Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 5. С. 60–67
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса
Аннотация
Представлены результаты исследования, направленного на изучение особенностей взаимоотношений среднестатусного младшего подростка в ученической группе. Рассматриваются вопросы, касающиеся специфической функции таких учащихся, заключающейся в стабилизации интрагрупповых отношений и налаживании благоприятного климата в школьном классе. В исследовании приняли участие 198 учеников 5- и 6-х классов общеобразовательных школ Москвы в возрасте 10–12 лет. Применялся комплекс социально-психологических методов и методических приемов: социометрия, аутосоциометрия, референтометрия, аутореферентометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе. Полученные результаты показывают статистически значимые отличия положения подростков со средним статусом в ученической группе от позиций представителей других статусных категорий. Показано, что именно со среднестатусными учащимися связаны групповые ожидания школьников-подростков.
Общая информация
Ключевые слова: среднестатусный член группы, младший подросток, социометрическая, референтометрическая группа, неформальная властная структуры группы
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Никулин С.А., Сачкова М.Е. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 5. С. 60–67.
Литература
- Алешина Ю. Е., Коноводова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. 1988. № 3.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общ. и возраст. особенности. Минск, 2000.
- Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
- Крупенин А. Л., Петровский В. А. Межиндивидуальное влияние // Личность в общении и деятельности. Ульяновск, 1985.
- Михайлов С. Л. Особенности позиции в группе среднестатусных дошкольников при переходе из детского сада в начальную школу: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2006.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1999.
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
- Сачкова М. Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. М.-Воронеж, 2002.
- Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов н/Д, 2003.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2394
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 2056
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1