Психолого-педагогические исследования
2011. Том 3. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: студенческая группа, социометрическая, референтометрическая , неформальная властная структуры группы, межличностная значимость, статус
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кондратьев Ю.М., Сачкова М.Е., Кондратьев М.Ю. Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n1/39945 (дата обращения: 09.12.2023)
Фрагмент статьи
В условиях современного российского образования, когда происходит кардинальная смена парадигмальных подходов к обучению и воспитанию и осуществляется, наконец, постепенное вытеснение учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированной, реальным субъектом в рамках образовательной практики становится обучающийся. В связи с этим принципиальную значимость начинают приобретать факторы неформальной системы отношений межличностной значимости. По-особому данные типы взаимосвязей складываются в студенческих группах.
Следует отметить, что в последние десятилетия все больше исследователей обращаются к проблеме изучения межличностных отношений в студенческих сообществах (Г.М.Белокрылова, А.Э.Варчев, К.М.Гайдар, А.Д.Гусейнов, Э.Г.Исаева, Е.Л.Козуб, П.В.Лебедчук, А.М.Муталимова, А.С.Силаков и др.). При этом пристальное внимание уделяется, прежде всего, детерминантам положения учащихся в группах, типам их взаимодействий, а также генезису основных внутригрупповых феноменов. Например, Е.Л.Козуб установила корреляционную зависимость между ценностными ориентациями личности и ее положением в группе [3]. Ею также была выявлена динамика межличностных отношений на разных курсах. Было определено, что на I–II курсах формируется больше микрогрупп и наблюдается небольшое число лидеров; на III–IV курсах группы становятся более открытыми, в этот период можно также зафиксировать самые высокие показатели эмоциональной сплоченности и ценностно-ориентационного единства. А.С.Силаков установил, что уровень адекватности самооценки резко возрастает на II курсе. Адекватность самооценки низкостатусных членов студенческих групп растет соответственно длительности существования группы [7]. А.М.Муталимова доказала, что высокий уровень межличностных отношений связан с умеренной экстраверсией и средней тревожностью членов группы, средний – с высокой экстраверсией, низкий – с интроверсией, а также с высокой или низкой тревожностью испытуемых [5].
<...>
Литература
- Варчев А.Э. Социально-психологические особенности современной студенческой учебной группы: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 2003.
- Гайдар К.М. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 1994.
- Козуб Е.Л. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческой группе: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 1994.
- Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества: Учеб. пособие. М., 2006.
- Муталимова А.М. Взаимосвязь темперамента и особенностей межличностных отношений в студенческих группах педагогического вуза: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 1998.
- Сачкова М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. М. – Воронеж, 2002.
- Силаков А.С. Организованность группы как фактор, влияющий на динамику адекватности осознания статусной структуры индивидуумами с полярным статусом // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях / Отв. ред. А.С.Чернышев. Курск, 2000.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2836
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1146
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0