Психологическая наука и образование
2009. Том 14. № 2. С. 41–46
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: адаптация, школьная адаптация, школьная дезадаптация, адаптационный потенциал личности, субъективное благополучие, социализация, психическая адаптивность
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Григорьева М.В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 2. С. 41–46.
Фрагмент статьи
Школа – уникальный институт социализации, который влияет на становление молодого человека систематически и в течение длительного периода времени.
На протяжении школьного обучения социальная ситуация развития меняется несколько раз и происходят значительные изменения в отношениях между учеником и средой: смена ведущей деятельности, изменения характера отношений с окружающими, появление новых возможностей школьника, переживаний и личностных новообразований определяют специфику динамического равновесия личности в системе «индивид-среда». Трансформация взаимоотношений внутри данной системы детерминируется не только расширением ближайшего социального окружения и изменением его требований, но и значительными событиями, происходящими в современном обществе в связи с переходом на новые политические и экономические отношения.
Последние потребовали переосмысления целей школы, содержания учебных программ, форм и методов обучения и воспитания и, в конечном итоге, – содержания социализации. Сегодня в большинстве школ в том или ином виде осуществляется инновационная деятельность: разрабатываются и реализуются программы развития школ, ведется экспериментальная работа, осваиваются новые образовательные программы и технологии. Проводимые в школе инновации дополняют и усиливают динамичность отношений «индивид-среда». В условиях существенного преобразования деятельности индивида, сопровождающегося трансформациями в его социальном окружении, на первый план выступает проблема адаптации.
Школьная адаптация определяется нами как сложное явление, представляющее собой систему процессов, характеризующих приспособительные взаимодействия личности и среды в зависимости от уровня психической организации человека. Активные адаптационные взаимодействия двух систем – личности и школьной среды – направлены на сохранение динамического равновесия между ними и осуществляются, в силу многообразия контекстов школьных взаимодействий, постоянно.
Литература
- Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2002.
- Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие. – М., 2005.
- Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2553
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 1190
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5