Психологическая наука и образование
2009. Том 14. № 5. С. 20–24
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологические риски образовательной среды школы в эмоционально-личностном состоянии подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психология образования, риск, подростковый возраст, эмоционально-личностное состояние
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Леонова О.И. Психологические риски образовательной среды школы в эмоционально-личностном состоянии подростков // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 5. С. 20–24.
Фрагмент статьи
Современная школа может быть рассмотрена как объект высокого риска. Здесь есть основания говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально-опасных психолого-педагогических технологий (или полным отсутствием психологического сопровождения образовательного процесса).
Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности образовательной среды, которая основывается на представлении, что человек:
- будет принят, а не отторгнут некой референтной группой;
- иметь эмоционально благоприятные взаимоотношения со значимыми другими;
- защищен от угроз, неприятия, подавления.
Признание значимости социальной среды (прежде всего, позитивных отношений в
среде) является условием ощущения
персональной идентичности с ней наряду с эмоциональной поддержкой, чувством
ценности друг друга, терпимостью, доверием и ответственностью.
Сегодня существует множество подходов к пониманию взаимодействия среды и человека:
- «бытие-в-мире» в рамках экзистенциальной психологии;
- «человек»–«психологическая среда»–«непсихологический мир» в теории поля;
- «географическая и психологическая среда» в гуманистическом направлении;
- биогенетическая концепция теории развития «развитие человека силами,
вне
этого развития»; - культурно-историческая концепция развития человека;
- «симбиотическое сознание» – исходный пункт взаимозависимости среды и ребенка по Ж. Пиаже;
- «микро-, мезо-, экзо- и макросистемы» в модели экологических систем;
- «культурно-историческое поле наличной социальности» в
антропологическом
принципе в психологии развития; - «экологическая психология»;
- «Человек – Природа» в экопсихологии;
- социологическая концепция среды и др. [2].
Методологической основой нашего подхода являются представления о сущности обучения и воспитания, развитые в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина, личностно-деятельностный подход к исследованию образования как системы проектирования и моделирования образовательного пространства (С. Г. Вершловский, В. А. Левин, В. И. Панов, В. В. Рубцов,В. И. Слободчиков), а также принципы системности, целостности, развития, детерминизма, единства внешнего и внутреннего.
Литература
- Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002.
- Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. СПб., 2006.
- Гуружапов В. А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.
- Лактионова Е. Б., Ковров В. В. Результаты пилотажного исследования особенностей образовательной среды школ (по результатам анкетирования педагогов) // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Информационно-методический бюллетень ГЭП II уровня / Под ред. И. А. Баевой, В. В. Коврова. М., 2009. № 2.
- Рубцов В. В., Забродин Ю. М. Образовательная среда – феноменология и
практика безопасности // Безопасность образовательной среды / Сборник статей (в
2-х частях).
Часть II. М., 2008. - Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001