Методика изучения готовности педагогов к деловому взаимодействию с учащимися

1129

Аннотация

В статье описана разработанная автором совместно с И. А. Мещеряковой методика изучения готовности педагогов к реализации делового взаимодействия с учащимися, которая представляет собой опросник, состоящий из 8 вопросов различного типа (открытые, незаконченные предложения, ранжирование), предназначенный для использования как в индивидуальной, так и в групповой форме. Представлены результаты исследования 24 педагогов средней общеобразовательной школы г. Москвы с использованием указанной методики, а также качественный анализ полученных данных, подтвержденных фактами наблюдений за этими учителями на уроках. На основании результатов исследования выделены и охарактеризованы три группы учителей. Делается вывод о том, что методика может использоваться для изучения готовности педагогов к деловому взаимодействию с учащимися. Кроме того, она показывает возможности для переориентации педагогов на инновационную модель взаимодействия с учащимися подросткового возраста.

Общая информация

Ключевые слова: учебное взаимодействие, деловое общение, опросник, тестирование

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Могилева И.Е. Методика изучения готовности педагогов к деловому взаимодействию с учащимися // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 7–16.

Полный текст

 

Современное состояние общеобразовательной школы, задачи ее модернизации ставят многочисленные проблемы перед образованием. В частности, встает вопрос об изменении стратегии взаимодействия педагогов с учащимися, о переходе от авторитарной педагогики к партнерской, к педагогике сотрудничества. Особенно актуальным это становится в построении учебного процесса с учащимися подросткового возраста в связи с их возрастными особенностями.

Подросток стремится занять позицию «взрослого человека» в отношениях со старшими людьми. Он постоянно ищет подтверждения своей взрослости. Поэтому в общении с взрослыми учащиеся ценят их отношение к себе как к равным партнерам. Они с интересом ходят на уроки педагогов, которые проявляют уважение и интерес к ним, видят в них сложившуюся личность. В противном случае происходит снижение уровня учебной мотивации, конфликты с учителями, прогулы.

Нами был разработан опросник, выявляющий степень готовности педагогов к деловому общению с учащимися. Мы используем термин «готовность», предполагая, что тенденции традиционной педагогики все еще преобладают, хотя многие учителя пытаются осуществлять субъект- субъектный, личностно ориентированный подход. Его высшим уровнем является деловое взаимодействие. Но в образовательном процессе эти подходы представлены еще очень слабо, поэтому понятие готовности к ним в данном случае более уместно.

Понятие делового общения мало рассматривается в педагогической психологии. Чаще всего оно используется в социальной психологии для анализа отношений между партнерами и описывается как процесс взаимосвязей и взаимодействия, в которых происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализации определенной цели (В. В. Собольни- ков, Г. В. Бороздина, Е. В. Журавлева и др.). В таком общении один субъект всегда представляет, репрезентирует мнение, убеждения, информацию другого субъекта.

Мы рассматриваем деловое общение между учителем и учащимся на уроке как взаимодействие, основанное на принципе партнерства и сотрудничества между ними.

Ученик в деловом общении с учителем рассматривается как равный учителю сотрудничающий партнер [6, с. 31]. Он в той же степени, как и учитель, участвует в создании учебного процесса. В отношении учебного взаимодействия можно выделить следующие принципы делового общения:

•   разделение учебного процесса между участниками на основе договоренности;

•    субъектность участников;

•  активность в реализации учебного взаимодействия обоих партнеров;

•    диалогизация между участниками;

•   свобода действий, мыслей, чувств участников;

•    самоактуализация.

В основе научения посредством делового взаимодействия с учащимся как с субъектом лежит самодвижение, выбор информации и действий, отвечающих его потребностям и ценностям. При таком научении ребенку дается выбор, предоставляется свобода для действий и накладывается ответственность за этот выбор [9, с. 29].

На значимость делового общения указывают многие исследователи [3, с. 12; 5, с. 71], выделяя в качестве его формирующего воздействия развитие творческих способностей, умение учиться, адаптацию к новым условиям, формирование потребности в инициативе, предприимчивости и т. д. Это те качества, на отсутствие которых в учениках так часто указывают педагоги.

Разработанный нами опросник (см. приложение) состоит из двух условно выделенных тематических блоков.

Первый блок (1-5 вопросы) направлен на определение общего представления учителей о взаимодействии между учителем и учащимися. Второй блок (6-8 вопросы) - на выявление их представлений о деловом общении. Опросник содержит 8 вопросов; два из них представляют собой незаконченные предложения, один - ранжирование предложенных вариантов ответов, остальные - вопросы открытого типа.

Опрос может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Обработка осуществляется путем количественного и качественного анализа данных.

В нашем исследовании принимали участие 24 педагога средней общеобразовательной школы г. Москвы.

Наблюдения за педагогами на уроках позволили нам условно выделить три группы учителей по их способу взаимодействия с учащимися на уроке:

1)   педагоги, готовые к реализации партнерских отношений с учащимися, - 33 % (8 чел.);

2)   педагоги, не принимающие партнерской позиции по отношению к учащимся, - 46 % (11 чел.);

3)   учителя, обладающие противоречивой позицией, - 21 % (5 чел.).

Результаты обработки полученных материалов позволили выявить характер представлений педагогов об идеальном, т. е. наиболее эффективном и достигающим поставленной цели, взаимодействии с учащимися. Оказалось, что учителя, готовые к реализации делового общения с учащимися, считают, что осуществление идеального взаимодействия зависит как от учителя, так и от учащегося. Эти учителя смогли выделить действия, которые необходимо выполнить обоим субъектам в совместной работе. Большая часть педагогов считает, что для реализации идеального взаимодействия учитель должен:

•   иметь возможность включать в работу всех учащихся;

•добиться внимания всех учеников;

•   интересно и доступно строить изложение материала;

•   проявлять индивидуальный подход.

Педагоги этой группы отдают приоритет учащимся, а их включенность в учебный процесс рассматривают как основной показатель идеального взаимодействия. Вместе с тем только около половины всех учителей конкретизируют способы его достижения. Среди названных ими способов можно выделить следующие конкретные технологии:

•   интересно и доступно строить изложение материала;

•   использовать форму беседы с учениками на уроке;

•   показывать важность изучаемого материала;

•   использовать групповые формы работы.

Они понимают, что в учебном процессе активно участвуют оба субъекта - учитель и ученик, при этом роль ученика не снижена. Таким учителям важно не просто формальное присутствие учащегося на уроке и репродуктивное усвоение знаний, а его включенность в работу, возможность построения диалога, интерес и осмысленная работа на уроке. Наиболее распространенными стали следующие ответы педагогов (по мере убывания):

•участвует по мере возможностей;

•   активно рассуждает, осмысливает материал;

•   заинтересован в уроке, настроен на него;

•   выражает свои способности.

В отличие от описанной выше группы педагогов учителя, не готовые к деловому общению, считают, что для осуществления идеального взаимодействия с учеником необходимо соблюдение внешних сторон обучения, таких как поддержание дисциплины на уроке, выполнение учебного плана и т. д. Для них идеальное взаимодействие с учащимся основывается на предписанных нормах, выполнение которых расценивается как основная цель этого взаимодействия. Эти учителя считают, что идеальное взаимодействие зависит только от учителя и от выполнения им возложенных на него функций. Роль ученика при этом нивелируется и состоит в освоении и применении конкретных знаний.

Учителям было предложено оценить по десятибалльной шкале,насколько их представление об идеальном взаимодействии соответствует существующему. Оказалось, что у большинства учителей независимо от характера их взаимодействия с учащимися это соответствие очень незначительно и варьирует от 1 до 6 баллов. Такое идеальное взаимодействие им удается реализовать с 20-30 % учащихся.

Учителям было необходимо конкретизировать, от кого и от чего зависит учебное взаимодействие между ними и учащимися. Результаты представлены в табл. 1.

Представленные в табл. 1 результаты показывают, что учителя, готовые к деловому общению, считают, что особенности учебного взаимодействия зависят именно от их позиции по отношению к учащимся. Также важен профессионализм учителя в совокупности с мотивацией учащихся. Именно при наличии этих показателей возможно строить эффективный учебный процесс. Учителя, не готовые к деловому общению, на первое место ставят методику преподавания, профессионализм учителя и специфику предмета. Они подтверждают ранее полученные данные, что учебный процесс, по их мнению, зависит во многом от них, а роль ученика в данном случае не рассматривается. Наименее важным условием, влияющим на учебное взаимодействие, по мнению учителей обеих групп, является настроение учителя и учеников.

 

Таблица 1

Результаты ранжирования педагогами условий эффективного взаимодействия с учащимися

Качества

Количество упоминаний в 1-й группе (в абсолютных величинах)

Качества

Количество упоминаний во 2-й группе (в абсолютных величинах)

Активность

7

Ответственность

9

Инициативность

6

Исполнительность

7

Умение размышлять

5

Умение размышлять

7

Самостоятельность

5

Активность

6

Высокая мотивация

4

Работоспособность

6

 

Не менее важным параметром в пред ставлениях педагога об учебном взаимо действии является сложившийся у него об раз идеального ученика. Этот портрет, вы явленный в данном исследовании, оказал ся довольно разнообразным и включаю щим как личностные качества, так и каче ства познавательной сферы. Наиболее ча сто встречающиеся качества представле ны в табл. 2. Как мы видим, образ идеального ученика у педагогов обеих групп схож в отношении выделения в нем активности, в умении раз мышлять и высокой мотивации. Однако для педагогов первой группы идеальный ученик обладает качествами субъекта – активнос тью, инициативностью, которые он может проявлять на уроке. Для учителей, не гото вых к деловому общению, ответственность и исполнительность являются необходимыми характеристиками идеала. Эти данные в полной мере сочетаются с их представлениями об идеальном взаимодействии. С учеником, обладающим исполнительностью, легче достичь дисциплины на уроке и осуществлять контроль за его деятельностью.

Абсолютно все педагоги понимают отличия современных старшеклассников от их родителей. Однако они склонны выделять либо только положительные, либо только отрицательные черты. Педагоги, не готовые к деловому общению, акцентируют внимание на негативных чертах современных подростков, говоря, что они ленивые, безответственные, нецелеустремлен­ные, не умеющие и не желающие работать. Остальные считают, что подростки стали более активными, уверенными, смелыми, по сравнению со своими родителями, и видят в этом их достоинства.

В связи с этим подавляющее большинство учителей считают, что нужно перестраивать учебное взаимодействие с современными учащимися. Однако в данном вопросе также проявились различия между педагогами. 58 % педагогов первой группы делают акцент на том, что нужно изменить отношения в сторону увеличения личностного фактора и общаться с подростками как со взрослыми (учитывать личностные качества и индивидуальные возможности ребенка, уважать ребенка как полноправную личность). Остальные учителя акцентируют внимание на изменении содержания и методов на уроке (сделать содержание более интересным, использовать форму свободной беседы на уроке). Педагоги второй группы считают, что необходимо усилить контроль за учащимися и привлечь к этому родителей в целях коррекции негативных проявлений.

Результаты показали, что педагоги имеют скудные представления о деловом общении. Они ограничиваются знаниями о том, что это официальное общение между партнерами в сфере бизнеса. Однако большинство педагогов, готовых к нему, хотели бы овладеть навыками делового общения. Для этого им необходимо знание критериев построения такого общения и практика их реализации. Они считают возможным его реализацию с учащимися и называют конкретные способы его достижения, которые, по их мнению, заключаются в построении беседы, диалога с учащимися, выяснении их точки зрения. Педагоги делают акцент на самостоятельном поиске правильного ответа учениками, выборе задания для себя. Педагоги, не готовые к такому взаимодействию, не видят возможностей для переноса делового общения на учебный процесс.

Анализ данных наших наблюдений за педагогами на уроках показал, что учителя, которые по результатам методики готовы к партнерскому взаимодействию с учащимися, каждый урок стараются строить в виде беседы с учащимися. Такие педагоги стимулируют детей к высказываниям своих мыслей, своей точки зрения. Они призывают не бояться неправильных ответов, пытаются в каждом высказывании найти что-то интересное и развить его. Поощряется любая активность учащихся. Реализуется метод проектов, при котором учащиеся самостоятельно представляют заинтересовавшую их тему таким образом, как видят они ее. В конце урока проводится рефлексия с целью выявления интересных для учащихся моментов на уроке.

На уроках учителей, не готовых к деловому взаимодействию с учащимися, четко прослеживаются фиксированные этапы урока: проверка домашнего задания, повторение, новый материал, закрепление. Существенная роль отводится методу опроса учащихся с акцентом на точном воспроизведении знаний, полученных от учителя. При объяснении материала используется лекционный метод. Стимулирование к усвоению материала происходит с помощью актуализации страха проверки знаний и негативной отметки. В конце урока происходит повторение материала.

Учителя, обладающие противоречивой позицией, используют методы взаимодействия учителей обеих групп. В зависимости от темы урока, материала, необходимого для усвоения, могут преобладать обе тенденции взаимодействия.

Таким образом, полученные в нашем исследовании результаты подтверждаются данными наблюдений. Сопоставив их, можно сделать вывод, что учителя, готовые к деловому взаимодействию с учащимися, понимают, что в учебном процессе активно участвуют оба субъекта - учитель и ученик, при этом роль ученика не снижена. Таким учителям важна включенность ученика в работу, возможность построения диалога, интерес и осмысленная работа на уроке. Для этих педагогов идеальный ученик обладает качествами субъекта - активностью, инициативностью. При этом задача учителя - в создании условий для проявления учащегося. Учитель понимает, что взаимодействие зависит как от учителя (его профессионализма, позиции по отношению к учащемуся), так и от учащегося (его личностных качеств, мотивации). Он признает индивидуальный подход к ребенку и понимает, что общение с учениками должно строиться как со взрослыми. Он считает возможным деловое общение между учителем и учащимися и видит способы его реализации.

Учителя, не готовые к деловому взаимодействию с учащимися, либо не выделяют функций учащегося вообще, либо признают их в усвоении материала учителя, умении применять полученные знания и в соблюдении дисциплины. Для них идеальный ученик обладает такими качествами, как исполнительность, ответственность. Они видят отличия современных старшеклассников от их родителей и, как правило, эти отличия носят отрицательный характер. По мнению данной категории учителей, необходимо усилить контроль за поведением и успеваемостью в целях коррекции этих недостатков; деловое общение с учениками они считают невозможным.

Представления учителей, на уроках которых наблюдались противоречивые тенденции, по результатам опросника оказались близки к партнерским. Педагоги признают важность активности учащихся на уроке. Однако они затрудняются конкретизировать ее проявления. Так же как и учителя, готовые к деловому общению, они понимают, что взаимодействие зависит как от учителя, так и от учащегося. Они считают необходимым изменение взаимодействия с современными учащимися, четко видят их отличия от родителей. Вместе с тем они не считают возможным реализацию делового общения между собой и учащимися (40 %) либо не видят способов его построения (б0 %).

Важно отметить, что педагоги по-разному реагируют на данную методику. Учителя, не готовые к деловому взаимодействию, выполнив методику, редко проявляли дополнительный интерес к ней. Некоторые из них лишь хотели прояснить для себя понятие делового общения и уже в устной форме выражали сомнения в возможности его построения с учащимися. Причины невозможности построения делового общения с учащимися учителя видят в особенностях учащихся. Они называют такие характеристики, как отсутствие мотивации у детей, недостаточный уровень их общего развития, которые оцениваются ими как сдерживающие факторы для этого общения.

Учителя, готовые к партнерскому взаимодействию с учащимися, проявляли интерес к вопросам методики, пытались обсудить их содержание с психологом. После ее выполнения они уточняли особенности делового взаимодействия, просили оказать методическую помощь в подборе и осуществлении его на уроке.

Аналогичным образом вели себя педагоги, показавшие противоречивые данные. Эта группа учителей обладает мотивацией к реализации делового взаимодействия, но им не хватает знаний и навыков. В нашем исследовании эти педагоги проявили большую степень активности.

Приведем пример.

Для учителя литературы из этой группы идеальное взаимодействие на уроке заключается в активном обсуждении произведения учащимися, высказывании их мнения о нем, построение диалога с другими учащимися и учителем.

Задачу учитель видит в возможности заинтересовать детей, побудить их к размышле­
ниям. Поэтому идеальный ученик должен обладать активностью, умением размышлять и заинтересованностью.

Учитель считает, что особенности учебного взаимодействия зависят от профессионализма учителя, мотивации учащихся, т. е. этот процесс двусторонний.

Учитель осознает отличия современных учащихся и считает необходимым перестроить взаимодействие с ними, однако затрудняется определить понятие делового общения и не видит возможностей для его реализации на уроке.

В целом представления учителя близки к партнерскому общению. Проблема данного учителя заключается в отсутствии необходимых знаний о деловом общении, что тормозит его построение с учащимися. Эта проблема решается путем предоставления педагогу теоретической информации, что и было сделано в данном случае.

Поэтому можно сказать, что разработанный опросник является стимулирующим средством для педагогов, побуждающим их к самоанализу особенностей взаимодействия с учащимися и возможностей его коррекции.

Наше исследование показало, что в целом методика устанавливает степень готовности педагогов к деловому взаимодействию. На основании ее применения психологу дается возможность увидеть способы работы с педагогами по налаживанию их взаимодействия с учащимися. В этом плане наиболее информативным оказался вопрос «Считаете ли Вы возможным деловое общение между учителем и учащимися на уроке? Как оно может проявляться?», показывающий представления педагогов о переносе принципов делового общения на учебный процесс. Для психолога это является показателем того, какие средства необходимы учителю для его переориентации на инновационную модель взаимодействия с учащимися.

Литература

  1. Бороздина Г. В. Психология делового общения. Уч. пособие. М., 2001.
  2. Горелова В. Н. Психология делового общения. Пермь, 1995.
  3. Горьковская И. А. Психология делового общения: Учеб пособие. СПб., 1995.
  4. Гринько С. В. Организация подготовки учителей к педагогическому общению как основе выстраивания субъектсубъектных отношений между участниками педагогическогопроцесса. Магнитогорск, 2002.
  5. Журавлева Е. В. Формирование готовноcти старшеклассников к деловому общению в учебном процессе школы: Дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2000.
  6. Митина Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999.
  7. Неустроева Н. А. Формирование готовности будущих учителей к организации делового общения участников в педагогическом процессе: Дисс. … канд. пед. наук. АлмаАта, 1992.
  8. Технология субъектсубъектного взаимо действия в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических учебных заведений: учеб. пособие / Е. А. Леванова, А. Б. Романенчук, Е. И. Мычко и др. Калининград, 1999.
  9. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.

Информация об авторах

Могилева И.Е., аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2144
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1129
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3