Психологические риски образовательной среды школы в эмоционально-личностном состоянии подростков

3219

Аннотация

Работа посвящена описанию кризисных ситуаций, возникающих в образовательном пространстве средней школы и соответствующих им негативным сдвигам в эмоциональном состоянии и переживаниях учащихся. Эта проблема рассматривается в русле концепции психологической безопасности образовательной среды. В статье излагаются результаты эмпирического исследования психологических рисков образовательной среды на базе средней школы Москвы. Исследование проведено на подростках – учащихся V–VIII классов – максимально чувствительной к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта возрастной группе. Делается вывод, что отрицательное отношение учеников к образовательной среде школы, неудовлетворенность значимыми характеристиками образовательной среды и низкий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии влияют на развитие тревожности, страхов, неблагоприятного самоотношения, отрицательного эмоционального отношения к учению

Общая информация

Ключевые слова: психология образования, риск, подростковый возраст, эмоционально-личностное состояние

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Леонова О.И. Психологические риски образовательной среды школы в эмоционально-личностном состоянии подростков // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 5. С. 20–24.

Фрагмент статьи

Современная школа может быть рассмотрена как объект высокого риска. Здесь есть основания говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально-опасных психолого-педагогических технологий (или полным отсутствием психологического сопровождения образовательного процесса).

Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности образовательной среды, которая основывается на представлении, что человек:

  • будет принят, а не отторгнут некой референтной группой;
  • иметь эмоционально благоприятные взаимоотношения со значимыми другими;
  • защищен от угроз, неприятия, подавления.

Признание значимости социальной среды (прежде всего, позитивных отношений в среде) является условием ощущения
персональной идентичности с ней наряду с эмоциональной поддержкой, чувством ценности друг друга, терпимостью, доверием и ответственностью.

Сегодня существует множество подходов к пониманию взаимодействия среды и человека:

  • «бытие-в-мире» в рамках экзистенциальной психологии;
  • «человек»–«психологическая среда»–«непсихологический мир» в теории поля;
  • «географическая и психологическая среда» в гуманистическом направлении;
  • биогенетическая концепция теории развития «развитие человека силами, вне
    этого развития»;
  • культурно-историческая концепция развития человека;
  • «симбиотическое сознание» – исходный пункт взаимозависимости среды и ребенка по Ж. Пиаже;
  • «микро-, мезо-, экзо- и макросистемы» в модели экологических систем;
  • «культурно-историческое поле наличной социальности» в антропологическом
    принципе в психологии развития;
  • «экологическая психология»;
  • «Человек – Природа» в экопсихологии;
  • социологическая концепция среды и др. [2].

Методологической основой нашего подхода являются представления о сущности обучения и воспитания, развитые в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина, личностно-деятельностный подход к исследованию образования как системы проектирования и моделирования образовательного пространства (С. Г. Вершловский, В. А. Левин, В. И. Панов, В. В. Рубцов,В. И. Слободчиков), а также принципы системности, целостности, развития, детерминизма, единства внешнего и внутреннего.

Литература

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002.
  2. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. СПб., 2006.
  3. Гуружапов В. А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.
  4. Лактионова Е. Б., Ковров В. В. Результаты пилотажного исследования особенностей образовательной среды школ (по результатам анкетирования педагогов) // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Информационно-методический бюллетень ГЭП II уровня / Под ред. И. А. Баевой, В. В. Коврова. М., 2009. № 2.
  5. Рубцов В. В., Забродин Ю. М. Образовательная среда – феноменология и практика безопасности // Безопасность образовательной среды / Сборник статей (в 2-х частях).
    Часть II. М., 2008.
  6. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002.
  7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001

Информация об авторах

Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, ведущий аналитик сектора развития квалификаций и профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров, «Московский государственный психолого-педагогический университет», исполнительный директор ФПО России, член президиума ФПО России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9916-3947, e-mail: olesya_leonova@mail.ru