Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 3. С. 29–40
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Услуги для детей младшего возраста на базе местного сообщества: «три кита» неформального, внеинституционального и официального подходов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: воспитание и обучение детей младшего возраста, официальное обучение, внеинституциональное обучение, неформальное обучение, оценка качества обучения в раннем возрасте, паутинная диаграмма, воспитание и обучение детей младшего возраста на базе местного сообщества, развитие в младшем детстве
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: ван Оуденховен Н., Хуалла Р. Услуги для детей младшего возраста на базе местного сообщества: «три кита» неформального, внеинституционального и официального подходов // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 3. С. 29–40.
Фрагмент статьи
Введение
Ряд текущих документов и дискуссий в сфере образовательной политики как в Европе, так и за ее пределами, указывают на роль местных сообществ в воспитании и обучении детей младшего возраста (ВОДМВ), в поддержке семьи в вопросах воспитания детей, обогащения их развития и образования [1; 10; 11]. В частности, подчеркивается потенциал служб на базе местных сообществ в сфере инклюзии, способность реагировать на потребности детей и семей с их индивидуальными жизненными историями [1; 9].
В разных странах Европы взгляды на функции ВОДМВ совпадают не полностью. Однако можно и даже необходимо договориться о некоторых базовых принципах.
Для эксплицитного обозначения оказания услуг по ВОДМВ в Европе используется рабочее определение тематической рабочей группы по обучению и воспитанию в младшем возрасте «Еврочайлд» (Eurochild’s Early Years Education and Care Thematic Working Group – TWG).
Каковы общие принципы организации ВОДМВ на базе местного сообщества 2?
- услуги рассматриваются как активы местного сообщества, ведущие к росту благополучия детей, родителей, семей и всего сообщества;
- критериями в принятии решений служат идеи коллективизма, партнерства и вовлечения;
- все средства, выделяемые из общественных ресурсов, идут на образование детей и поддержку их семей [10].
Наблюдаемый в настоящее время рост интереса к ВОДМВ на базе местных сообществ имеет несколько источников. Во-первых, это проблемы, возникающие в ходе широкомасштабной рыночной стандартизации услуг, активно ведущейся в таких странах как Великобритания и Нидерланды.
Во-вторых – обсуждение, поддерживает ли текущее состояние ВОДМВ в Европе культурное разнообразие и насколько адекватно происходит оказание услуг наиболее уязвимым, страдающим от социальной изоляции группам, например, малоимущим детям, мигрантам и национальным меньшинствам, детям с особыми потребностями, а также живущим в географически удаленных и изолированных регионах.
Среди проблем, затронутых на симпозиуме Еврокомиссии по улучшению ВОДМВ «Рано – это важно» (Early Matters), была потребность в увеличении числа количественных и качественных междисциплинарных исследований ВОДМВ, учитывающих европейский контекст.
<...>
Литература
- Bennett J. Improving the well-being of young children in Europe: the role of early years services, Discussion paper, part of EUROCHILD series, New Realities for Children and Young People in Europe, 2009.
- Children in Europe Young Children and their Services: Developing a European Approach, A Children in Europe Policy paper, 2008.
- Council of the European Communities Recommendation on child care (92/241/EEC). Brussels, 1992.
- Council of the European Union Council conclusions on the education of children with a migrant background, 2978th Education, Youth and Culture Council Meeting. Brussels, 29 November 2009.
- Diversity in Early Childhood Education and Training Diversity and Equity: Making Sense of Good Practice. Brussels, 2007.
- Eurochild Eurochild Early Years Education and Care Thematic Working Group Discussion Paper on Common Principles and Definitions, 2009.
- European Commission Childcare Network Quality Targets in Services for Young Children. Brussels, 1996.
- European Economic and Social Committee Opinion of the European Economic and Social Committee on Early childhood care and education, SOC/358. Brussels, 2010.
- Fuller, B. Standardized Childhood: the Political and Cultural Struggle over Early Education, Stanford, 2010.
- May, H. and Mitchell, L. Strengthening communitybased early childhood education in Aotearoa New Zealand: Report of the Quality Public Early Childhood Education Project, Wellington: New Zealand, 2009.\
- NESSE /European Commission Early Childhood Education and Care: Key Lessons from Research for Policy Makers. Brussels, 2009.
- United Nations Committee on the Rights of the Child, United Nations Children’s Fund and Bernard van Leer Foundation A Guide to General Comment : ‘Implementing Child Rights in Early Childhood’, The Hague, Bernard van Leer Foundation, 2006.
- UNESCOhttp://portal.unesco.org/geography/en/ev.php-URL_ID=9874&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html, accessed 2 April 2010.