Отражение «образа-Я» в рисунках детей из неполных (разведенных) семей

1321

Аннотация

В статье рассматриваются особенности представлений о себе у детей младшего школьного возраста из полных и неполных (разведенных) семей. Основной частью статьи является описание эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей отражения «образа-Я» в рисунках детей из неполных семей. Производится сравнительный анализ представлений о себе у детей из полных и разведенных семей. Выявляется отражение в рисунках детей последствий травмирующей ситуации развода. Описываются особенности представлений о себе детей из разных типов семей, выделяются гендерные различия «образа-Я», отражающиеся в рисунках детей. Демонстрируются возможности рисуночного метода при исследовании представлений о себе у детей младшего школьного возраста. Отмечается, что полученные результаты могут быть использованы при организации консультативной и коррекционной помощи семьям, переживающим или пережившим развод, в целях снижения травматического влияния этого события на представление о себе детей младшего школьного возраста, сохранения их психического здоровья и эмоционального благополучия

Общая информация

Ключевые слова: самосознание, образ Я, детско-родительские отношения, неполная семья, развод, рисунок

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Соколикова Н.М. Отражение «образа-Я» в рисунках детей из неполных (разведенных) семей // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 5. С. 45–51.

Фрагмент статьи

Исследованиe посвящено изучению особенностей «образа-Я» детей, воспитывающихся в неполных разведенных семьях, а также анализу особенностей представлений о себе, отраженных в рисунках детей.

Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме «образа-Я», до сих пор нет целостного понимания разнообразия факторов, влияющих на его становление [1]. В нашей работе, вслед за М. И. Лисиной, «образ-Я» рассматривается как диалектическая совокупность когнитивно-аффективной информации ребенка о себе, отражающая единство определенных структур, функциональных и эмоциональных компонентов [3]. Генезис когнитивной части такого образа связан с проблемой самопознания, а аффективной – с вопросом о механизмах самооценки ребенка.

«Образ-Я» начинает складываться у ребенка сразу после рождения и развивается в условиях его взаимодействия с предметным миром и окружающими его людьми [Там же]. Главным социальным окружением для ребенка является семья. Именно в семье происходит становление представления о себе и близких людях.

Семья указывает границы идентификации, способству ет появлению у ребенка образа своего «Я».

Любой кризис в семье отражается на состоянии ребенка. Развод – один из самых травмирующих и тяжелых для ребенка кризисов семьи. Это событие может вызывать такие тяжелые последствия как неврозы,

депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность) и т. д. Изучению последствий развода для ребенка посвящены исследования зарубежных и отечественных авторов (В. Сатир, Г. Т. Хоментаускас, Г. Фигдор, Д. Видра, Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн, Д. Баумрид, А. И. Захаров и др.).

Переживание ребенком развода сугубо индивидуально, как и комплекс испытываемых при этом чувств. Вина, обида, печаль, боль, ярость, страх – все это типичные и нормальные реакции ребенка на данное событие. В этот момент особенно важно отследить и понять эмоциональное состояние ребенка, помочь ему справиться с переживаниями вины и обиды. Поэтому чрезвычайно важным оказывается вопрос о том, как это можно сделать.

Поскольку именно «рисунок является средством коммуникации ребенка с окружающим миром» [2], нас интересовало, каким образом последствия травмирующей ситуации (развода) отражаются в рисунках детей, т. е. существуют ли какие-то устойчивые характеристики, свидетельствующие о последствии развода, а также какие параметры рисунка отражают представление ребенка о себе. Мы предположили, что отражение «образа-Я» в рисунках детей, переживших развод родителей, отличается от его отражения у детей из полных семей.

В исследовании приняли участие младшие школьники 8–10 лет, всего 60 детей.

Исследуемую группу составили 30 детей, воспитывающихся в разведенных семьях: 15 мальчиков и 15 девочек. Контрольную группу составили 30 детей из полных семей с родными родителями: 15 мальчиков и 15 девочек.

Целью нашего исследования было изучить с помощью детских рисунков особенности «образа-Я» у младших школьников, переживших развод родителей. Выбор метода исследования обусловлен тем, что рисунки как вид творчества являются преломлением в сознании ребенка окружающей его действительности. Рисование как творческий акт позволяет ребенку данного возраста лучше и безболезненно отрефлексировать фантазии и страхи, свои чувства.

Литература

  1. Архиреева Т. В. Системный подход к пониманию структуры Я-концепции и закономерностей ее развития в детском возрасте // Культурно-историческая психология. 2008. № 4.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.-Воронеж, 1997.

Информация об авторах

Соколикова Н.М., аспирантка кафедры детской и семейной психотерапии факультета психологи- ческого консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, e-mail: sokolikova_nm@mail.ru