Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 5. С. 48–55
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Изучение особенностей адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития с помощью шкалы Вайленд
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, задержка психического развития, адаптивный профиль, шкала адаптивного поведения Вайнленд, синдром детского аутизма, синдром Аспергера
Рубрика издания: Психологическая диагностика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Сайфутдинова Л.Р. Изучение особенностей адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития с помощью шкалы Вайленд // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 48–55.
Полный текст
Повышение качества жизни и формирование адаптивного поведения - главная задача любого коррекционного, педагогического или лечебного воздействия при работе с детьми с нарушенным развитием. Любое нарушение развития непременно приводит к снижению адаптации ребенка. При этом тип дизонтогенеза определяет, какая именно сфера жизнедеятельности окажется наиболее нарушенной, а какая наиболее сохранной. Коррекционный процесс обязательно должен строиться с учетом этих данных, поэтому необходимым становится использование методов, позволяющих, с одной стороны, оценить степень адаптации и выявить наиболее слабые и сильные стороны ребенка, а с другой стороны, определить связь между уровнями адаптации в различных сферах его жизнедеятельности [2; 3; 6]. Последнее представляется крайне важным, поскольку позволяет правильно выбрать цель коррекционного процесса. Мишенью воздействия в таком случае становится не любой отсутствующий навык, а тот, формирование которого наилучшим образом скажется на поведении в целом.
Цель данного исследования - описание специфических адаптивных профилей детей шестилетнего возраста с нормальным и отклоняющимся развитием с помощью шкалы адаптивного поведения Вайнленд.
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Шкала адаптивного поведения Вайнленд (Vineland Adaptive Behavior Scales - VABS), далее по тексту - Вайнленд или шкала Вайнленд [8]. Общепризнанный в международной практике инструмент оценки адаптации лиц с нормальным и отклоняющимся развитием. Шкала Вайнленд - это полуструктурированное интервью, в ходе которого на вопросы интервьюера отвечают эксперты - родители ребенка или люди из его ближайшего окружения (те, кто о нем заботится и проводит с ним много времени). Она оценивает четыре основные сферы жизнедеятельности: коммуникацию, повседневные житейские навыки, социализацию, моторные навыки, а также проявления дезадаптивного поведения (табл. 1) [1; 4; 5; 7; 9].
Содержание шкал и субшкал Вайнленд
Помимо этого, в опросник включена шкала дезадаптации. Дезадаптивное поведение проявляется в форме поведенческих паттернов, приносящих определенные неудобства, проблемы ребенку. Они подразделены на две группы, каждая из которых оценивается соответствующей частью шкалы.
К части I относятся проявления дезадаптивного поведения, которые могут встречаться и у нормально развивающихся детей, например: «Сосет палец. Негативи- стичен. Проявляет повышенную тревожность, страхи. Грызет ногти».
В части II представлены более значительные проявления дезадаптации, которые не встречаются при нормальном развитии, например: «Умышленно разрушает, уничтожает собственное или чужое имущество. Демонстрирует поведение, наносящее вред самому себе».
ИСПЫТУЕМЫЕ
В ходе исследования опрошены родители или близкие родственники 141 ребенка (103 мальчиков и 38 девочек в возрасте 6 лет). Контрольную группу составили 55 детей (38 мальчиков, 17 девочек), посещавших детские дошкольные учебные заведения массового типа Москвы. В основную группу вошли 86 детей (65 мальчиков, 21 девочка). Исследование проводилось на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Департамента образования Москвы (ЦПМССДиП). Дети основной группы в соответствии с данными медико-психологического обследования разделены на четыре группы: дети с неврозоподобными расстройствами на фоне остаточных явлений раннего резидуально-органического поражения ЦНС - группа 1; дети с диагнозом «задержка психического развития различного генеза (ЗПР)» - группа 2; группа 3 - дети с синдромом детского аутизма (СДА); дети с синдромом Аспергера и / или высокофункциональные аутисты (СА) - группа 4 (табл. 2).
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для каждой группы были построены усредненные графики результатов, представленных в стандартных баллах по американским нормам по шкалам адаптации (рис. 1).
На рис. 1 представлены усредненные профили всех групп в стандартных баллах (шкала IQ, где 100 - среднее, 15 - стандартное отклонение) по американским нормам шкалы Вайнленд. Как видно из рис. 1, каждая группа характеризуется специфическим адаптивным профилем.
Статистический анализ результатов по сырым баллам проводился с использованием средств пакета STATISTICA 6.0.(STAT SOFT). Для установления различий между
группами были рассмотрены 15 факторов - субшкал и шкал адаптивного поведения и два фактора - части I и II шкалы дезадап- тивного поведения. Для сравнения выборок использовался U-тест по методу Манна и Уитни.
В профиле типично развивающихся детей (контрольной группы) показатели по каждой отдельной шкале адаптивного поведения находятся в пределах нормативного уровня по американским нормам (85-115 баллов), (см. рис. 1).
Таблица 1
Содержание шкал и субшкал Вайнленд
Шкалы |
Субшкалы |
Содержание |
Коммуникация |
Рецептивные навыки |
Умение слушать, понимать услышанное и выполнять инструкцию |
|
Экспрессивные |
Вербальные и невербальные навыки устной коммуникации |
|
Письменные |
Навыки чтения и письма |
Повседневные житейские навыки |
Личные навыки |
Навыки самообслуживания и личной гигиены. Забота о собственном здоровье |
|
Домашние |
Помощь по ведению домашнего хозяйства (приготовление еды, уборка, уход за одеждой) |
|
Общественные |
Пространственно-временная ориентировка. Навыки поведения в местах общественного. питания, на работе, улице, в том числе с точки зрения личной безопасности. Умение пользоваться телефоном, обращение с деньгами |
Социализация |
Межличностное взаимодействие |
Распознавание и выражение эмоций. Подражание. Навыки установления контакта в социально приемлемых формах. Дружба. Позитивное восприятие окружающих. Принадлежность и общение в социальных группах |
Игра, времяпрепровождение |
Игра, телевизор и радио, хобби. Совместное с другими времяпрепровождение. Умение делиться и сотрудничать с другими |
|
Навыки сотрудничества |
Следование общественным правилам и нормам, в том числе соблюдение этикета. Проявление ответственности перед другими, умение контролировать собственное поведение. Умение хранить секреты |
|
Моторные навыки |
Крупная моторика |
Координация, движения тела и отдельных его частей (головы, туловища, конечностей). Сидение, ходьба и бег, игровая активность |
|
Мелкая моторика |
Манипуляции с предметами, графическая и конструктивная деятельность |
Таблица 2
Общее число испытуемых и половозрастная характеристика групп
Группа |
Всего (чел.) |
Мальчики |
Девочки |
Средний возраст (лет / мес.) |
Контрольная |
55 |
38 (69 %) |
17 (31 %) |
6,5 |
Группа 1 |
21 |
15 (71 %) |
6 (29 %) |
6,5 |
Группа 2 |
14 |
8 (57 %) |
6 (43 %) |
6,6 |
Группа 3 |
18 |
15 (83 %) |
3 (17 %) |
6,5 |
Группа 4 |
33 |
27 (82 %) |
6 (18 %) |
6,3 |
ВСЕГО |
141 |
103 (73 %) |
38 (27 %) |
6,5 |
В профиле детей с пограничными нервно-психическими расстройствами (группы 1) показатели по всем шкалам, так же как и у здоровых детей, находятся в пределах нормативного уровня, однако у детей этой группы уровень бытовых навыков и социализации выше, чем у здоровых детей. При сравнении результатов (в сырых баллах) с контрольной группой для детей группы 1 характерно достижение более высокого, чем в норме уровня развития бытовых навыков наряду со снижением уровня развития письменных навыков коммуникации и крупной моторики.
Показатели усредненного профиля детей с ЗПР (группы 2) по всем шкалам (кроме моторики), и по общему суммарному баллу находятся на умеренно низком уровне (70-84 балла). Наибольшие понижения в профиле связаны с коммуникативными навыками и общим показателем адаптации (суммарным баллом по всем шкалам). В целом адаптивный профиль этих детей расположен ниже графиков детей группы 1 и нормально развивающихся (см. рис. 1). Специфичным для детей с ЗПР является снижение навыков коммуникации, социализации и достоверно более низкий, чем у здоровых детей, уровень развития мелкой моторики при относительно высокой области бытовых навыков. От группы 1 их отличают более низкие результаты по всем областям адаптации.
Профиль детей с СДА (группы 3) - самый низкий относительно всех остальных групп по всем шкалам адаптации (см. рис. 1), имеет понижения по коммуникации, социализации и уровню адаптации в целом. По сырым баллам для детей этой группы специфичны достоверно более низкие результаты по большинству субшкал и шкал адаптации так же по сравнению со всеми другими группами. Существенные отличия выявляются при сравнении со здоровыми детьми и с группой 1. Единственный фактор, по которому эти дети не отличаются от типично развивающихся, это субшкала «домашние навыки». В сравнении с детьми с ЗПР результаты группы 3 достоверно ниже по всем субшкалам области коммуникации и социализации и отдельным навыкам в области быта и моторики.
Дети с синдромом Аспергера (группы 4) имеют высокий уровень коммуникации и моторных навыков и снижение профиля по сферам повседневных житейских навыков, социализации и общей адаптации (рис. 1). Интересно, что профили детей ЗПР и высокофункциональных аутистов внешне схожи по бытовой области, социализации и моторике, и сильно расходятся только в части коммуникации. При сравнении результатов этих групп по сырым баллам также выявлено наименьшее количество достоверных различий: дети с синдромом Аспергера превосходят детей с ЗПР только в области коммуникации и навыках мелкой моторики.
От здоровых детей (по сырым баллам) группа 4 демонстрирует отличия как в области экспрессивных, так и рецептивных навыков коммуникации при сходном уровне развития письменных навыков. Существенные трудности эти дети испытывают и в сфере социализации. В моторной сфере они существенно хуже нормы по уровню развития крупной моторики, а в быту только по навыкам личной гигиены и самообслуживания.
От группы 1 дети группы 4 обнаруживают отличия в области социализации и бытовых навыков, по которым дети группы 1 превосходят их. При этом следует отметить, что в моторной сфере и коммуникативных навыках между этими группами отличий не выявлено. При сравнении с группой 3 группа 4 имеет наибольшие отличия - по 12 субшкалам (преимущественно в области коммуникативной сферы и социализации, и отдельным навыкам в бытовой сфере и мелкой моторике).
Дезадаптация. На рис. 2 представлены усредненные показатели групп 1, 2, 3, 4 и контрольной (нормативной) по шкале дезадаптации.
По показателям шкалы дезадаптации (рис. 2) нормально развивающиеся дети характеризуются наличием поведенческих паттернов по части I и отсутствием деза- даптивных проявлений по части II шкалы. По выраженности дезадаптивных проявле- ниий части I шкалы дезадаптации дети группы 1 более дезадаптированы, чем здоровые. В отличие от нормы, дезадаптив- ные проявления у детей группы 1 характеризуются не только трудностями, выявляемыми у здоровых детей (которые, как правило, проявляются в виде импульсивности,
Результаты детей с ЗПР не дают той степени выраженности дезадаптивных проявлений (характерных части II шкалы), которая может наблюдаться у детей с асинхронным развитием (с расстройствами аутистического круга) независимо от интеллектуального уровня.
Для детей с СДА и СА характерна более выраженная степень дезадаптирован- ности (по части I и II шкалы дезадаптации) по отношению к здоровым детям и детям группы 1, и по части II по отношению к детям с ЗПР.
Корреляционный анализ. Для расчета корреляционных зависимостей между субшкалами использовался метод ранговой корреляции Спирмена. Такой анализ позволил выявить как общие для всех групп, так и специфические связи между сферами адаптивного и дезадаптивного поведения. Уровень развития бытовых навыков во всех группах напрямую связан с социализацией. Таким образом, работа в семье, направленная на формирование бытовых навыков, позволит подготовить ребенка к выходу в социум, «тренироваться» в усвоении навыков социального взаимодействия со своими близкими, научиться выполнять и подчиняться определенным правилам социального взаимодействия в семье, и таким образом поднять уровень его социальной успешности.
В свою очередь, быт связан с уровнем развития речи во всех группах, кроме нормы. Это указывает на важность работы по развитию речи (или альтернативных средств коммуникации при ее отсутствии) для адаптации ребенка с любой формой дизонтогенеза.
Во всех группах выявляется связь между двигательной сферой и бытовыми навыками. Таким образом, работая с моторной сферой ребенка (развитием преимущественно навыков мелкой либо крупной моторики), мы опосредованно, через быт можем влиять положительно и на его социализацию.
Специфическая связь речи как ведущего средства коммуникации с социализацией ребенка показана во всех группах, кроме детей с синдромом Аспергера. Работа над речью как непосредственная задача коррекции может повысить социальную успешность детей этих групп.
Помимо вышеуказанной, общей для всех групп (за исключением здоровых детей), связи моторики с бытом для отдельных групп отмечается также связь моторики непосредственно с социализацией. Если в группе 1 это преимущественное влияние мелкой моторики, у аутистов - крупной, то в группе с СА моторный фактор имеет множественные корреляционные связи с социализацией, как в части крупной, мелкой, так и всей моторики в целом. Данная деятельность у детей с СА снижена, что существенно затрудняет их социализацию, кроме всего прочего, возможно, и по этой причине.
Вызывает интерес также наличие корреляционных связей между субшкалами адаптации и поведенческими паттернами, описываемыми в шкале дезадаптации. Данные связи встречаются в норме - преимущественно по субшкалам коммуникации (речевой фактор) и части I шкалы дезадаптации, у детей группы 1 - как связь дезадаптивных проявлений с социальной успешностью. В группе детей с ЗПР они не прослеживаются, а у детей групп 3 и 4 единичны. Представляется важным отметить эту тенденцию, так как в ходе коррекционной работы с детьми группы 1 работа по развитию адаптивных навыков, а именно социальных, по-видимому, может снять часть симптомов дезадаптации, уменьшить стресс, переживаемый ребенком.
Выводы
1. Для каждой из обследованных групп с типичным или отклоняющимся развитием выявлены специфические профили адаптивного поведения с помощью шкалы Вайнленд.
2. По отдельным областям адаптации выявлены специфические различия особенностей адаптивного функционирования детей с разными типами дизонтогенеза.
3. Корреляционный анализ отношений между сферами адаптивного и дезадап- тивного поведения показывает наличие как общих, так и специфических связей.
4. Анализ адаптивного профиля позволяет спланировать конкретные пути повышения адаптации ребенка путем развития соответствующих адаптивных навыков.
Литература
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2003.
- Гордеев В. И., Александрович Ю. С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки детей. СПб., 2001.
- Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб., 2004.
- Сайфутдинова Л. Р. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и синдромом Аспергера (по материалам зарубежной печати) // Аутизм и нарушения развития. 2003. № 2.
- Сайфутдинова Л. Р., Сударикова М. А. Оценка уровня развития адаптации ребенка с помощью шкалы Вайнленд // Школа здоровья, 2004. № 1.
- Слободская Е. Р., Гудман Р., Князев Г. Г. Актуальные вопросы современной медицины. Новосибирск, 2002.
- Alice S. Carter, Fred R. Volkmar, Sara S. Sparrow, Jing-Jen Wang, Catherine Lord, Geraldine Dawson, Eric Fombonne, Katherine Loveland, Gary Mesibov, and Eric Schopler. Vineland Adaptive Behavior Scales: The Supplementary Norms for Individuals with Autism // Journ. of Autism and Developmental Disorders, 1998. V. 28. №. 4.
- Sara S. Sparrow, David A. Balla, and Domenic V. Cicchetti Vineland Adaptive Behavior Scales, Interview Edition. Survey Form Manual. Minnesota: American Guidance Service, 1984.
- Using the Vineland to predict Autizm and Asperger Syndrom. An interview with Dr. S. Sparrow // Assessment Information Exchange (AIE), Spring 2001. V.12. № 1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6067
В прошлом месяце: 44
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 6427
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 2