Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 5. С. 60–67
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса
Аннотация
Представлены результаты исследования, направленного на изучение особенностей взаимоотношений среднестатусного младшего подростка в ученической группе. Рассматриваются вопросы, касающиеся специфической функции таких учащихся, заключающейся в стабилизации интрагрупповых отношений и налаживании благоприятного климата в школьном классе. В исследовании приняли участие 198 учеников 5- и 6-х классов общеобразовательных школ Москвы в возрасте 10–12 лет. Применялся комплекс социально-психологических методов и методических приемов: социометрия, аутосоциометрия, референтометрия, аутореферентометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе. Полученные результаты показывают статистически значимые отличия положения подростков со средним статусом в ученической группе от позиций представителей других статусных категорий. Показано, что именно со среднестатусными учащимися связаны групповые ожидания школьников-подростков.
Общая информация
Ключевые слова: среднестатусный член группы, младший подросток, социометрическая, референтометрическая группа, неформальная властная структуры группы
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Никулин С.А., Сачкова М.Е. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 5. С. 60–67.
Полный текст
Современная школа оказывает боль- каждого учащегося. Задачи педагогов в шое влияние на психическое и социально- настоящее время оказываются связанны- психологическое становление личности ми не только с необходимостью передачи учащимся набора конкретных знаний, но также с формированием у школьников приемлемой картины мира, подготовкой их к вступлению во «взрослую жизнь». Главными факторами, осложняющими выполнение подобных задач, являются, на наш взгляд, глобальные изменения и в целом высокий темп развития человеческого общества, а также насущные проблемы школьного образования. В связи с этим в последнее время возросла значимость исследований, направленных, прежде всего, на изучение взаимодействий в школьной среде, так как именно характер и направленность отношений учеников между собой и с учителями в большей степени определяют эффективность воздействия ученической группы на развивающуюся личность.
По мнению большинства психологов, периодом, когда у детей особую значимость начинают приобретать групповые взаимоотношения, является младший подростковый возраст (А. Бандура, Э. Эриксон, И. С. Кон, М. Ю. Кондратьев и др.). Школьное сообщество становится для подростка зачастую той ближайшей средой, которая непосредственно определяет формирование различных сторон личности, ее взглядов, оценок, нравственных переживаний. Преобладающий источник беспокойства в этом возрасте - боязнь быть отвергнутым сверстниками. Многие авторы, например, Л. И. Божович, Л. Ф. Обухова, отмечают, что подростки становятся настолько подвержены влиянию группы, что могут даже поступиться своими убеждениями, если их мнение расходится с групповым [2; 8]. В. С. Мухина подчеркивает, что группа создает чувство «мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Часто школьники противопоставляют свою группу другим сообществам, пытаясь выделиться особым стилем одежды, автономными невербальными знаками или жаргонными словечками, подчеркивающими их причастность друг к другу [7]. В таких референтных подростковых группах, по мнению А. Л. Крупенина и В. А. Петровского, в процессе межиндивидного влияния происходит актуализация «идеального бытия» другого индивида, под влиянием которого субъект воспроизводит «заимствованные» у другого способы реагирования на значимую ситуацию или человека [5].
Специфика подросткового периода развития личности в группе детерминирует в первую очередь особенности становления интрагрупповой структуры. Положение личности в школьном классе начинает определяться взаимоотношениями учащегося со сверстниками. В данных условиях стремительно складывающаяся неформальная структура класса может не только не совпадать, но и противоречить официальной системе взаимоотношений, создаваемой и контролируемой учителем. При этом глубокие изменения происходят в структуре мотивов подростка в ситуации выбора партнера по общению и взаимодействию внутри школьного класса. Дети начинают предъявлять друг к другу высокие требования морального характера. Таким образом, ученики данной возрастной категории нуждаются в большом внимании со стороны учителей и психологов. Особый интерес для исследований в данном случае начинает представлять фактор статусных отношений в ученической группе.
Вопросам межличностных отношений и оценки статуса членами малых групп начали уделять внимание в отечественной психологии с 60-х годов XX века. Подобной проблематикой занимались Н. А. Бе- резовин, К. Е. Данилин, В. Р. Кисловская, Я. Л. Коломинский, А. М. Прихожан, Л. С. Славина, Т. В. Снегирева и др. В зарубежной психологии эту идею разрабатывали Р. Линтон, Н. Гросс, А. Харе, Т. Ньюком, Дж. Андерсон, Дж. Пфиффнер, Р. Престус и многие другие.
Говоря о статусном положении подростков в школьном классе, следует отметить, что в своих работах авторы в первую очередь обращались к проблеме групповых лидеров. Исследования в рамках данного подхода проводились, к примеру, Р. Л. Кричевским, Е. М. Дубовской, М. М. Рыжаком, А. В. Маржине, Л. И. Уманским. Феномен лидерства на Западе изучался А. Бине, Л. Терменом, Р Бэйлзом, Л. Картером, Ф. Слейтером и др. В разных исследованиях были обнаружены характерные черты лидеров, сформулированы основные теории, даны типологии. Акцент на специфическом положении аутсайдеров в группах делался психологами реже, однако некоторые работы в подобном направлении все же проводились (Ю. Е. Алешина, А. С. Коноводова, Т. Ау- напуу, В. П. Ермилова, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, Е. О. Смирнова, Е. В. Калягина, С. В. Штак и др.). Особое внимание авторы при этом уделяли выявлению детерминант низкого положения детей в школьном классе. Так, Ю. Е. Алешиной и А. С. Коноводо- вой [1] было определено, что у аутсайдеров зачастую проявляются негативные последствия, связанные с их низким положением в статусной иерархии ученической группы: у них диагностируется повышенный уровень невротизации, тревожности, значимость школьного класса для аутсайдеров становится ничтожно малой.
Следует отметить, что на фоне большого количества исследований «полярных» страт ученической группы практически без внимания остается вопрос изучения отношений учащихся, имеющих средний статус и являющихся, между тем, абсолютным большинством любого контактного сообщества. Несомненно, ученым было бы полезно получить информацию о позиции и основных функциях данной статусной категории в сравнении с другими статусными слоями, а также определить их качественные отличия от других членов группы. Так, например, в работе А. В. Сидоренкова [10], посвященной анализу ситуации внутри микрогрупп, было замечено, что социометрические «звезды» не всегда являются лидерами неформальных объединений внутри класса. Соответственно, возникает вопрос о роли среднестатусных членов группы, по положению приближенных к лидерам, которые также могут оказывать серьезное влияние на систему взаимоотношений внутри ученического сообщества. Следует отметить, что только недавно в российской социальной психологии стали проводиться первые исследования, тематика которых напрямую связана с положением среднестатусного члена группы в сообществах разного типа [4; 6; 9]. Определенные закономерности и зависимости, обусловленные «средней» позицией, были выявлены и проанализированы в группах старших подростков, воспитывающихся в закрытых учебно-воспитательных заведениях, ученических группах старшеклассников, обучающихся в общеобразовательных школах, и в группах воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Однако многие данные требуют дополнения и расширения. Так, например, на наш взгляд, необходимо обратить пристальное внимание и на другие возрастные контингенты испытуемых.
Таким образом, исходя из актуальности и малой разработанности обсуждаемой проблемы, мы поставили цель нашего исследования - изучить особенности интрагрупповых взаимоотношений среднестатусных младших подростков в системе школьного класса.
Результаты знакомства с психологической литературой и целенаправленное наблюдение за жизнедеятельностью ученических групп младших подростков позволили сформулировать гипотезу исследования, согласно которой существуют особые характеристики, качественно отличающие позицию среднестатусного младшего подростка от других статусных категорий ученической группы. Предполагается, что среднестатусные учащиеся выполняют в группе специфическую роль, заключающуюся в стабилизации интрагрупповых взаимоотношений и налаживании благоприятного психологического климата в школьном классе.
Исследование проводилось на базе 5-х и 6-х классов московских общеобразовательных школ. Контингент испытуемых представлен 198 учениками в возрасте 11-12 лет.
В ходе экспериментального исследования помимо опроса компетентных лиц и наблюдения за подростковыми ученическими группами был применен комплекс социально-психологических методик: методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, социометрия, аутосоциометрия, референтометрия и аутореферентометрия. Каждая из перечисленных методик направлена на определение статусных позиций в группе всех учеников. Так, с помощью первой методики все члены группы были распределены на три статусные категории - лидеры, аутсайдеры и среднестатусные члены группы. Далее были получены данные, как каждая статусная категория оценивается одноклассниками с точки зрения эмоциональной привлекательности и референтности. Дополнительную информацию об адекватности восприятия структуры межличностных отношений в ученической группе можно было получить из результатов методик с направленностью вопросов на самого испытуемого (аутосоциометрия и аутореферентомерия).
Результаты
Как показали результаты исследования, во всех изучаемых школьных классах представлена полная интрагрупповая структура отношений, включающая три статусных слоя (лидеры, аутсайдеры, среднестатусные члены группы). Наиболее многочисленной является категория среднестатусных подростков (от 65 % до 70 % от общего числа учеников в разных классах). Опираясь на данные, полученные с помощью методического приема определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, можно сделать вывод не только о характере структуры неформального влияния в сообществе каждого члена группы, но и оценить уровень адекватности их оценки своего положения в группе. Так, в ходе исследования было зафиксировано, что среднестатусные подростки определяют свое место в группе практически также хорошо, как и лидеры. Обе вышестоящие страты (лидеры и среднестатусные) намного реальнее представляют степень влияния членов группы друг на друга, нежели аутсайдеры. Последние, в свою очередь, часто завышают свое статусное положение при оценке отношений, приписывая себе более высокие позиции в школьном классе. В данном случае здесь имеет место открытый Я. Л. Коломинским при исследовании ученических групп феномен самовосприятия, названный «парадоксом осознания» и заключающийся в тенденции завышать свой статус в эксперименте, связанный с проявлением психологической защиты своего «Я», учениками, находящимися внизу статусной иерархии [3]. Данные, что среднестатусные ученики адекватно видят свое место в группе, подтверждаются также выводами диссертационного исследования С. Л. Михайлова [6].
Далее, чтобы обнаружить отличия позиции среднестатусных от других статусных категорий, было проведено исследование аттракционной структуры отношений в группах младших подростков. Нами были получены данные, демонстрирующие высокие социометрические показатели у данной категории испытуемых (табл. 1). Не вызывает сомнения, что среднестатусные являются наиболее избираемой стратой из всех трех групповых слоев, именно им отдано большинство социометрических выборов.
Таблица 1
Данные о социометрических выборах, полученных испытуемыми
от представителей разных статусных категорий (значения в %)
Кого выбирают |
Кто выбирает |
||
|
среднестатусные |
лидеры |
аутсайдеры |
Лидеров |
24,07 |
36,07 |
29,85 |
Среднестатусных |
65,90 |
56,30 |
62,34 |
Аутсайдеров |
10,03 |
7,63 |
7,71 |
Полученные результаты, как видно из приведенных данных, подтверждают предположение, что именно среднестатусные подростки, обеспечивая все статусные категории социометрическими выборами, в большей степени влияют на эмоциональное благополучие и психологический климат внутри группы.
По данным референтометрического исследования было установлено, что среднестатусные подростки также демонстрируют высокую активность в сфере выбора значимых личностей в рамках ученической группы (табл. 2). Однако здесь данные немного отличаются от социометрического этапа.
Так, наибольшее число референтометрических выборов опять получили среднестатусные члены группы (этих выборов было даже несколько больше, чем аттракционных), что говорит о высокой степени значимости данной категории подростков для своих сверстников. Делая поправку, что данная категория представляет подавляющее большинство группы, были посчитаны референтометрические выборы, приходящиеся на каждого участника эксперимента. В итоге оказалось, что значимость среднестатусных подростков достоверно выше, нежели аутсайдеров (t=4,284, данные статистически достоверны при
Таблица 2
Данные о референтометрических выборах, полученных испытуемыми
от представителей разных статусных категорий (значения в %)
Кого выбирают |
Кто выбирает |
||
среднестатусные |
лидеры |
аутсайдеры |
|
Лидеров |
22,32 |
26,62 |
17,04 |
Среднестатусных |
70,27 |
62,92 |
69,21 |
Аутсайдеров |
7,41 |
10,46 |
13,75 |
р<0,001), но ниже, чем референтность лидеров (t=2,01, данные статистически достоверны при р<0,05). Кроме того, следует отметить, что на данном этапе больше мнением аутсайдеров заинтересовались лидеры и низкостатусные члены группы, нежели учащиеся со «средним» статусом. Взаимность выборов в референтометрии оказалась крайне невысокой (Квз=21,36 %), что говорит о том, что младшие подростки еще слабо представляют систему значимых отношений в своих школьных классах. Чаще же взаимными оказывались выборы, произведенные по каналу «среднестатусный- среднестатусный».
Дополнительно к исследованию трех значимых структур ученической группы (аттракционной, референтометрической и властной) нами был подключен комплекс методов, направленных на оценку адекватности представлений школьников о системе межличностных отношений в классе. По данным аутосоциометрии и ауторефе- рентометрии оказалось, что большинство выборов все члены группы ожидают получить от своих среднестатусных сверстников (табл. 3 и 4). Эти результаты говорят о том, что именно на среднестатусных надеется большинство членов группы, рассчитывая на их взаимность и психологическую поддержку. Возможно, зафиксированный факт связано еще и с тем, что среднестатусные являются также носителями основных норм и ценностей группы [9].
При этом результат по шкале «ожидания от среднестатусных» выше баллов по шкалам «ожидания от лидеров» и «ожидания от аутсайдеров», как минимум, вдвое (данные статистически достоверны при р<0,01). Полученные характеристики еще раз демонстрируют качественное отличие категории среднестатусных от остальных членов группы.
Другие данные, полученные на основании сравнения результатов социометрии и аутосоциометрии, продемонстрировали тенденцию среднестатусных более адекватно, нежели другие ученики, оценивать реальную систему статусных отношений внутри класса: коэффициент осознанности выборов у среднестатусных - 48,2 %, у лидеров - 46,8, у аутсайдеров - 5. Статистических различий между уровнем осознанности социометрических отношений у среднестатусных с лидерами не обнаружено, однако различия с аутсайдерами достоверны при р<0,001. Уровень осознанности референтометрических отношений оказался выше у лидеров, чем у других статусных категорий, и у среднестатусных выше, нежели чем у аутсайдеров (р<0,05). Кроме того, важно отметить, что большинство выборов всеми статусными категориями лучше осознаются и правильно определяются, если они были сделаны среднестатусными подростками. В данном случае мы можем утверждать, что именно такая предсказуемость среднестатусных в большей степени и способствует формированию положительной, спокойной, стабильной атмосферы в школьном классе.
Таблица 3
Данные об ожидаемых испытуемыми социометрических выборах от представителей разных статусных категорий (значения в %)
Статусная категория |
Количество ожидаемых выборов |
||
среднестатусные |
лидеры |
аутсайдеры |
|
Лидеры |
20,94 |
36,70 |
22,08 |
Среднестатусные |
71,01 |
56,41 |
65,52 |
Аутсайдеры |
8,05 |
6,89 |
12,40 |
Таблица 4
Данные об ожидаемых испытуемыми референтометрических выборах от представителей разных статусных категорий (значения в %)
Статусная категория |
Количество ожидаемых выборов |
||
среднестатусные |
лидеры |
аутсайдеры |
|
Лидеры |
22,32 |
28,06 |
15,17 |
Среднестатусные |
64,59 |
58,16 |
62,72 |
Аутсайдеры |
13,09 |
13,78 |
22,11 |
Таким образом, на основе полученных результатов можем констатировать, что выдвинутое нами предположение полностью подтвердилось.
Выводы
1. Среднестатусная категория учащихся - наиболее многочисленная и при этом значимая категория структуры межличностных отношений в школьном классе.
2. Среднестатусные школьники адекватно представляют систему межличностных отношений внутри школьного класса. Кроме того, они обеспечивают социометрическими и референтометрическими выборами все статусные категории, выступая связующим звеном между лидерами и аутсайдерами.
3. Подростки со «средним» статусом являются самыми предсказуемыми членами группы, что также положительно сказывается на внутригрупповых процессах и психологическом благополучии школьников. Именно с ними в гораздо большей степени, чем с другими стратами, учащиеся связывают групповые ожидания.
4. Лицам, работающим в системе школьного образования, и в первую очередь педагогам и школьным психологам, необходимо обратить пристальное внимание на категорию «среднестатусных», так как ориентация на данный слой структуры межличностных отношений в группе детей открывает новые возможности для улучшения эффективности деятельности ученической группы, более продуктивного решения внутришкольных конфликтов, а также оптимизации социально-психологического климата в классах.
Литература
- Алешина Ю. Е., Коноводова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. 1988. № 3.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общ. и возраст. особенности. Минск, 2000.
- Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
- Крупенин А. Л., Петровский В. А. Межиндивидуальное влияние // Личность в общении и деятельности. Ульяновск, 1985.
- Михайлов С. Л. Особенности позиции в группе среднестатусных дошкольников при переходе из детского сада в начальную школу: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2006.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1999.
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
- Сачкова М. Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. М.-Воронеж, 2002.
- Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов н/Д, 2003.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2550
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 29
Скачиваний
Всего: 2091
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4