных детей характеризует постоянный поиск своего Я, расширение своего индивидуального пространства при осмыслении и утверждении себя в социальном мире. В своих работах одаренные дети говорят о формировании собственного мировоззрения. Многие из них размышляют о развитии своего внутреннего мира, значительно чаще, чем их обычные сверстники, задумываются о своем месте в жизни. Интересно и то обстоятельство, что ода ренным детям свойственно осознание себя частью окружающего мира.
Еще менее выражены различия между одаренными и обычными подростками по параметру «представление о других людях». Как известно, подростковому возрасту вновь сензитивна сторона деятельно сти, акцентирующая развитие взаимоотношений [14]. Наиболее ярким отличием между подростками контрольной и экспериментальной групп является то, что у одаренных подростков чаще, чем у их сверст ников, наблюдаются гуманистические уста новки в общении, которые проявляются в заботе о других людях, об их благополучии. Доминирующим в их отношениях является взаимопонимание, принятие другого чело века как такой же самоценной личности, готовность к равноактивной деятельности. Они демонстрируют свое отношение к личностным свойствам других людей, у них прослеживается интерес к внутреннему миру, открытость к общению и знакомству с новыми людьми. Итак, можно заключить, что такая возрастная особенность подрост ков, как чувствительность к взаимоотноше ниям, наиболее ярко и обостренно прояв ляется у одаренных подростков.
Как отмечалось ранее, анализ особенно стей образа мира у одаренных детей позво лил выделить и описать еще один качествен но своеобразный тип образа мира – филосо фский. Данные нашего исследования пока зывают, что с возрастом число ответов, характеризующих философский образ мира по всем исследуемым параметрам, значительно увеличивается у одаренных детей. И это соответствует всем представлениям об особенностях одаренных детей.
По данным известных психологов, под ростковый возраст – это возраст пытливо го ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активно сти, инициативности, жажды деятельности. Этим можно обосновать полученные нами данные о том, что наиболее ярко выражена активная жизненная позиция у одаренных подростков. Можно сделать заключение, что активная жизненная позиция – это осо бая черта большинства одаренных детей, она проявляется в огромном стремлении к творческому поиску, в желании найти себя, пробуждении и углублении интереса к соб ственной личности, к самоанализу, в стре млении осмыслить окружающий мир и соб ственное предназначение в этом мире.
Полученные нами данные свидетель ствуют о том, что по мере взросления у одаренных подростков нарастают пессими стические тенденции в их образе мира. Об этом же свидетельствуют наблюдения Д. Вебба, который обнаружил, что одарен ные дети и талантливые натуры более дру гих склонны к определенному типу депрес сии – экзистенциальной депрессии. Экзи стенциальная депрессия – это депрессия, которая возникает, когда индивидум стал кивается с основными вопросами суще ствования. В связи с тем, что одаренные дети способны видеть то, какими вещи могут быть на самом деле, они часто явля ются идеалистами. Они видят, насколько реальный мир отличается от того, каким он мог бы быть, поэтому очень остро чувству ют разочарование, когда их идеалы рушат ся. Одаренные подростки быстро опреде ляют противоречивость, произвол, абсурд ность в поведении окружающих их людей. Все это в конечном счете и является источ никами возникновения у них экзистен циальной депрессии [18].
В своих работах А.М. Матюшкин неодно кратно отмечал, что одаренность характе ризуется непредсказуемостью, оригиналь ностью, нестандартностью во всем. Еще один редкий дар – это способность воспри нимать связи и отношения между предме тами и явлениями. Одаренные дети видят неожиданные, непривычные связи между концепциями и событиями. Эти связи не редко составляют основу творчества и изо бретательности. Расположенность к твор честву означает прежде всего особый склад ума, особое качество умственных процессов (Н.С. Лейтес). Именно это мы и прослеживаем в многочисленных образ ных ответах, отражающих качественное своеобразие образа мира у одаренных подростков. С помощью рисуночной методики «Картина мира» также достаточно нагляд но прослеживаются различия между ода ренными и обычными детьми. Данная методика позволила обнаружить преобла дание метафорической и абстрактной картин мира у одаренных детей, что можно рассматривать как проявление философской картины мира. В метафорические рисунки вложен смысл, который выходит за рамки непосредственного значения изо бражения. Мы считаем, что за метафорой стоит целостность восприятия мира. Именно метафора позволяет уйти от кон кретного содержания. Это еще раз показывает, что одаренные подростки и старшие школьники проявляют повышенный интерес к универсальному и общему, абстрактным идеям и теориям, а также могут выразить свои обобщения и идеи философского уровня.
Таким образом, полученные нами данные позволили проследить особенности развития образа мира у той части людей, которые в ближайшие десятилетия «будут формировать, структурировать будущее общество» – у современных одарен ных подростков и старших школьников. Мы описали качественное своеобразие образа мира у этой группы учащихся, выделив такие дополнительные характери стики образа мира, как его философский характер, ярко выраженная образность. В то же время проведенное исследование позволяет поставить и новые вопросы. Так, остается неясным вопрос о роли обучения в развитии описанного нами образа мира у подростков. Для ответа на этот вопрос необходимо проведение дальнейших исследований, в том числе лонгитюдного характера, актуальность которых определяется потребностью общества в творческих людях, умеющих выдвигать нестандартные идеи и решать сложнейшие проблемы мирового характера.