Стратегии совладания у лиц, совершивших правонарушение на фоне длительного стресса

1021

Аннотация

Рассматривается проблема совладающего со стрессом поведения у лиц, находяшихся в длительной психотравмирующей ситуации и совершивших общественно-опасное деяние. Одной из основных задач работы является определение особенностей копинг-стратегий, психологических защитных механизмов и эмоциональной дезадаптации при совершении криминально-агрессивных действий как в условиях длительного психотравмирующего воздействия, так и вне его. Обследованы 45 человек, проходившие стационарную экспертизу в государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, и 208 человек – студентов российских вузов. Полученные результаты позволяют сделать вывод о выраженности симптомов депрессии и тревоги как личностной черты у лиц, совершивших криминально-агрессивное действие в условиях психотравмы, а также о преобладании у них пассивных, избегающих копинг-стратегий и незрелых защитных механизмов. Вместе с тем при проведении комплексных психолого-психиатрических экспертиз аффекта рекомендуется применение комплекса методик, направленных на определение репертуара копинг-стратегий и психологических защитных механизмов.

Общая информация

Ключевые слова: экспертиза, аффективные процессы, стресс, депрессия, тревога, копинг-стратегии, совладающее поведение, защитные механизмы, совладание, стратегии преодоления, психика, стратегия поведения

Рубрика издания: Психология кризисных ситуаций

Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности

Для цитаты: Иванов П.А. Стратегии совладания у лиц, совершивших правонарушение на фоне длительного стресса // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 155–163.

Полный текст

 

Одним из наиболее распространенных видов комплексной судебной психолого­психиатрической экспертизы (КСППЭ) является экспертиза аффекта у обвиняемого в момент совершения общественно-опасного деяния. Для определения его эмоционального состояния в момент совершения правонарушения эксперт-психолог изучает материалы уголовного дела, в ходе экспериментально-психологического исследования проводит клинико-психологическую беседу, определяет индивидуально-психологические особенности личности. Применяемые клинико-психологические методы, в частности, направлены на исследование копинг-стратегий и защитных механизмов обвиняемого.

Впервые проблему изучения копинг- стратегий и защитных механизмов при определении аффекта поставил Ф. С. Са- фуанов [4; 5]. В практике проведения комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз аффекта выделяются:

•  «физиологический аффект» как об­щепсихологический аффект, развивающийся непосредственно в ответ на единичное (разовое) психотравмирующее воздействие;

•  «кумулятивный аффект» как обще­психологический аффект, возникающий вследствие накопления эмоционального напряжения в условиях длительной психо­травмирующей ситуации на фоне продолжительного стресса.

В качестве дополнительных признаков аффекта, вызванного длительной психо­травмирующей ситуацией, выступают неудачные попытки совладающего поведения (наличие фрустраций, связанных с поиском выхода из психотравмирующей ситуации) и формирование психологических защит, снижающих степень психотравми­рующего воздействия. Интенсивность агрессивного побуждения в момент совершения преступления у таких обвиняемых обусловлена высоким уровнем эмоциональной напряженности, развившейся у них в длительной психотравмирующей ситуации, связанной с особенностями противоправного или аморального поведения потерпевшего. До разрядки напряженности для обвиняемого характерен перебор вариантов поведения, направленных на снижение этой напряженности. Он протекает как процесс «совладающего» поведения, но оказывается неэффективным. Неудачные попытки разрешить психотравми­рующую ситуацию заканчиваются фруст­рациями, что, в свою очередь, по механизму порочного круга приводит к дальнейшему усилению эмоционального напряжения. Совладающее поведение у многих обвиняемых сопровождается и формированием различных психологических защит, снижающих субъективную значимость ситуации. После исчерпания всех копинг-стратегий (направленных на изменение ситуации) и «поломки» защитных механизмов эмоционально обусловленный выбор агрессивного действия (возникающего обычно в ответ на очередную психогению по типу «последней капли») оказывается импульсивным и безальтернативным.

В длительной психотравмирующей ситуации у обвиняемого чаще всего накапливается эмоциональное напряжение в структуре стресса. Фактически, согласно концепции общего адаптационного синдрома организма Г. Селье, нахождение обвиняемого в длительной психотравмирую­щей ситуации можно сравнить со стадией резистентности (сопротивления), которая характеризуется увеличением уровня сопротивляемости организма [6].

Наиболее развернутая концепция, описывающая собственно психологические механизмы стресса, принадлежит американскому психологу Р. Лазарусу, который предложил когнитивную трансактную модель, рассматривающую стресс как опосредованное отношение человека к обстоятельствам, совокупность внешних факторов и внутренних проявлений. Сила стрессовой реакции, по Р. Лазарусу, определяется не столько качеством стрессора, сколько значимостью ситуации для человека [2].

В связи с этим Р. Лазарус вводит центральное для своей теории стресса понятие копинга (совладания), определяемое им как «когнитивные и поведенческие усилия по управлению специфическими внешними или внутренними требованиями (и конфликтами между ними), которые оцениваются как напрягающие или превышающие ресурсы личности» [8]. Таким образом, при рассмотрении стресса в виде трансактного процесса (процесса столкновения индивида с окружающим миром) структура стрессового микроэпизода представлена следующими элементами:

1)   осознание стрессора и его оценка;

2)   нарушение гомеостаза, связанные со стрессом эмоции и когнитивные процессы;

3)   копинговая реакция;

4)   результат копинга и новая оценка ситуации.

Таким образом, актуальной проблемой является исследование роли защитных психологических механизмов и процессов совладания у лиц, совершивших общественно-опасное деяние в условиях длительной психотравмирующей ситуации.

Задачи исследования

Основная задача нашего исследования - определение особенностей копинг-страте- гий, психологических защитных механизмов и эмоциональной дезадаптации при совершении криминально-агрессивных действий как в условиях длительного пси­хотравмирующего воздействия, так и вне его. Для ее решения было необходимо проанализировать а) показатели депрессии и тревоги; б) стратегии совладания со стрессом; в) психологические защитные механизмы:

•у лиц, совершивших общественно­опасное деяние в условиях длительной психотравмирующей ситуации (основная группа);

•у лиц, совершивших правонарушение вне психотравмирующей ситуации (контрольная группа);

•у лиц, не совершивших общественно­опасное деяние и не находившихся в длительной психотравмирующей ситуации (группа сравнения).

Характеристика выборок

Для реализации поставленных задач были обследованы 3 группы испытуемых. Основная группа (22 человека) - это испытуемые, находившиеся в длительной пси­хотравмирующей ситуации и совершившие криминально-агрессивные действия. Диагноз «психически здоров» был выставлен 10 испытуемым, для 8 человек - «органическое психическое расстройство», для 4 человек - «расстройство личности». Контрольная группа (23 человека) - это испытуемые, не находившиеся в длительной пси­хотравмирующей ситуации, совершившие криминально-агрессивные действия. Диагноз «психически здоров» был выставлен 11 испытуемым, для 7 человек - «органическое психическое расстройство», для 5 человек - «расстройство личности». Эти две группы обследованы в условиях стационара в ФГУ «ГНЦ ССП им В. П. Сербского Росздрава» в период проведения КСППЭ. Все испытуемые были признаны вменяемыми. Группа сравнения (208 человек) - это группа, которая является «практически здоровой»: испытуемые не находились в длительной психотравмирующей ситуации и не совершали криминально-агрессивных действий (студенты российских вузов).

Инструменты

В проведенном исследовании были использованы следующие методики.

1.   Для определения уровня депрессии и тревоги применялись Опросник депрессии Бэка (Beck depression inventory, BDI) и Опросник тревоги Бэка (Beck Anxiety Inventory, BAI) [1];

2.   Для определения копинг-стратегий использовались:

А) опросник «Способы психологического преодоления» (WCQ, The Ways of Coping Questionnaire), который создан на основе наблюдений над тем, какими способами люди могут справляться со стрессогенны­ми событиями.

Последний состоит из 50 предложений, каждое из которых начинается словами: «Оказавшись в трудной ситуации, Я...». Предлагается 4 варианта ответа: никогда, редко, иногда, часто. Опросник содержит 8 шкал (8 копинг-стратегий).

1.   Копинг по типу конфронтации - активные усилия по изменению ситуации.

2.  Дистанцирование - когнитивные усилия отделиться от ситуации, уменьшить ее значимость.

3.   Самоконтроль - усилия по регулированию своих чувств и действий.

4.   Поиск социальной поддержки - усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

5.   Принятие ответственности - признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

6.   Бегство-избегание - мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.

7.   Планирование решения проблемы - произвольные проблемно-фокусиро- ванные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

8.   Положительная переоценка - усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности, включает также религиозное измерение [9].

Б) опросник копинг-стратегий «COPE» (COPE Inventory, C. S. Carver, M. F. Scheier, J. K. Weintraub) [7], который предназначен для определения реагирования людей на различные стрессогенные жизненные события и в настоящее время находится на стадии апробации и адаптации. В данном опроснике 60 вопросов и 15 шкал.

1.   Позитивное переопределение события и личностный рост - пытаться извлечь максимум из ситуации, выиграть, вырасти с ее помощи или рассматривать ее в наиболее благоприятном свете;

2.   Психическое избегание - психологическое отстранение от цели, с которой сопряжен стрессор, уход в фантазии, сон и другие способы самоот- велечения;

3.   Фокусировка и вентилирование эмоций - повышенное сознавание эмоционального дистресса с тенденцией вентилировать или другим образом разрядить эти чувства;

4.   Использование инструментальной социальной поддержки - поиск помощи, информации или совета о том, что делать;

5.   Активный копинг - совершить действие или приложить усилие для удаления или изменения стрессора;

6.   Отрицание - попытка отрицать реальность стрессогенного события;

7.   Религиозный копинг - повышенная вовлеченность в религиозные виды деятельности;

8.   Использование юмора - шутить по поводу стрессогенного события;

9.   Поведенческое избегание - бросание, прерывание всех усилий достижения целей, с которой сопряжен стрессор;

10. Самоограничение - пассивное со­владание в виде воздержания от активных попыток совладать;

11. Использование эмоциональной социальной поддержки - получение симпатии или эмоциональной поддержки от других людей;

12. Употребление ПАВ - прибегание к алкоголю, наркотикам или другим веществам как к способу отвлечься от стрессогенного события;

13. Принятие, смирение - принятие того факта, что стрессогенное событие произошло и оно реально;

14. Оттормаживание всех других занятий - отстранение внимания от других видов занятий, в которые может быть вовлечен индивид, с целью более полной концентрации на решение проблемы в стрессогенной ситуации;

15. Планирование совладания - размышление о том, как бороться со стрессором, планирование активных усилий и действий по совладению с ним.

3.   Для исследования защитных механизмов был использован опросник «Индекс жизненного стиля» (LSI, Life Style Index, R. Plutchik, H. Kellerman, H. Conte), который адаптирован и стандартизирован Е. С. Романовой и Л. Р. Гребенниковым [3].

Опросник содержит 97 вопросов, 8 шкал (8 защитных механизмов).

1.   Отрицание - подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия;

2.   Подавление - неприятные эмоции блокируются посредством забывания реального стимула и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним;

3.   Регрессия - возвращение в стрессовой ситуации к более незрелым пат­тернам поведения и удовлетворения;

4.   Компенсация - попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности, нехватки, утраты (реальной или мнимой);

5.   Проекция - приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональная основа для их неприятия и самопринятия на этом фоне;

6.   Замещение - снятие напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый объект или на самого себя;

7.   Интеллектуализация - предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией;

8.   Реактивное образование - выработка и подчеркивание социально одобряемого поведения, основанного на «высших социальных ценностях».

Результаты исследования

В табл. 1 приведены данные сравнительного исследования показателей депрессии и тревоги между группами. При сравнении трех групп выявлено, что основная группа является эмоционально неблагополучной, показатели депрессии и тревоги в ней самые высокие, тогда как различий между контрольной группой и группой сравнения не выявлено. Таким образом, в основной группе распространенность эмоциональных нарушений в виде симптомов депрессии и тревоги выше, чем в контрольной группе и группе сравнения.

Таблица 1

Показатели депрессии и тревоги у испытуемых

Группы

Основная группа (N=22)

Контрольная группа (N=23)

Группа сравнения (N=208)

Параметры

M

SD

M

SD

M

SD

Уровень депрессии

24,5

9,1

12,5a

9,4

10,3b

7,4

Уровень тревоги

24

11,5

19,1a

7,2

11,4b

7,6

Проведение статистического анализа позволило выявить значимые различия по использованию копинг-стратегий между группами. Результаты по опроснику «COPE» приведены в табл. 2. Испытуемые из основной группы достоверно чаще прибегают к таким копинг-стратегиям как: отрицание, религиозный копинг, поведенческое избегание, самоограничение, принятие, оттормаживание всех других занятий.

Таблица 2

Характеристики копингстратегий у испытуемых (опросник COPE)

Копинг-стратегии

Основная группа (N=22)

Контрольная группа (N=23)

Группа сравнения (N=208)

M

SD

M

SD

M

SD

Позитивное переопределение события и личностный рост

4,9

2,8

5,8

2,3

7,2bc

2,0

Психическое избегание

4,7

1,6

3,8

1,9

5,0c

2,0

Фокусировка на эмоциях и их вентилирование

6

1,8

4,2

1,8

5,7

2,7

Использование инструментальной социальной поддержки

5,1

3,1

5,9

2,2

6,8b

2,5

Активный копинг

6,2

2,3

7,6

2,2

7,1

2,3

Отрицание

5,4

2,2

2,4a

2,0

2,2b

1,9

Религиозный копинг

9,3

4,0

5,2a

3,4

2,5b

2,6

Использование юмора

1,5

1,9

3,5

2,3

4,4bc

2,9

Поведенческое избегание

3,4

2,4

2,4

2,0

2,1b

1,7

Самоограничение

6,4

2,1

6,1

2,1

5,1bc

1,8

Использование эмоциональной социальной поддержки

5,6

3,2

5,1

2,8

6,9

2,9

Употребление ПАВ

1,9

2,4

2,2

3,1

1,9

2,7

Принятие

6,6

2,0

6,8

1,8

5,7b

2,2

Оттормаживание всех других занятий

6,6

1,1

4,5a

2,3

4,4b

2,1

Планирование совладания

4,4

2,0

6,9

2,9

7,1b

2,5

Они реже используют следующие стратегии совладающего поведения: позитивное переопределение события и личностный рост, использование инструментальной социальной поддержки, использование юмора.

M - среднее; SD - стандартное отклонение; а - различия между основной и контрольной группами статистически достоверны (р<0,01; р<0,05) критерий Манна-Уитни; b - различия между основной группой и группой сравнения статистически достоверны (р<0,01; р<0,05) критерий Манна-Уит­ни; с - различия между контрольной группой и группой сравнения статистически достоверны (р<0,01; р<0,05) критерий Манна-Уитни

Результаты сравнительного исследования копинг-стратегий по опроснику «Способы психологического преодоления» приведены в табл. 3. Статистический анализ показал, что испытуемые из основной группы достоверно чаще прибегают к следующим копинг-стратегиям: дистанцирование, принятие ответственности, а реже используют - конфронтационный копинг, поиск социальной поддержки, планирование решения проблемы.

Таблица 3

Характеристики копингстратегий у испытуемых (опросник Лазаруса)

Копинг-стратегии

Основная группа (N=22)

Контрольная группа (N=23)

Группа сравнения (N=208)

M

SD

M

SD

M

SD

Конфронтационный копинг

8,2

2,6

7,1

3,0

9,4b-c

2,9

Дистанцирование

10,1

2,8

6,9a

3,4

8,0b

3,1

Самоконтроль

11,8

3,1

13,1

3,6

11,4

3,1

Поиск социальной поддержки

9,4

3,5

10,4

2,9

11,1b

3,4

Принятие ответственности

9,2

2,7

8,3

2,2

6,7b,c

2,2

Бегство / избегание

13,7

4,1

10,5

4,1

10,4

3,6

Планирование решения проблемы

10,1

3,8

12,4

3,1

12,5b

3,0

Положительная переоценка

13,3

5,3

11,4

4,0

11,4

3,6

M - среднее; SD - стандартное отклонение; а - различия между основной и контрольной группами статистически достоверны (р<0,01; р<0,05) критерий Манна-Уитни; b - различия между основной группой и группой сравнения статистически достоверны (р<0,01; р<0,05) критерий Манна-Уит­ни; с - различия между контрольной группой и группой сравнения статистически достоверны (р<0,01; р<0,05) критерий Манна-Уитни

Таким образом, испытуемые из основной группы достоверно чаще прибегают к пассивным, избегающим копинг-стратеги- ям и реже используют эмоциональную и социальную поддержку, активные действия по планированию и разрешению стрессовой ситуации.

 

Данные табл. 4 отражают статистически значимые различия в использовании защитных механизмов. У испытуемых основной группы чаще наблюдается использование защитного механизма подавление и как тенденции - проекции и замещения, а реже наблюдается механизм отрицания.

Таблица 4

Характеристики защитных механизмов у испытуемых 

Защитные механизмы

Основная группа (N=22)

Контрольная группа (N=23)

M

SD

M

SD

Отрицание

5,5

2,3

7,9**

2,4

Подавление

5,5

2,1

4,6**

1,9

Регрессия

5,2

2,5

4,1

2,3

Компенсация

4,1

1,9

3,8

2,5

Проекция

9,2

2,5

6,9t

3,0

Замещение

4,3

2,5

2,7t

1,6

Интеллектуализация

6

2,2

7

1,3

Реактивное образование

5,5

2,7

3,7

2,3

M - среднее; SD - стандартное отклонение; * - различия между испытуемыми статистически достоверны (p<0,05); ** - различия между испытуемыми статистически достоверны (p<0,01); t - тенденция различий
 

Обсуждение результатов и выводы

Сравнительный анализ эмоционального благополучия между группами выявил, что самые высокие показатели депрессии и тревоги свойственны испытуемым основной группы. Отсутствие различий в эмоциональном состоянии между контрольной группой и группой сравнения позволяет говорить о том, что эмоционально неблагополучное состояние испытуемых основной группы является не ситуационно обусловленным (ввиду нахождения испытуемых под стражей), а выступает как личностная черта. Иначе говоря, лица, совершившие общественно-опасное деяние под воздействием длительной психо­травмирующей ситуации, находятся в эмоционально неблагополучном состоянии как до, так и после совершения общественно­опасного деяния, и уровень эмоционального неблагополучия зависит не только от стрессовых факторов, приведших их к совершению правонарушения. В данном случае стрессор в виде длительной психотравмиру­ющей ситуации, связанной с действиями потерпевшего, доводит эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения общественно-опасного деяния до критического уровня, на высоте которого и совершается преступление.

Усугублению эмоционального состояния и слабой способности сопротивления аморальным или противоправным действиям потерпевшего способствует использование пассивных, избегающих копинг-стратегий. Испытуемые основной группы чаще прибегают именно к таким способам совладающего поведения. Использование отрицания, религиозного копинга, поведенческого избегания, самоограничения, принятие отторжения всех других занятий, дистанцирование и принятие ответственности и игнорирование позитивного переопределения событий и личностного роста, инструментальной социальной поддержки, планирования решения проблемы, поиска социальной поддержки, конфронта­ционного копинга, юмора приводит к тому, что и без того высокий уровень эмоционального напряжения у лиц, находящихся в длительной психотравмирующей ситуации и совершивших криминально-агрессивное действие, достигает критического уровня. Использование психологических защит (подавления, проекции, замещения) способствует снижению субъективной значимости ситуации и позволяет снизить уровень эмоционального неблагополучия лишь на некоторое время, но в целом не разрешает проблему.

Таким образом, в длительной психотрав­мирующей ситуации лица, которые и так находятся в эмоционально-неблагополучном состоянии, продолжают подвергаться воздействиям потерпевшего. Пытаясь снизить уровень напряженности, они используют психологические защиты и прибегают к пассивным, избегающим копинг-стратегиям. Когда возможностей для сдерживания эмоционального напряжения больше нет, но сила стрессогенного воздействия возрастает, варианты совладающего поведения исчерпываются, а защитные механизмы оказываются неэффективными, тогда и происходит совершение криминально-агрессивного поступка в ответ на очередное противоправное или аморальное действие потерпевшего, служащего «последней каплей».

Литература

  1. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., 2001.
  2. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л.: Лениздат, 1970.
  3. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Мытищи, 1996.
  4. Сафуанов Ф. С. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза аффекта // Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. М.: Генезис, 2005.
  5. Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практическое пособие. М.: Гардарики, Смысл, 1998.
  6. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
  7. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing Coping Strategies: A theoretically based
    approach // J. Pers. and Soc. Psychol. 1989. V. 56.
  8. Lazarus R. S. Cognitive and coping process in emotion. In: Stress and coping. N.Y.: Columbia
    Univ. press, 1977.
  9. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N. Y., 1984.

Информация об авторах

Иванов Павел А., аспирант кафедры клинической психологии факультета психологического консультирования, ФГБОУ ВО МГППУ, младший научный сотрудник лаборатории психологии в гражданском процессе ФГУ ГНЦ ССП им В. П. Сербского Росздрава, Москва, Россия, e-mail: pivo123@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2037
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1021
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1